Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.

9 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Нефтяные активы как барометр мира

Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

5 комментариев
16 декабря 2011, 18:07 • Политика

«Фукусима» аукнулась

Россия пока не сможет строить новые АЭС в Индии

«Фукусима» аукнулась
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков

В Кремле прошли переговоры президента России Дмитрия Медведева и индийского премьера Манмохана Сингха. Стороны не смогли подписать готовое соглашение о строительстве АЭС «Куданкулам». Как пояснили в Росатоме, причиной отмены стали массовые протесты индусов, усилившиеся после катастрофы на АЭС «Фукусима» в Японии.

В пятницу президент Медведев провел в Большом Кремлевском дворце переговоры с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом, прибывшим в Москву с официальным визитом. Встреча лидеров стала уже третьей за год. В апреле Медведев и Сингх участвовали во встрече в верхах БРИКС в Китае, а в ноябре – в саммите G20 во Франции. Год назад Медведев посетил Индию, побывав не только в столице Дели, но и в городах Агре и Мумбаи.

Индийская сторона попросила отсрочку, чтобы урегулировать проблемы с протестами местного населения, доказать абсолютную безопасность станции

Помимо общих вопросов российско-индийского стратегического партнерства, лидеры обсудили ситуацию на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Афганистане, Пакистане и вокруг иранской ядерной программы. Как передает РИА «Новости», Медведев поставил «самую высокую оценку» российско-индийским отношениям.

Медведев поддержал вступление Индии в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и назвал ее реальным кандидатом на членство в Совбезе ООН. «Рассматриваю Индию в качестве реального, сильного кандидата на место постоянного члена – в случае принятия решения по расширению Совбеза», – приводит «Интерфакс» слова Медведева.

По его словам, у индийских компаний есть хорошие возможности подключиться к строительству российских нефтехимических комплексов. «Осуществляется взаимовыгодное партнерство по проекту «Сахалин-1», – сказал президент, отметив, что российские атомщики завершают подготовку к пуску первого энергоблока индийской АЭС «Куданкулам».

Тем не менее, как рассказал после переговоров глава Росатома Сергей Кириенко, сторонам не удалось подписать готовые документы на сооружение Россией третьего и четвертого блоков АЭС «Куданкулам».

Напомним, Россия достраивает первый и второй блок «Куданкулама» и рассчитывает выиграть заказ на постройку третьего и четвертого блоков. Индия планирует строить АЭС, кроме «Куданкулама», еще на двух площадках. В общей сложности речь идет о постройке 16–20 энергоблоков АЭС.

Проблемы вокруг строительства новых блоков в Куданкуламе возникли несколько месяцев назад в связи с массовыми протестами местных жителей. Протесты особенно усилились с весны, после катастрофы на АЭС «Фукусима» в Японии.

Как заявил в пятницу газете «Коммерсантъ» посол Индии в России Аджай Мальхотра, эти протесты «отражают страхи перед тем, что АЭС может отрицательно сказаться на жизни людей и окружающей среде». «Мы относимся к таким опасениям со всей серьезностью и уже создали группу независимых экспертов, чтобы дать объективную оценку ситуации. При этом мы выполним все обязательства в сотрудничестве с Россией в атомной энергетике», – заверил дипломат.

Глава пресс-службы Росатома Сергей Новиков подтвердил газете ВЗГЛЯД, что причиной отмены соглашений стали общественные протесты. Он также напомнил о словах Кириенко, сказанных после переговоров Медведева с Сингхом, о том, что документы на постройку 3-го и 4-го блоков АЭС «Куданкулам» готовы и согласованы.

«Индийская сторона попросила незначительную отсрочку, чтобы окончательно урегулировать проблемы с протестами местного населения, объяснить и доказать абсолютную безопасность станции», – рассказал Новиков.

Заказ на 42 «cушки»

Зато более успешно в Кремле прошел диалог по военно-техническому сотрудничеству. Стороны подписали пакет документов о поставках дополнительно 42 комплектов для лицензионной сборки истребителей Су-30МКИ (флагман индийских ВВС). Таким образом Индия вновь подтвердила свое лидерство среди импортеров продукции российского ВПК с 2007 года, когда она впервые опередила Китай.

Впрочем, как уже отмечала газета ВЗГЛЯД, конкуренция на оружейном рынке Индии обостряется, и индусы все чаще предпочитают закупать боевую технику у Израиля и США.

Самыми масштабными совместными проектами считается лицензионная сборка в Индии Су-30МКИ, танков Т-90С, авиадвигателей, производство крылатых ракет «Брамос», поставки вертолетов Ми-17.

После переговоров Медведев отметил, что сотрудничество с Индией в военно-технической сфере вышло на «беспрецедентный уровень». «Мы заинтересованы в участии индийских партнеров в таких проектах, как разработка истребителя пятого поколения, многоцелевого транспортного самолета», – сказал президент.

В итоговом заявлении также говорится, что Индия должна стать полноправным членом Группы ядерных поставщиков. Еще стороны поддержали центральную роль МАГАТЭ и ее системы гарантий в обеспечении использования атомной энергии в мирных целях. В этом контексте Россия и Индия считают односторонние санкции против Ирана контрпродуктивными, но при этом призывают Тегеран к тесному сотрудничеству с МАГАТЭ.

Также Медведев и Сингх считают, что проблемы на Ближнем Востоке и в Северной Африке должны решаться мирно и без вмешательства извне. «Фундаментальные перемены, происходящие в странах Ближнего Востока и Северной Африки, должны использоваться не как предлог для затягивания процесса урегулирования застарелых конфликтов, а как стимул для их разрешения», – уверены лидеры, которые «высказались в пользу достижения всеобъемлющего, справедливого и окончательного урегулирования арабо-израильского конфликта на основе общепризнанных норм международного права».