Празднование 9 Мая на Украине ожидаемо сопровождалось массой скандалов. И самыми резонансными, пожалуй, стали кадры из Киева, на которых отморозок пытается отобрать у матери с маленькой дочерью георгиевскую ленту. Это событие породило волну справедливого негодования, за которой во многом затерялось значение того, что продемонстрировали в этот день жители многих городов Украины.
Есть едва ли не единственный день в году, когда этот народ дает о себе знать
В последние два года на Украине сложился многомилионный народ, существование которого практически не заметно в повседневной жизни. Эти люди не ходят на выборы, не участвуют в акциях протеста. Их мнение и интересы не представляют украинские СМИ.
И есть едва ли не единственный день в году, когда этот народ дает о себе знать: 9 мая. И это становится большим как приятным, так и неприятным сюрпризом для тех, кто привык воспринимать Украину как нечто слившееся в националистическом единстве.
Даже по официальным сведениям МВД, 9 мая, чтобы почтить предков, на улицы городов вышли около миллиона жителей Украины.
Во многих городах, несмотря ни на какие запреты, участники праздничных мероприятий поднимали Знамя Победы, надевали георгиевские ленты, пели советские военные песни.
Почтить предков 9 мая на улицы городов вышло около миллиона жителей Украины: шествие «Бессмертного полка» в Киеве (фото: Стрингер/РИА «Новости»)
|
Конечно, та человеческая пена, которая ныне на Украине служит примером патриотизма, не смогла остаться в стороне. Конфликты и потасовки были в Киеве, Одессе, Харькове, Николаеве, Славянске.
Но по-настоящему сорвать или воспрепятствовать праздничным мероприятиям эти выпады не смогли.
Впрочем, даже этот миллион (а может, и больше), вышедший на улицы, это не более чем верхушка айсберга. К примеру, общеукраинский телеканал «Интер» 9 мая поставил несколько рекордов.
В этот день программы «Интера» посмотрели более 13,5 миллионов человек, что составляет более трети нынешнего населения Украины.
Подобный результат был достигнут, как считают сами представители телеканала, благодаря тому, что в основе праздничной программы лежала идея, что Победа была общей и ее нельзя разделить между постсоветскими странами и отдельными национальностями.
В этот день транслировались праздничные мероприятия из разных республик бывшего СССР, а среди гостей эфира были представители России, Белоруссии, Грузии и Армении.
Еще более показательными для представления о численности этого «невидимого» в другие дни народа дают исследования Института социологии НАН Украины.
Известно, что одним из важных маркеров является отношение к вопросу о начале Второй Мировой. Так, по состоянию на осень 2015 года 61% респондентов уверенно отвечают, что Вторую Мировую развязала Германия, и лишь 2% возлагают вину на СССР, еще 14% уверены, что СССР и Германия развязали войну вместе.
Остальные – это те, кто либо вообще не в состоянии ответить на этот вопрос, либо называют другие варианты, вроде того, что виновными в развязывании войны являются все ведущие страны мира того периода, или же большую ответственность возлагают на такие страны, как США, Великобритания и Франция.
Еще более показательным является отношение к значению Победы для Украины. Так, 31% уверены, что Победа в Великой Отечественной является самым позитивным и значительным событием в истории Украины.
Интересно, что, несмотря на 25 лет государственной пропаганды, во многих регионах Победа ценится выше, чем провозглашение независимости. Так, на той территории Донбасса, что остается под контролем Украины, наиболее позитивным событием в истории Победу считают 35% респондентов (независимость – 18%), в таких областях, как Запорожская, Николаевская, Одесская, Харьковская – от 40 до 45 процентов респондентов (независимость – 25–27%).
Другая цифра: 43% респондентов на всей нынешней территории Украины негативно относятся к идее приравнивания коммунистов к нацистам (27% поддерживают эту идею, остальные затрудняются ответить).
И наиболее принципиальный вопрос – о том, чем была та война для Украины. Оказалось, что широко продвигаемую сегодня идею убрать из ее определения слово «Отечественная» (потому что «украинцы сражались по обе стороны фронта, за чужие империалистические интересы») разделяют всего 20% респондентов. А вот 62% с этим категорически не согласны.
В региональном разрезе эта тенденция выражена еще четче. Здесь отказать той войне в статусе Отечественной готовы всего 15% опрошенных, тогда как тех, кто хочет оставить все, как было прежде, от 75 до 80 процентов.Вполне показательные цифры. Получается, что даже в условиях довольно активной пропаганды на государственном уровне на Украине существует народ численностью в 15–18 млн, который пока явно не вписывается в лекала нации, окончательно оформившиеся два года назад.
Однако, не имея лидеров, не имея возможностей для создания легальных общественных и политических движений, которые могли бы четко сформулировать цели и пути их достижения, наконец, не получая внятных и конструктивных посылов со стороны донбасских республик и России, он остается пассивным, фактически не принимая никакого участия в конфликте.
И все же именно эти миллионы дамокловым мечом довлеют над нынешним киевским режимом и его не столь уж многочисленными, но хорошо организованными и громогласными сторонниками.
Вопрос только в том, извлечет ли кто-нибудь этот меч из ножен.