Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
5 комментариев«Яблоко» раздора
В партии "Яблоко" наметился раскол
«Яблочники» вновь погрязли во внутрипартийных разборках. Главной сенсацией второго этапа съезда стало одобрение резолюции, в которой парткомандиры пообещали автоматически удалять из «Яблока» тех, кто осмелится вступить в другие политические организации. Недовольные этим решением заявили, что партия превращается в тоталитарную секту, более того, собрались подавать на лидеров в суд за нарушение федеральных и партийных законов. Но председатель «Яблока» Сергей Митрохин категоричен: партия лишь борется с «шизофренией в собственных рядах».
В воскресенье в поселке Московский «яблочники» собрались на второй этап XV съезда. Первая часть знаменательного для «Яблока» события, на котором была принята политплатформа партии, прошла полтора года назад, и в воскресенье партийцы продирались сквозь столичную метель ради того, чтобы выслушать доклад лидера и подискутировать о наболевшем.
Явлинский противопоставлял «яблочных» «демократов-идеалистов» победившим в 90-х «демократам-колбасникам
Вообще, начальственные доклады планировались на субботу, а воскресенье «яблочники» собирались посвятить прениям в закрытом от прессы режиме. Однако, несмотря на нескончаемую хулу прошедшей в конце 90-х приватизации, либеральные руководители не могли не проститься с одним из самых ярких политиков 90-х – Егором Гайдаром. Поэтому прения перенесли на вечер субботы.
Закончилась дискуссия в три часа ночи принятием резолюции, которая запретила «яблочникам» параллельно состоять в любых других политических структурах. Так что второй день съезда начался даже не в 11.00, как было намечено, а в полдень. И не с доклада, а со скандала.
«С нашей точки зрения, резолюция противоречит Конституции, Уставу партии и подразумевает, что «Яблоко» теперь будет объединяться только с «Яблоком», – заявил газете ВЗГЛЯД глава питерского партийного отделения, член бюро «Яблока» Максим Резник.
Особенно впечатлил питерских активистов пассаж о том, что за сомнительные связи с иными политическими организациями из «Яблока» будут исключать автоматически. «Это как? Я приеду на заседание бюро в Москву, а меня за шкирку из офиса выкинут и предъявят открытку, что я уже не в «Яблоке»? Или они автоматически с помощью автоматов будут исключать?» – горячился Резник.
- Митрохина попросили остаться
- Оппозиция замкнулась на себе
- «Создать единую демпартию нереально»
- Надежды «Яблоко» питают
- Леонид Радзиховский: Конец. Начало?
- Явлинский обманул радикалов
- Время разбрасывать яблоки
- В «Яблоке» завелась оппозиция
По словам экс-лидера молодежного «Яблока» Ильи Яшина*, которого год назад уже вывели из партрядов (официально – за агитацию в пользу «Солидарности», которая вела к «расколу и путанице среди избирателей»), «таких сектантских решений не принимала ни одна партия России». Яшин уверен, что одобрение резолюции, автором которой стал один из трех «яблочных» столпов – член политкомитета Сергей Иваненко, станет началом «массовых чисток» в либеральной организации. «Обидно смотреть, как вырождается партия, как демократическая партия превращается в секту и фан-клуб пожилых вождей», – заявил Илья Яшин газете ВЗГЛЯД.
При этом Максим Резник* подчеркнул, что просто наблюдать за перерождением демпартии в тоталитарную секту его соратники не собираются. «Мы будем оспаривать эту резолюцию в суде», – пообещал глава питерского отделения.
И если активисты Северной столицы всегда числились в авангарде внутрипартийной оппозиции, то на сей раз к ним намерены присоединиться представители екатеринбургской, саратовской, самарской и тверской ячеек «Яблока».
«Партия получит десятки исков и весь следующий год вместо реальной политической борьбы будет заниматься судебными исками», – прогнозирует Яшин, которого, к слову, арбитражная комиссия «Яблока» в воскресенье восстановила в партии (через несколько часов решение комиссии отменил съезд по представлению московского отделения).
«Пускай подают иски! Нельзя сидеть на двух стульях сразу. Мы хотим просто прекратить шизофрению в наших собственных рядах», – заявил газете ВЗГЛЯД Митрохин (Фото: Артем Коротаев/ВЗГЛЯД) |
Председатель «Яблока» Сергей Митрохин, впрочем, уверен, что суд внутрипартийной оппозиции не поможет. Да и на Устав партии, в котором нет нормы, ограничивающей «яблочников» в их политической активности в рядах других организаций, партруководство советует не обращать особого внимания. Как объяснил Митрохин газете ВЗГЛЯД, решение съезда о принятии резолюции само по себе является достаточно веским документом, чтобы у недовольных новыми ограничениями партийцев не осталось шансов на судебный реванш.
«Пускай подают иски! Нельзя сидеть на двух стульях сразу. Мы хотим просто прекратить шизофрению в наших собственных рядах», – заявил газете ВЗГЛЯД Митрохин.
Резолюция оказалась не единственным яблоком раздора. В воскресенье случилось почти невозможное. Впервые за всю историю «яблочных» съездов простому партийцу позволили сделать содоклад к державной речи члена политкомитета и бессменного идеолога партии Григория Явлинского. Оппозиционерам, правда, удалось выторговать на выступление только 15 минут против 45, положенных Явлинскому. Но и это, в общем, было прорывом.
В отличие от Григория Явлинского, который в своей речи снова противопоставлял «яблочных» «демократов-идеалистов» победившим в 90-х «демократам-колбасникам» и предлагал вытаскивать страну из экономической ямы посредством выделения из бюджета 14 триллионов рублей на строительство жилья и дорог, его содокладчик, глава псковского отделения и член бюро «Яблока» Лев Шлосберг* решил не замахиваться на всю страну и осветить только партийные проблемы.
Резник демонстрирует «диктаторские замашки», пытаясь принудить коллег голосовать по его собственной воле
Если вкратце, получится, что вся «яблочная» жизнь, по сути, была провалом. По словам Шлосберга, в начале 90-х у «Яблока» была «программа большинства», поэтому выборный результат 1993 года можно смело считать поражением. «И все дальнейшие результаты – поражения. Просто мы ни разу это не признавали», – рассказал Шлосберг.
Партиец уверен, что «не реализовав программу демократических реформ в начале 90-х», руководители «Яблока» «стали заложниками этой несбывшийся мечты». И в итоге либеральная организация незаметно для себя оторвалась от электората, сначала перестав его слышать, а затем назначив друг друга умнее избирателей. «Наша аудитория сократилась в разы, утратила энергетическую насыщенность, эта аудитория не верит ни в свои, ни в наши силы. В «Яблоке» до сих пор не завершился XX век, тогда как в стране уже давно XXI век», – пояснил Шлосберг.
Помимо сторонников партии, считает Шлосберг, федеральное руководство начало игнорировать и региональные отделения. Так что с каждым годом они играют все меньшие роли на местной политической сцене. Кроме того, по словам партийца, «на всех этапах развития партии в ней появлялись «враги народа». «Они уходили, и партия становилась слабее», – заметил Шлосберг.
По его словам, создается полное впечатление, что «Яблоко» «находится в собственности нескольких лиц». А формируемое лидерами «агрессивное большинство», считает Шлосберг, «может угробить партию».
С ним согласен и Максим Резник, который отметил, что «реально власть в партии принадлежит трем людям»: Григорию Явлинскому, Сергею Митрохину и Сергею Иваненко, – а все активисты, выступающие с критикой генеральной линии партии, мгновенно объявляются «либо агентами Кремля, либо агентами беглых олигархов». При этом прошедшие в субботу довыборы в бюро «Яблока», по словам Резника, только укрепили позиции «консервативного крыла АОЗТ «Три толстяка», как он любовно называет правящую «яблочную» верхушку.
Несмотря на столь яростные публично-кулуарные выступления внутрипартийной оппозиции, от озвучивания конкретных мер по борьбе с засильем «триединой» власти недовольные «яблочники» старательно воздерживаются. Самым отчаянным в этом плане стал Лев Шлосберг, который заявил, что без реформирования и модернизации партии невозможно реформировать и модернизировать страну. Однако после этого активист, вторя Григорию Явлинскому, начал рассказывать, что больше всего «Яблоку» необходима новая программа, которую надо обсуждать прилюдно и подробно.
«Это критические замечания, у нас в партии много критики, у нас любят критиковать. Это значит, что вы находитесь на съезде демократической партии», – прокомментировал газете ВЗГЛЯД выступление соратника Григорий Явлинский.
Спокойствие бессменного идеолога, судя по всему, объясняется еще и тем, что оппозиция есть и внутри самой внутрипартийной оппозиции. Так, замруководителя питерского отделения Ольга Цепилова заявила, что в субботу она и несколько сторонников голосовали за предложенную Иваненко скандальную резолюцию, поскольку Максим Резник и другие противники этого решения «не смогли дать отпор потоку лжи, которая была со стороны «Солидарности». К тому же Резник, по ее мнению, демонстрирует «диктаторские замашки», пытаясь принудить коллег голосовать не по велению их сердец, а по его собственной воле.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом