Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
22 марта 2010, 22:15 • Общество

Церковь берет свое

Новодевичий монастырь передан Церкви

Церковь берет свое
@ wikipedia.org

Tекст: Антон Размахнин

В понедельник Новодевичий монастырь в Москве был передан в бессрочное безвозмездное пользование Московской епархии Русской православной церкви. Соответствующий акт был подписан руководителем Росимущества Юрием Петровым и патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Это лишь один из шагов в масштабной кампании передачи религиозным общинам культовых предметов старины и искусства, а также объектов недвижимости. Только в 2008−2009 годах произошло несколько знаковых событий в этой области.

На территории Церкви

Церемония подписания акта о передаче архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии состоялось в понедельник в патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве, сообщает «Интерфакс». Государственный исторический музей, до нынешнего момента пользовавшийся частью помещений монастыря, будет выведен из стен Новодевичьего до конца этого года.

Если со знаменитыми иконами процесс начался лишь в последние годы, то здания старинных храмов с их иконостасами и росписями уже давно передаются в пользование Русской православной церкви

«Мы выражаем сердечную благодарность российскому государству за этот акт исторической справедливости», − сказал журналистам после церемонии подписания патриарх Кирилл. Он также отметил, что «справедливость восстанавливается без каких-либо потрясений как для Церкви, так и для мира культуры». В свою очередь, Петров поддержал слова патриарха о том, что с подписанием договора «историческая справедливость оказывается восстановленной».

Представители Исторического музея на церемонии не присутствовали и происходящее не прокомментировали. «Это давно было решено, мы уже отволновались. Когда скажут – вывеземся», − заметил в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД не пожелавший представиться научный сотрудник ГИМ.

В ходе подписания документа особо отмечалось, что монастырь, комплекс которого является памятником всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, составляет в соответствии с законодательством исключительную собственность Российской Федерации и потому не может быть передан в собственность РПЦ.

Напомним, что основанный в 1524 году Новодевичий монастырь был закрыт в 1922 году; присутствие Русской православной церкви в этих стенах возобновилось в 1943 году (там были открыты богословские курсы), а с 1994 года в обители была возобновлена монашеская жизнь. Идея о полном возврате монастыря РПЦ была выдвинута в прошлом году, а 5 января 2010 года премьер Владимир Путин на встрече с патриархом Кириллом заявил, что правительство собирается в течение этого года полностью передать монастырь церкви и освободить его от остальных пользователей.

Взамен передаваемых Московской епархии объектов Новодевичьего монастыря музею были предоставлены равноценные здания на территории Москвы, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Росимущество.

При этом в пяти храмах монастыря после их передачи Церкви останутся музейные предметы − иконостасы, включающие 250 икон XVI−XIX веков, составляющие государственную часть музейного фонда РФ. За ними, по закону, должен быть сохранен музейный уход.

Не первый случай

Между тем передача РПЦ Новодевичьего монастыря является лишь одним из шагов в масштабной кампании передачи религиозным общинам (в первую очередь, Русской православной церкви) культовых предметов старины и искусства, с советских времен находившихся в музеях. Только в 2008−2009 годах произошло несколько знаковых событий в этой области.

В первую очередь, речь идет о ценнейших иконах, составляющих национальное достояние России и хранившихся в музеях страны. Так, в 2009 году была передана в подмосковный храм «Торопецкая» икона Богоматери XIV века – официально она находится на выставке, представители Русского музея, сохраняющего икону, утверждают, что за ней обеспечивается надлежащий уход. По словам директора Русского музея Владимира Гусева, если с иконой что-то произойдет во время этой выставки, он изменит свою позицию в отношении к Церкви и ее праве на музейные иконы. Еще более известную икону пытались вывезти на выставку годом ранее – в Троице-Сергиеву лавру хотели отвезти «Троицу» Андрея Рублева.

Если со знаменитыми иконами процесс начался лишь в последние годы, то здания старинных храмов с их иконостасами и росписями уже давно передаются в пользование Русской православной церкви, что иногда вызывает нарекания искусствоведов. Однако здесь ситуация гораздо более мирная, и часто она решается компромиссным образом.

Так произошло в 2009 году с Соловецким музеем, где пост директора теперь занимает настоятель монастыря архимандрит Порфирий (Шутов). Бывший директор музея Михаил Лопаткин стал главой поселения на острове Соловецкий. Таким образом, вся власть на территории монастыря оказалась в руках РПЦ – мирным, «династическим» образом.

За и против

Аргументы искусствоведов делятся на две группы. Часть экспертов и общественников возмущается тем, что в светском государстве должен быть обеспечен равный доступ посетителей для осмотра общенационального достояния. Об этом, в частности, заявляли сотрудники Третьяковской галереи во время истории с «Троицей», которую, в конце концов, не стали вывозить из музея.

Профессионалы-искусствоведы, в том числе реставраторы архитектуры и живописи, сомневаются, что в руках РПЦ наследие сможет сохраняться так же хорошо, как в музеях. В частности, указывается на то, что «Торопецкая» Богородица настолько изношена и находится в столь критическом состоянии, что едва ли переживет выставку в подмосковном храме.

В пользу этой позиции говорит состояние росписей в старинных соборах Владимира – за несколько лет эксплуатации в качестве обыкновенного храма Успенский и Дмитриевский соборы потеряли часть своих с трудом отреставрированных фресок.

В пользу церковной «реституции» также существуют два основных аргумента. Во-первых, большинство культовых предметов (однако не все) до революции 1917 года действительно находились в бессрочной и безвозмездной собственности Русской православной церкви. Во-вторых, в глазах верующих старинная икона или чаша – не столько предмет искусства, сколько намоленная святыня, которая полноценно существует лишь в храме.

Впрочем, важность надлежащего ухода за церковными древностями Московский патриархат вполне осознает: со стороны как патриарха Кирилла, так и других высших церковных иерархов уже раздаются заявления, осуждающие небрежное отношение к старине и предметам искусства. Без сомнения через некоторое время важность такого подхода осознают и все члены Церкви. Вопрос только в том, когда именно это произойдет и не потеряет ли Россия за это время часть своего наследия.

..............