«Заново собирает Россию»

@ er.ru

21 октября 2011, 14:41 Мнение

«Заново собирает Россию»

Впервые в российской истории может быть произведён переход от извечной модели одного и только одного главного лица к полицентричной, многоролевой системе управления страной и её развитием.

Иван Огнев

консультант по стратегическому развитию

Децентрализация – одна из самых важных тем, которые уже заявлены и которые должно будет реализовать собираемое сейчас «большое правительство». Для того чтобы понять, как это может выглядеть на практике, стоит для начала осмыслить те тенденции, благодаря которым постановка темы стала вообще возможной.

Впервые в российской истории может быть произведён переход от извечной модели одного и только одного главного лица к полицентричной, многоролевой системе управления страной

После объявления о том, что Дмитрий Медведев не пойдёт на второй президентский срок, а планирует сформировать правительство, у многих возникло ощущение обманутых надежд.

Учитывая извечную российскую централизацию и персонификацию власти, было сформулировано противопоставление условного модернизатора Медведева условному консерватору Путину, рождены фантазии о системных противоречиях внутри тандема Путин – Медведев. Бесконечные «переливы» экспертов разных мастей о том, кто и что сказал, кто на кого и как посмотрел, сколько времени длились сюжеты в новостях и пр., заполняли телеэфир и печатные СМИ, не говоря уже об Интернете, все последние годы.

Всё это породило надежды и мечтания о «светлом будущем», однозначно связанные с выдвижением Медведева на второй президентский срок.

Вместе с тем у самих Медведева и Путина не было и нет никаких системных противоречий.

И надо поблагодарить их обоих за то, что ситуация прояснена уже сейчас, что не тянули, что не начались из-за этой неопределённости разброд и шатания в работе государственного аппарата, свойственные периодам «междуцарствия» в российской истории.

И отдельная благодарность должна быть в адрес именно Медведева – за то, что не поддался соблазнам и звучавшим уже открыто уговорам, за то, что не стал выделять и противопоставлять общей стратегии развития страны – лишь один её аспект: озвученную им программу модернизации и технологического обновления экономики. Концепт развития на основе модернизации не связан, да и не может быть связан лично с ним как с президентом России – и было бы большой ошибкой считать так.

В своё время перестройку и обновление в СССР Горбачёв запустил, став генеральным секретарём ЦК КПСС, а не присоединившись к диссидентам на кухнях. Так и выдвижение в ответ на звучавшие уговоры стало бы лишь игрой амбиций, но не способствованием модернизации.

Модернизация не отошла на второй план – наоборот, работа по реализации сформулированных Медведевым-президентом планов будет переведена в практическое русло им же – уже как премьером. Собственно, и те приоритеты, которые озвучивал Путин как президент, были успешно реализованы им в период своего премьерства.

Возникшие фантазии и ощущения обязательности второго президентского срока Медведева – плод извечной российской централизации. Но Медведев – не национальный лидер, в отличие от Путина, а управленец, проектный менеджер, получивший при этом гигантский опыт за счёт работы на должности президента страны.

И теперь впервые в российской истории может быть произведён переход от извечной модели одного и только одного главного лица к полицентричной, многоролевой системе управления страной и её развитием.

Дмитрий Медведев предложил создать «большое правительство». В каком министерстве такого правительства хотели бы работать вы?



















Результаты
49 комментариев

Путин как неоспоримый национальный лидер, имеющий поддержку большинства избирателей, олицетворяет и несёт на себе стабильность, скрепляет разные страты общества.

Медведев же будет тем, кто призван обеспечивать развитие, движение вперёд.

Переход к полицентричной модели управления развитием страны – решение, обусловленное мировым опытом и практикой.

Децентрализация является необходимым условием не только устойчивости сложных систем – а многонациональная и гигантская по своим просторам и разнообразию Россия является сложной системой, – но и развития в современных условиях, когда необходимо каждый день, каждый миг отвечать на самые разные вызовы. И один центр управления с долгой системой передачи сигналов по избыточной иерархии малопродуктивен в таких условиях.

В этом ключе чрезвычайно важно и решение о том, чтобы Медведев возглавил список партии «Единая Россия». Партия нуждается в обновлении, в перестройке – это неоднократно заявлял сам Путин. Необходимая работа делается в рамках Общероссийского народного фронта – будет существенно обновлён состав депутатов, но нужны изменения не только в составе депутатов, но и в самой партии, в принципах её работы.

Сама «Единая Россия» после такого обновления должна стать основой для выращивания реальной многопартийности – раз с нуля партийные проекты никак не могут развиться (что «СР», что «Правое дело»). Условно говоря, после выборов 4 декабря в Госдуме может быть сформировано три депутатских группы с участием избранных от «ЕР» депутатов: «левая» группа (Исаев и Бабаков), «правая» группа (Шувалов) и «центристы» (Грызлов). На основе этих групп к следующим выборам – через пять лет – вырастут и партии.

Обновления должны быть и, ожидаемо, будут и в правительстве, которое сформирует Медведев, – не только в персональном составе, но и в самих принципах, в организации в целом, в философии работы.

От чрезмерной централизации, от начальственной подчинённости развитый мир давно перешёл к децентрализации принятия решений, к проектному управлению, и Россия должна осуществить этот переход как можно скорее, чтобы оставаться конкурентоспособной.

Уже сейчас Медведев как лидер партийного списка «Единой России» должен определиться с перечнем проектов, которые он затем будет курировать лично – уже как премьер.

В этой связи важно не замыкаться на одних лишь технологических инновациях (связанных, условно говоря, лишь с оборудованием), а понять важность гуманитарных инноваций – не только в культуре, творчестве, искусстве, но в жизни общества в целом.

Для России, существенно отставшей во многих секторах по технологиям, есть шанс прорыва именно в гуманитарной сфере.

Именно возможностью свободы творчества – в самых разных сферах – можно сейчас заинтересовывать людей в жизни в стране, преодолевать «чемоданные настроения». Возможность самореализации – неотъемлемое условие качества жизни, которое может привлекать креативный класс, призванный быть основой развития страны.

Как может быть реализована децентрализация, понятно по единственному успешному проекту в этой сфере, «Культурному альянсу», который направлен на развитие культурной жизни, насыщение городского пространства событиями и объектами, привлекательными не только для горожан, но и для туристов, в целом – призван делать жизнь в городах интереснее, привлекательнее для жителей. В основе проекта – как раз философия децентрализации, когда происходит не выделение фондов сверху, а запуск «событийного реактора», подпитывающего городское пространство.

Проект «Культурный альянс», развивающийся с 2010 года, – это объединение подходов в организации городского пространства и развитии территорий, новых принципов культурной политики и современного отношения к человеческому капиталу как ресурсу развития.

Для российских городов в связи с этим важно быть интересными и привлекательными для людей.

При прочих равных (схожем уровне качества инфраструктуры, размера дохода, интересности работы, даже зрительного образа городов в России) важнейшим становится фактор культурного досуга, что показывает не только российская, но и общемировая тенденция.

Культурный альянс», по сути, заново собирает Россию – замкнутую, разобщенную, погруженную в свои местечковые проблемы и не замечающую, что мир полон возможностей

Качество жизни понимается сегодня уже не только как качество личного потребления, но и как качество окружающей человека городской среды. Всемирная выставка ЭКСПО-2010, проходящая в Шанхае и посвящённая теме «Лучший город – лучшая жизнь», обозначила три главных тренда развития современных городов: это экология, энергосбережение и культура.

Города, согласно общемировым тенденциям, должны становиться глобальными инфраструктурами по обслуживанию свободного времени горожан, по «снабжению досугом».

Однако в России подобный запрос удовлетворяется лишь в Москве и Санкт-Петербурге, да отчасти ещё в нескольких региональных центрах с сильными исторически сложившимися культурными традициями.

Цель и смысл проекта «Культурный альянс» заключаются в том, чтобы обеспечить уникальный набор возможностей культурного досуга не только в Москве и Санкт-Петербурге, а в любом городе, становящемся участником проекта.

Для решения этой задачи переформатируется культурная политика: от обслуживания запросов ограниченной группы «именитых и заслуженных» сфера культуры становится инфраструктурой обслуживания культурных запросов всего населения города, из расходной бюджетной статьи превращается в один из ключевых источников формирования национального дохода.

Культура в этом контексте воспринимается не узко – только как творчество и искусство, а широко – как фактор развития территории, её привлекательности для людей.

Креативность, творчество в этой связи становятся признаком современности, актуальности: «современное искусство – современные мозги».

Проект обеспечивает решение важнейших задач социокультурного и политического порядка: децентрализации и продвижения современной культуры в российских регионах.

В противовес москвоцентричной вертикали из Перми – из самого центра России – стала расти сеть горизонтальных связей, объединившая регионы пониманием значимости креатива и творчества, нового культурного наследия. Летом 2011 года в рамках мультижанрового фестиваля «Белые ночи», проходившего в Перми, к проекту, в составе которого уже были Пермь и Санкт-Петербург, присоединились Кировская и Тверская  области, Республика Ингушетия, города Казань и Ижевск. В делах и событиях «Альянса» уже участвуют Северная Осетия, Дагестан, Самара и Тольятти, Свердловская область, Чувашская Республика.

Участники проекта обязуются ежегодно проводить совместные акции, обмениваться опытом в сфере художественного образования, содействовать в проведении межрегиональных гастролей творческих коллективов.

Создаётся контактное пространство для современных талантливых творческих людей: им даётся возможность познакомиться, чтобы в будущем создавать творческие союзы и новые тандемные произведения искусства.

Проект «Культурный альянс» призван помочь внутрироссийскому обмену новыми достижениями в культуре. Опыт не новый: по такому же принципу сотрудничают города-побратимы из разных государств, однако здесь идёт объединение потенциала городов одной страны.

Как утверждает в своей статье один из менеджеров проекта «Культурный альянс» Николай Новичков, и я с ним согласен, именно культура – самый эффективный и самый позитивный интегратор.

«Культурный альянс», по сути, заново собирает Россию – замкнутую, разобщенную, погруженную в свои местечковые проблемы и не замечающую, что мир полон возможностей.

Политическое и экономическое пространство страны после «лихих 90-х» было восстановлено властями – но оказалось лишь скреплённым, сшитым, но не единым.

И если вчера базисом российского государства были нефть и газ, то завтра реальным объединяющим моментом, новой национальной идеей, обеспечивающей решение задач модернизации страны, могут быть децентрализация (для обеспечения устойчивости и конкурентоспособности) и культура (как инструмент прорыва России в число реальных глобальных лидеров).

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............