Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

3 комментария
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
22 октября 2011, 10:30 • Политика

Тандем и его команда

Итоги недели: Путин, Медведев, Каддафи, Кенгуру

Тандем и его команда
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Михаил Бударагин

Главными героями политической недели стали Дмитрий Медведев и Владимир Путин. Президент оперативно созвал «большое правительство», пообещав общественности прямое участие в работе исполнительной власти, а премьер дал интервью трем федеральным телеканалам, в котором рассказал о будущем страны. Лишь один человек смог в эту повестку втиснуться боком.

Прошедшая неделя была настолько радостней предыдущей, что стоит робко понадеяться на то, что так будет и впредь.

Задал тон президент Дмитрий Медведев, который прямо в субботу недвусмысленно дал понять, что именно нужно будет обсуждать все семь дней. Следом выступил и Владимир Путин, в очередной раз развеявший все сомнения относительно крепости тандема. А там уж пошло-поехало.

Главный тренд этой недели – наконец-то – движуха, работа, перемены и борьба. Борьба, прежде всего, за общий тон дискуссии, которая идет – задолго до выборов – уже о послевыборной ситуации, и это само по себе говорит о многом.

Суббота, 15 октября

Выходные дни были насыщенными. Дмитрий Медведев встретился со сторонниками и предложил сформировать «большое правительство», которое должно, по мнению президента, стать способом эффективного взаимодействия между властью и людьми. Общественная реакция менялась всю неделю – от недоумения и неприятия к пониманию и желанию внести свои предложения.

Дмитрий Медведев предложил создать «большое правительство». В каком министерстве такого правительства хотели бы работать вы?



















Результаты
49 комментариев

Дмитрий Медведев: Самое сложное – найти баланс между тем, чтобы власть была властью, а не тряпкой, а с другой стороны, чтобы все общественные силы могли участвовать в развитии страны, чтобы мы их не зажимали. Все чиновники должны понять, что не всем можно управлять эффективно, и поделиться полномочиями.

Марат Гельман*, член Общественной палаты: Если во главе партии – будущий глава правительства, это мобилизует людей, которые выбирают прагматически. Избирателям, которые голосуют по принципу «нравится – не нравится», то есть выбирают кандидата как девушку, идеи вообще мало помогают определиться. А для прагматиков выступление Медведева было значимым электоральным сигналом.

Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики: Контроль исполнения решений должен из закрытого стать публичным, к отчетам исполнителей должны добавиться интернет-форумы для обсуждения того, как выполняется каждое мероприятие, будь это поставка компьютеров или повышение зарплаты бюджетников. Отчет перед начальником будет дополнен отчетом перед гражданами. Прозрачными, в том числе, станут стадия планирования госзакупок и выполнение заключенных контрактов.

Марина Литвинович, политтехнолог: Либералы во многом остались заложниками своей старой повестки дня и не включили в нее пункт о модернизации и пункт о переменах. И не стали на эту тему работать, активно присваивая ее и автоматически делая Медведева своим союзником. Для этого был удобный момент, и теперь неясно, появится ли он когда-либо в ближайшем будущем.

Максим Кононенко, колумнист газеты ВЗГЛЯД: В большом правительстве я мог бы быть министром малой формы. Но я не вижу себя в этом правительстве.

Сергей Минаев, писатель, телеведущий: Сегодня @tina_kandelaki на встрече с @MedvedevRussia установила рекорд, сказав 8000 слов за 2,4 минуты.

От автора: Медведев, конечно, сделал едва ли не самый мощный предвыборный ход: перешагнув через 4 декабря, сразу объявил о формировании правительства победителей. Они, эти победители, и должны отчасти выковать успех партии Путина и Медведева на выборах. На это, в том числе, очевидно, делается ставка. Оппозицию – по крайней мере, пока – никто в расширенное правительство не зовет. И, чтобы позвали, придется на выборах удивлять. Пока же противникам власти нечем удивить. Они – против, но это-то как раз сто лет как не новости.

Понедельник, 17 октября

Неделя началась с большого интервью, которое дал руководителям трем федеральных каналов Владимир Путин. Премьер в очередной раз объяснил (видимо, для тех, кто в танке), что никаких разногласий в тандеме нет, и политика, начатая Дмитрием Медведевым, будет продолжена. Также Путин отдельно остановился на сравнении нынешней эпохи с «брежневскими временами», пояснив, что считает такие сопоставления некорректными.

Владимир Путин не ожидает возвращения застоя (фото: ИТАР-ТАСС)

Владимир Путин не ожидает возвращения застоя (фото: ИТАР-ТАСС)

Владимир Путин: Говорят, скоро вернутся брежневские времена застойные. Во-первых, и в советские времена, и даже в начале 90-х – я не хочу, чтобы это выглядело как огульная критика – было много и позитивного, но я что-то не припомню, чтобы послевоенное советское руководство, лидеры советские послевоенные так же интенсивно работали, как это делаю я или действующий президент Медведев Дмитрий Анатольевич. Они (советские руководители) не могли и в силу физического состояния, и в силу непонимания, что надо делать. Может быть, и шевелились бы, только не понимали. И не было воли для того, чтобы это делать.

Павел Данилин, колумнист газеты ВЗГЛЯД: Путин дает интервью точно так же, как и Медведев, тем же самым трем телеканалам. Это не ревность, не попытка миру показать, что он такой же, а демонстрация командного духа. Собственно, эти два политика рассматривают общество с одних и тех же точек зрения и говорят с ним на одном и том же языке.  Важно также, что к Народному фронту присоединяется команда большого правительства.

Егор Холмогоров, главный редактор сайта «Русский обозреватель»: Я, конечно, не знаю рабочего графика В. В. Путина, но, думаю, А. Н. Косыгина он обидел напрасно. Да и вообще поколение молодых сталинских наркомов – Косыгин, Устинов, Малышев и т. д. подбиралось по набору качеств, в которые трудоголизм входил в качестве важнейшей части пакета.

Михаил Соломатин, колумнист газеты ВЗГЛЯД: При том, что меня сильно покоробили обстоятельства рокировки, в самом возвращении Путина поводов для истерики я не вижу. Если уж тандем еще 4 года назад предусматривал возможность такой комбинации, так ведь народ не дурак и загодя подумал о том же самом. Что уж теперь скрывать. Надо жить дальше, а пространство для добрых дел остается при любом режиме. Разумеется, ситуация не может быть целиком сведена к «стерпится – слюбится», но и этот угол зрения для нас, российских обывателей, немаловажен.

Sergei Kliavlin, блогер Russia.ru: Нравится Путин, не нравится – это уже дело частное... Но, что объективно, лучше Путина сейчас никого нет...

От автора: Путин остается самым популярным российским политиком вот уже больше десятилетия. И то, что мы наблюдаем сейчас, – всего лишь начало нового этапа «эпохи Путина», которого любят, ненавидят, о котором спорят, которого проклинают и которым восхищаются. И когда-то, видимо, наши дети на школьных уроках будут слушать о Путине как о фигуре совсем легендарной, вроде Черчилля. Это само по себе уже завораживает, если честно.

Кроме выступления Владимира Путина понедельник порадовал нас дебатами проекта «Кенгуру» между Сергеем Митрохиным и Эдуардом Лимоновым, которые спорили, ходить ли им на выборы или нет. Судя по всему, стороны друг друга не убедили, и Митрохин на выборы пойдет (он, в общем-то, лидер партии «Яблоко», ему по должности положено), а Лимонов – нет, потому что он собирается устраивать акции протеста. Таковых, впрочем, давно уже не видно.

Вторник, 18 октября

Кроме Медведева и Путина, на этой неделе привлечь внимание к себе смог лишь экс-министр финансов Алексей Кудрин, который вновь высказался против нынешней экономической политики тандема и призвал начать экономить. Кудрина можно обвинить во всем, кроме непоследовательности: те же соображения о бюджете, нефти и налогах он высказывал всегда. Судя по реакции властей, слушать опального министра вряд ли кто-то станет.

Алексей Кудрин снова предупредил о кризисе (фото: ИТАР-ТАСС)

Алексей Кудрин снова предупредил о кризисе (фото: ИТАР-ТАСС)

Алексей Кудрин: Сейчас Россия стоит перед необходимостью создания новой модели роста экономики – не на базе роста спроса, подогретого вливаниями нефтяных ресурсов, а на основе роста частных инвестиций, подкрепленного стабильной финансовой системой с низкой инфляцией и низкой ставкой кредитования, наряду с иными институциональными преобразованиями.

Аркадий Дворкович, помощник президента России: МВФ говорил о том, что мы имеем возможность выйти на территорию устойчивого роста мировой экономики в 3–4%. Мне кажется, этого ожидать бессмысленно, нас, к сожалению, ожидает период довольно медленного роста глобальной экономики, возможно, 1–2% в год на протяжении по крайней мере пяти–семи лет.

Василий Гатов, медиа-аналитик: Довольно осторожно – нравится. То есть круто, что экономическая дискуссия продолжается, что Ъ дал слово Кудрину, что Кудрин четко артикулирует насчет оборонного заказа. Но чувствуется дефицит ideefix, «зачем все это».

Иван Засурский, главный редактор «Частного корреспондента»: Конечно, Кудрин прав в отношении военных расходов, однако речь должна идти о придании им характера «условных» – ведь если госзаказ будет сорван, то деньги останутся в бюджете, а значит, и говорить не о чем. А вот что делать с самоубийственной кудриномикой, он не пишет.

Catfish, блогер Russia.ru: Был министром финансов – говорил о необходимости повышения пенсионного возраста, а уволили – говорит о повышении пенсий и зарплат. Так ценность всех его рассуждений – нулевая.

#{smallinfographicright=531718} От автора: Текст Кудрина с экономической точки зрения – «послание элитам» человека, который очень долгое время был частью этих самых «элит», такое осторожное предостережение. Но политически Кудрин совершенно беспомощен, и его – очень умное – рассуждение в «Коммерсанте» лучше всяких заявлений свидетельствует о том, что никакую партию он никогда не возглавит. С таким задором ходят не на выборы, а на собеседование. Так что, потенциально возможный политический противник тандема так и остался лишь экономическим критиком.

Среда, 19 октября

Середина недели стала бенефисом президента, который снова собрал своих сторонников, чтобы выслушать предложения и подробно рассказать о «большом правительстве». «Я полагаю, что бюрократическое ядро такого рода правительства должно быть абсолютно компактным, недорогим, необременительным для налогоплательщиков, для всех наших граждан», – заявил Медведев. Также президент добавил, что Общественный комитет сторонников «нужно сделать постоянным совещательным органом при правительстве». «Это не значит, что он должен подменять правительство, но, во всяком случае, с разумной периодичностью такой Общественный комитет мог бы проводить свои сессии, встречаться с руководством правительства».

Михаил Абызов стал координатором Общественного комитета сторонников Дмитрия Медведева (фото: ИТАР-ТАСС)

Михаил Абызов стал координатором Общественного комитета сторонников Дмитрия Медведева (фото: ИТАР-ТАСС)

Михаил Абызов, координатор Общественного комитета сторонников президента: Мы реализуем большое количество проектов, которые соответствуют задачам модернизации. Поэтому продолжение этой работы для нас является абсолютно органичным. Мы будем продолжать ее.

Дмитрий Рогозин, постпред России при НАТО: Любое решение, которое принимается главой государства или правительства, должно пройти через сито очень строгого экспертного анализа. Поэтому к этим аналитикам следует отнести не только соподчиненных ведомственных аналитиков, экспертов в министерствах, но и экспертов, работающих в рамках неправительственных организаций, научных институтов и т. д.

Тина Канделаки, телеведущая, член Общественной палаты: Меня поражает лояльность и упорство президента Медведева, с которым он говорит и убеждает окружающих, что он слышит всех, кто высказывается в его адрес, слышит даже те нескончаемые потоки безосновательной критики, которые на него обрушились в последнее время.

Иван Огнев, эксперт по региональной политике, консультант по стратегическому развитию: И если вчера базисом российского государства были нефть и газ, то завтра реальным объединяющим моментом, новой национальной идеей, обеспечивающей решение задач модернизации страны, могут быть децентрализация (для обеспечения устойчивости и конкурентоспособности) и культура (как инструмент прорыва России в число реальных глобальных лидеров).

Роберт Шлегель, депутат Государственной Думы: Я думаю, есть много активных граждан, готовых принять участие в работе большого правительства, думаю, что коммуникационные и прочие возможности позволяют достаточно большому количеству людей участвовать в принятии решений государственного уровня, а потом контролировать исполнение этих решений. В правительстве должны работать и высказывать свои мнения самые разные люди.

Владимир Бурматов, блогер, заведующий кафедрой политологии и социологии Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова: Медведев говорит про ипотеку, а я представляю себе @mironov_ru, одиноко мокнущего под дождем в Липецке – небритого и никому не нужного.

От автора: Медведев начал масштабное переустройство того типа «вертикали», который сложился за последние 10 лет, притом стремится сделать это так, чтобы не пострадал сам принцип сильного государства с работающим аппаратом. Теперь для этой работоспособности нужно гражданское общество, но не сидящее по своим медвежьим углам и не критикующее власть на кухнях, а участвующее в политической жизни страны. Для того же самого, кстати, Владимир Путин создал ОНФ. В общем, не говорите потом, что вас не приглашали.

Завершилась неделя точно так же, как и началась. Сначала Дмитрий Медведев в четверг посетил журфак МГУ, чтобы рассказать молодежи о межнациональных проблемах (это мероприятие вызвало истерику в блогах, о которой подробно и очень доходчиво написала журналист Елизавета Сурначева*), а затем, в пятницу, президент и премьер встретились с сотрудниками Центрального исполкома «Единой России», вновь призвав единороссов «отвечать бездельникам и политиканам» реальной работой на местах. Президент, кроме того, пообещал зафрендить официальный твиттер-аккаунт сайта «Единой России», набравший уже почти 10 тысяч подписчиков.

P.S.: И в качестве традиционного бонус-трека – репортаж о том, как Триполи почему-то радуется убийству Муаммара Каддафи. Корреспондент осторожно намекает на скорый хаос в стране, но любопытный читатель по Ираку и Афганистану, наверное, должен помнить, как это бывает. Какие уж тут, извините, намеки. НАТО уйдет, а война останется, такова же международная практика. 

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............