Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

10 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
13 сентября 2011, 22:30 • Политика

«ВМС у Турции сильнее»

Евгений Бужинский: ВМС сильнее у Турции, а летчики у Израиля

«ВМС у Турции сильнее»
@ ssm.gov.tr

Tекст: Андрей Резчиков

«Израиль – это крайне высокотехнологичные вооруженные силы с большим боевым опытом», – сказал газете ВЗГЛЯД генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский. Боеспособность турецкой армии он оценил гораздо ниже, а потенциал армии Египта, по его мнению, так и не вырос с тех времен, когда эта страна постоянно терпела поражения от еврейского государства.

Во вторник премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая на заседании Лиги арабских государств в Египте, впервые предупредил, что соседний Израиль проводит самоубийственную политику, тем самым поставив под сомнение существование еврейского государства.

Египетская армия не далеко ушла с тех времен, когда она терпела поражения в нескольких войнах с Израилем

Кроме того, в интервью египетской газете «Аш-Шурук» премьер разъяснил свое недавнее решение направить военные корабли к берегам Израиля. «Все, что мы сказали, – это то, что военные корабли будут защищать турецкие суда от атак в международных водах», – сказал Эрдоган.

По его словам, Турция не стремится к военному противостоянию с Израилем, но флот «готов к любому сценарию, даже самому худшему». «Это наше законное право, и никто не может его отрицать. Это заявление разозлило Израиль, потому что он хочет сохранить свой контроль над международными водами на Ближнем Востоке», – отметил Эрдоган.

Во вторник вечером стало известно, что власти Турции решили направить в Газу три фрегата для сопровождения гуманитарных грузов, сообщает турецкая газета Sabah. Газета пишет, что в случае, если турецкие корабли встретят израильское военное судно за пределами израильской прибрежной зоны, «они подойдут на расстояние 100 метров от судна и обезвредят его оружейные системы», передает MIGnews.com.

Издание также цитирует вице-премьера Израиля Дана Меридора о том, что меры, предпринятые Эрдоганом, – «жесткие и серьезные». Меридор сказал: «Наш лучший ответ – молчание. Будем надеяться, что этот феномен пройдет».

Премьер-министр Турции назвал Израиль «избалованным ребенком», которого перестал удовлетворять «государственный терроризм, который он использует против палестинцев». «Израиль отказался прислушаться к голосам разума с Запада, которые призвали его извиниться перед Турцией за убийство ее сыновей. И что же делает Израиль? Обвиняет тех, кто осмеливается критиковать его в антисемитизме», – добавил Эрдоган.

Выступая на заседании Лиги арабских государств, он заявил о необходимости признания палестинского государства в границах 1967 года. Его речь несколько раз прерывалась бурными аплодисментами.

Евгений Бужинский (фото: РИА

Евгений Бужинский (фото: РИА "Новости")

О том, что на самом деле происходит в треугольнике между Турцией, Египтом и Израилем, газете ВЗГЛЯД рассказал член Экспертно-консультационного совета при ПИР-Центре, бывший начальник Международно-договорного управления – заместитель начальника Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России, генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский.

ВЗГЛЯД: Евгений Петрович, в интервью египетской газете «Аш-Шурук» Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция не стремится к военному противостоянию с Израилем, однако национальный флот «готов к любому сценарию, даже самому худшему».

Евгений Бужинский: Да, сказал Эрдоган что-то приятное определенной египетской аудитории. Это политика. Сегодня сказал, а завтра приехал в Анкару и заявил, что вы меня неправильно поняли. Война Турции с Израилем, по моему глубокому убеждению, из области фантастических сценариев, типа войны Соединенных Штатов с Бразилией. Это рассуждения одного порядка.

Я в это не верю. Пропагандистски можно сказать все что угодно и даже то, что турецкий флот готов к войне с Израилем. Ради чего? Война просто так не начинается. Сначала должна быть причина, а потом повод. Где причина возможного конфликта?

ВЗГЛЯД: Возможно, Анкара просто имитирует нарастание своего конфликта с Израилем и таким образом поднимает свой престиж? Турция не скрывает желания стать региональным лидером. В стране растут исламистские настроения...

Е.Б.: А для того чтобы стать региональным лидером, нужно стать на путь исламского радикализма? Стратегическая цель Турции – войти в Евросоюз. От нее никто еще не отказывался. Эрдоган последовательно выполняет все рекомендации Евросоюза. В частности, совсем недавно взял под контроль основную силовую составляющую турецкого общества – военных.

Да, там есть рост исламистских настроений. Но Эрдоган – умный человек, он старается сдерживать этот рост. В свое время на пляжах турецкого побережья Эгейского моря появились первые женщины топлесс, и это в мусульманской стране. Конечно, подобная светскость не всем в Турции нравилась. Сейчас это умеренное мусульманское государство. Никакого мусульманского радикализма в Турции нет, никаких законов шариата. Это не Иран.

Эпизод с «Флотилией свободы»? Да, туркам это неприятно. Еще более им неприятно, что Израиль не извинился. Но это не повод для войны.

ВЗГЛЯД: Но в Египте, Тунисе и Ливии после революций явно растут антиизраильские настроения. Именно эти страны объезжает сейчас Эрдоган.

Е.Б.: Да, к власти в этих странах могут прийти радикальные исламисты. Это вполне возможно. То, что Соединенные Штаты и страны Евросоюза этому не препятствуют, а в ряде случаев прямо способствуют, я считаю довольно близоруким с их стороны. Но Турция – это категория совершенно другого порядка. Ставить Турцию в один ряд с Египтом и Ливией просто некорректно.

Правительство Эрдогана  всячески дистанцируется от радикального исламизма и стремится в Евросоюз. Представить Турцию в роли агрессора для меня крайне затруднительно. Где причина нападения на Израиль у Турции? В том, что их судно потопили, которое пыталось в Газу прорваться, и Израиль не извинился? Это, скажем так, повод немного понизить уровень военного сотрудничества и дипломатических отношений, не более.

ВЗГЛЯД: И все же вы могли бы сравнить военный потенциал Египта, Турции и Израиля?

Е.Б.: Турция – это почти полумиллионные вооруженные силы. Вторые по численности в НАТО после вооруженных сил США. Причем не только по численности личного состава, но и по количеству основных видов вооружения и военной техники.

Израиль – это крайне высокотехнологичные вооруженные силы с большим боевым опытом, хотя и меньшие по численности (примерно 200 тысяч, а также 445 000 резервистов).

#{smallinfographicleft=503728}Вооруженные силы Египта – вопрос сложный. По численности сопоставимы с турецкими вооруженными силами (более 400 тыс. человек). Но по степени готовности? Я не думаю, что они далеко ушли с тех времен, когда они терпели поражения в нескольких войнах с Израилем.

Что касается высокотехнологичных видов ВС, то при примерно равном количестве боевых самолетов, подготовка и боевой опыт израильских летчиков значительно выше. А вот военно-морские силы, в первую очередь в количественном отношении корабельного состава, значительно сильнее у Турции.

ВЗГЛЯД: Турция и Египет теоретически могут объединить свои силы для войны с Израилем?

Е.Б.: Это невозможно. Турция – член НАТО, союзник США. Израиль – тоже стратегический союзник Соединенных Штатов, хотя и не состоит с ними в альянсе. Я не представляю себе, чтобы Турция и Израиль когда-нибудь в обозримом будущем воевали бы друг с другом.

Египет – клиент США, ежегодно получающий от них военную помощь в очень значительных размерах. Предположить, что союзники Соединенных Штатов сойдутся в схватке, – это из области фантастики. Но если в Египте к власти придут «Братья-мусульмане*», если произойдет полная переориентация государственной политики Египта на воинствующий исламизм, тогда другое дело.

#{weapon}ВЗГЛЯД: Насколько вообще турки свободны в своих действиях, ведь они – члены НАТО, могут ли они напасть на другую страну без разрешения коллег по альянсу?

Е.Б.: Тут нет такого понятия, как «разрешение НАТО». Но Турция – это не самодостаточная в военном отношении страна. Она сильно прогрессирует, имеет значительный экономический и военный потенциал, но все-таки все вооружение – западное.

Это американская  и западноевропейская техника. Да, некоторую номенклатуру авиационной, военно-морской и бронетанковой техники турки у себя собирают. Собирают самолеты F-16, танки «Леопарды», подводные лодки. Это сборочное производство, причем все лицензии – западные.

Но вести боевые действия против сопоставимого по силам противника без разведывательно-информационной и материально-технической поддержки альянса она вряд ли способна.

ВЗГЛЯД: Сообщается, что на этой технике все израильские цели обозначены как «дружеские», и по ним стрелять нельзя? Правда ли, что сейчас турки массово «перепрошивают» такую технику?

Е.Б.: Не думаю, что так просто массово «перепрошить».  А что там «перепрошивать» в авиационной технике? Систему «свой-чужой»? У них у всех натовские стандарты, объединенная система ПВО. У Турции нет нужды «перепрошивать» программное обеспечение для чисто национальных нужд, так как вся боевая подготовка турецких вооруженных сил проходит по коалиционным планам и предусматривает опору на потенциал альянса, в первую очередь разведывательный и материально-технический.

ВЗГЛЯД: Тогда зачем один из высокопоставленных командиров армии Израиля, правда, на условиях анонимности, уже заявил, что вероятность большой войны на Ближнем Востоке возрастает, причем в ней будет применяться оружие массового поражения?

Е.Б.: Израиль беспокоит то, что происходит в результате арабских революций. В Египте единственная политическая сила, способная победить на выборах, – это «Братья-мусульмане», которые при Мубараке находились в подполье. Последние события в Каире показывают, что вся эта антиизраильская истерия, кульминацией которой стал недавний штурм израильского посольства, может превратить Египет во враждебную Израилю страну, что, конечно, не может не беспокоить израильтян.

В Сирии то же самое. Единственная альтернатива Башару Асаду – исламисты. Других серьезных политических сил в Сирии я не знаю. То же самое в Ливии. Кто пришел к власти? Трудно сказать. Они уже заявляют о том, что Ливия будет жить по законам шариата. Там, где произносятся слова «законы шариата», вы сами понимаете, куда это ведет.

Израиль это беспокоит. Он начинает чувствовать себя в окружении враждебных государств. Если пять лет тому назад все шло к тому, что для ближневосточного урегулирования Израилю нужно было договориться с палестинцами, то сейчас это уже становится проблемой для Израиля – находиться в окружении государств, которые испытывают к нему далеко не теплые чувства.

ВЗГЛЯД: На этом фоне растет ли вероятность, что Израиль однажды применит свое ядерное оружие?

Е.Б.: Израиль может применить свое ядерное оружие, если на карту будет поставлено существование этого государства как такового. Но до этого, уверен, дело не дойдет.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ