Надежда Савченко таки долетела до Борисполя и уже успела публично высказаться. В принципе, такой расклад был вполне ожидаем. Она в суде себя вела соответствующим образом, и ожидать от нее чего-то иного было бы слишком наивно.
Киев может доиграть ситуацию с «символической Савченко» до конца
Была ли вся эта эпопея «хитрым планом Путина» или так сложилось само – теперь уже не столь важно. Событие состоялось, наши вернулись к нам из украинских застенков. Савченко теперь – головная боль для официального Киева.
Потому что в качестве депутата Рады и ПАСЕ она была нужна только будучи заключенной в российской тюрьме. Как символ, как некая «икона». Как реальный политик она не нужна по двум причинам.
По большому счету Надежда – это такая «обезьяна с гранатой», ну или «козак Гаврылюк» по уровню политической грамотности и системности. Только она куда популярнее и влиятельнее очень многих политиков в Верховной раде. Ее майданные активисты фактически боготворят. А это в реальной политике называется «электоральный вес».
#{image=1015271}То, что к нынешней официальной власти она не питает никаких симпатий, тоже понятно. Савченко – из тех, кому нужно немедленное и максимально кровавое продолжение «АТО». Ну что с убийцы возьмешь, в самом-то деле?
Потому ее слова в Борисполе – «Очень выгодно, когда герои мертвые. Плохо, когда они живы, всем плохо. Но мы будем жить, и герои будут в Верховной раде» – это не просто громкая фраза. По поводу этих слов нужно очень крепко подумать.
Оказалось, что «героиня всея Украины» прекрасно отдает себе отчет, в каком она теперь живет государстве. В государстве, где «героев убивают». При этом убивают уже как-то так, буднично, в режиме «рутины». Ни удивления в ее словах, ни громкого возмущения. Так, легкая ирония.
И это очень многое говорит и о самой Савченко, и о сегодняшней Украине. Такое вот государство с «удобными мертвыми героями». Речь при этом даже не идет о том, чтобы задвинуть ее в самый дальний закарпатский хутор выращивать цыбулю и забыть про политику.
Добровольная ссылка там, похоже, никем не рассматривается как наиболее гуманный вариант. Доктор сказал в морг – значит, в морг, и никаких вариаций.
Опыт таких «политических решений» на Украине есть. И речь тут не про Олеся Бузину, например. Он как раз «не герой» для майданных украинцев. Тут вспоминается Сашко Билый, который застрелился из автомата парой очередей себе в спину. Надежда прекрасно знает, как «утилизируют» неугодных в той же зоне АТО. Тихо, без шума и пыли.
Понятно, что вариантов у Савченко сейчас немного. Чтобы хотя бы попытаться сохранить себе жизнь, она превентивно будет говорить о возможности своего убийства и активно намекать на тех, кто может принять такое решение. Кстати, во многих государствах такая стратегия бы сработала. Но, думается, на Украине все так запущено, что никто не посмотрит на подобные «мелочи».
Киев может доиграть ситуацию с «символической Савченко» до конца. И потом обвинить во всем Кремль, сказав, что это страшные «киллеры ФСБ» все же дотянулись до Наденьки. И, что характерно, найдется множество людей, которые этому поверят. Ну или сделают вид, что поверили.
Дальше этих «киллеров» найдут. Паспорта и прочие нужные документы им нарисуют. Это будут либо просто «стрелочники», либо снова кто-то неугодный нынешнему киевскому режиму. В общем, если отбросить такие аспекты, как мораль и этика, ситуация рисуется для государственной системы Украины весьма заманчивая.
Тут можно еще много чего сказать про украинское общество, которое, есть все основания полагать, проглотит данную версию. И Савченко запросто может стать мученицей, которая сначала сидела в России, а потом от «кремлевских палачей» еще и полегла. Вишенкой на тортик ее запросто может канонизировать Киевский патриархат с Филаретом Денисенко во главе. Персонаж как раз в духе украинских раскольников.В общем, есть мнение, что сейчас до самой Надежды медленно, но верно доходит, что куда спокойней и безопасней ей жилось в российской тюрьме. А вот кресло депутата Рады все больше напоминает пороховую бочку.
Что она будет делать? Видимо, метать громы и молнии. Устраивать бесконечную и максимально громкую борьбу. В общем, учинять вокруг себя публичный хаос. Чтобы быть на виду, чтобы ее не смели тронуть. Поможет ли? Повторимся, есть на этот счет большие сомнения.
Грустно в этой истории только то, что во всем все равно будет виновата Россия. Но мы, в общем-то, уже привыкли, что на Украине российских шпионов чуть ли не больше, чем украинских граждан. Так что еще одна «кровавая спецоперация», которую на нас попытаются повесить, особой погоды не сделает. А вот майданному сообществу, которое и в Раду Савченко выбрало, и педалировало тему ее героизма, нужно бы напрячься и быть бдительнее. Это ваш герой, вот вы его и охраняйте теперь.
Нам же в этой ситуации, по большому счету, остается только смотреть. Какое-то время мы будем наблюдать феерическое представление под названием «неуправляемая Савченко и украинский политикум».
И политической системе Украины в этом представлении, кажется, отведена роль мальчика для битья. Потому что за время, проведенное в российских суде и тюрьме, Надежда стала для майданных и свидомых украинцев по-настоящему консолидирующей фигурой. И тех, кто публично с таким отношением к Надежде не согласится, ждет очень бурная реакция электората.
Если же говорить не о политике, а шире, то стоит еще раз подчеркнуть: при всей неоднозначности амнистии для Савченко по гуманистическим соображениям, несомненным плюсом является то, что двое наших граждан вернулись домой. Все остальное, в принципе, решаемо. А вот своих вытаскивать с Украины – это задача первостепенная. И она выполнена.