Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевСурков рассказал о «Плане Путина»
Замглавы президентской администрации Владислав Сурков уверен, что российской национальной идеей должно стать «смягчение нравов» и стремление нашего народа к самоуважению. Об уважении к себе, а также своим согражданам, по мнению Суркова, нужно говорить и на уроках истории. А примером человека, который жертвует многим на благо России, для нынешних школьников мог бы стать действующий президент Владимир Путин.
Вот уже четвертый день съехавшиеся в Москву со всей России учителя истории и обществознания обсуждают «актуальные вопросы» преподавания «непростой» истории нашей страны нынешним школьникам. В среду вечером присоединиться к диспуту решили известные столичные политологи и замглавы президентской администрации Владислав Сурков.
С «Планом Путина» «любой учитель на голову выше»
Я точно знаю, что Владимир Путин – человек, своему делу преданный беззаветно и готовый в интересах нашего народа заниматься очень тяжелой работой и рисковать
По словам Суркова, в последние годы наше государство занималось в основном «восстановлением административной системы, корректировкой политической системы» и экономикой. Про гуманитарную сферу за всеми этими заботами как-то забыли. Между тем нормальная работа политической модели возможна, только если у людей есть ответы на простые вопросы, кто мы, как и для чего нам жить. А поиском вот этих «элементарно» вычисляемых неизвестных занимаются как раз философия и история, до последнего момента пылившиеся на дальних полках.
«Мне кажется, крайне важно для школы, как наше подрастающее поколение будет воспринимать нашу историю. Здесь у нас понятно, демократия, есть выбор, есть вариативность. Но что-то мне подсказывает, что в любой уважающей себя стране большей популярностью пользуются такие взгляды на историю, которые формируют самоуважение, уважение народа к самому себе», – пояснил Владислав Сурков.
При этом он подчеркнул, что не призывает игнорировать темные пятна на прошлом нашей страны или отказываться от «критического взгляда на историю». Однако и «доходить до полного отрицания успехов» России, по мнению замглавы президентской администрации, было бы неправильно.
Изложив свое видение ситуации, Сурков оговорился, что его слова вовсе не означают, будто завтра учителям «сверху» спустят разнарядку, в которой будет подробно расписано, как теперь нужно интерпретировать то или иное историческое событие.
Однако общегосударственный взгляд на историю нашей стране, безусловно, необходим. И вырабатывать его предстоит государству и педагогам в едином порыве.
Хотя среди присутствовавших в зале политологов преподаванием обществознания «баловался» только президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский и то 30 лет назад, у экспертов нашлись предложения по поводу того, как привести льющуюся на нас разнородную историческую информацию к единому знаменателю.
Глеб Павловский уверен, что в первую очередь необходимо создать общую для всех систему знаний. «Система может быть любой. Ты должен понимать, что она есть и нужна, а дальше ты с ней можешь не согласиться. Но ты хотя бы сможешь от нее оттолкнуться», – пояснил президент ФЭП.
Также, помимо учебников, Павловский предложил «вернуть в образовательный процесс книгу». По его мнению, политические издания могли бы не только стать «частью дискуссии», но и помочь выработать единый язык, на котором эту дискуссию вести легко и удобно.
«Нужны канонические тексты, которые бы все прочитали, чтобы говорить на одном языке», – подхватил идею коллеги член Общественной палаты Сергей Марков.
А заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков даже предложил издания, которые могли бы стать «каноническими». Во-первых, сборник «Про суверенную демократию», в которые вошли не только статьи автора данного термина Владислава Суркова, но также высказывания сторонников и противников предложенной им теории.
Кроме того, книга «План Путина». «Прочитав эту книгу, осознаешь, что 8 посланий президента и его ключевые выступления – это вещи, сказанными нам с вами от имени нас самих. Любой учитель, имея эту книгу, будет на голову выше», – горячился Поляков.
Суверенная демократия не навсегда
- Иванов научил молодых
- Леонид Радзиховский: Корни вертикали
- Виталий Иванов: Что происходит между Россией и Западом?
- Путин готовит сюрприз
- Владимир Соловьев: Империя без Путина – не империя
Сами педагоги ввязываться в дискуссию относительно канонических текстов и единого исторического языка не стали, зато охотно забросали Владислава Суркова вопросами.
В первую очередь, замглавы президентской администрации попросили самого ответить на вопрос, что такое суверенная демократия. «Это прежде всего напоминание о том, что у нас записано в Конституции, – охотно ответил Сурков. – Что высшая власть России принадлежит народу. Причем всему народу. И демократия осуществляется народом и для народа».
Сурков заметил, что «свобода 90-х», которую сейчас так оплакивают отечественные либералы, миф. Даже согласно либеральной теории, понятие «свобода» не может существовать само по себе, оно обязательно должно обеспечиваться материальными ресурсами. А с матобеспечением большинства россиян в смутные постперестроечные годы было туго.
«В качестве напоминания об этих вещах и введен в оборот термин «суверенная демократия». Если с течением времени мы увидим, что твердо встали на ноги, что нам не грозит раствориться в мире и потерять суверенитет, потому что у нас создана эффективная, не сырьевая, нового поколения экономика. Если мы увидим, что наш политический класс понял, наконец, что в его собственных интересах стремиться к максимальному удовлетворению потребностей людей и к справедливому распределению национального продукта, отпадет необходимость напоминать о суверенитете и власти народа. Может быть, тогда мы увидим новый аспект, который надо будет подчеркнуть на историческом новом отрезке», – заявил Владислав Сурков.
Зампред президентской администрации признал, что его термин «суверенная демократия» был замечен не только внутри страны, но и за ее пределами |
Зампред президентской администрации признал, что его термин «суверенная демократия» был замечен не только внутри страны, но и за ее пределами. За границей он вызвал не меньшие споры. Особенно коробил западных экспертов эпитет «суверенная».
Однако, напомнил Сурков, именно та страна, которая больше всех говорит о ненужности границ в современном мире и выказывает больше всего недоумения по поводу российской привязанности к собственному суверенитету, именно сейчас «строит стену в самом буквальном, древнекитайском смысле слова» на своей границе с Мексикой.
«Многие теории, которые навязываются нам как единственно верные, внутри этих стран никогда на практике не осуществлялись. Более того, их осуществление было бы губительно для этих стран», – подчеркнул Сурков.
Не меньше, чем суверенная демократия, учителей волновали демократии несуверенные. Отвечая на вопрос Александра Демина из Барнаула по этому поводу, Сурков, избегая конкретных названий, пояснил, что в мире есть демократии, которым отсутствие необходимых ресурсов не позволяет стать суверенными.
Ведь чтобы быть независимыми, надо обладать достаточно мощным демографическим, культурным и военным потенциалом. Возможности некоторых стран, «в том числе тех, которые упражняются с памятниками», не столь обширны. Они не могут выбрать суверенитет и посему постоянно находятся под чьим-то патронатом.
Что касается национальной идеи, контуры которой Владислава Суркова попросил обрисовать какой-то аноним, то ею, по мнению замглавы президентской администрации, должны стать самоуважение и «смягчение нравов». «Надо смягчать нравы, чтобы мы перестали быть жестокой по отношению к самим себе нацией, и уважать себя», – рассказал Сурков.
Но настоящий фурор произвел вопрос Людмилы Харитоновой из Ярославля. Напомнив, что прививать любовь к родине школьникам рекомендуется «на ярких примерах жертвенной деятельности исторических личностей на благо России», учительница задала вопрос, кто из современных политиков обладает данным набором качеств. Зал взорвался аплодисментами.
«Я скажу честно: одним из таких людей является Владимир Владимирович Путин. Я точно знаю, что он человек, своему делу преданный беззаветно и готовый в интересах нашего народа заниматься очень тяжелой работой и рисковать», – заверил Владислав Сурков. По его словам, существуют и другие положительные герои на современном политическом небосклоне. Однако особое внимание он призвал обратить на офицеров и солдат, воевавших в Чечне.