Одним из существенных отличий России от Запада, которое обычно подмечают иностранцы, является повышенная хмурость наших людей и некоторая грубоватость манер.
К чему изображать скорбь, если тебя утрата не касается и ты ее не чувствуешь?
На эту тему написано множество исследований, эссе и гидов для путешественников, в которых подробно разъясняется данный феномен, в частности, что в России постоянно «приклеенные» и обращенные ко всем подряд улыбки считаются неискренними, в то время как для россиян улыбка – ценность, которую дарят по особому случаю особому человеку. «Простые» манеры – в ту же копилку.
Русские зачастую не видят смысла заморачиваться со всеми этими «будьте любезны», «не могли бы вы», «был бы признателен», выбирая вместо этого куда более короткие, прямолинейные, но не слишком вежливые для западного уха обороты.
Правда, и тут за последние годы наметились явные подвижки. Благополучные годы смягчили нрав и манеры российского общества, что отмечает большинство – как аборигенов, так и наблюдателей. В России вежливость и хорошие манеры – по отношению к случайным незнакомцам – действительно становятся все более распространенными. Регулярные поездки в общественном транспорте не дадут соврать.
И это не единственная сфера жизни общества, в которую проникают новые ритуалы в отношении самых разных публичных ситуаций и событий. Ритуалы, которые во многом заимствуются у того же Запада, потому что с чем-чем, а с этим там действительно хорошо.
Одну из площадей Брюсселя разрисовали цветными мелками со словами поддержки (фото:Charles Platiau/Reuters)
|
Очень показательной в этой связи стала реакция российского общества на недавнюю авиакатастрофу в Ростове-на-Дону. Если раньше реакция общественной скорби нередко шла вразнобой, то тут все прошло как по нотам.
СМИ в соцсетях дружно сменили свои иконки на черно-белые, лидеры общественного мнения напомнили, куда можно принести цветы в знак сопереживания, были отменены праздничные и развлекательные мероприятия.
А ведь еще пару лет назад регулярно возникали ситуации, когда ТВ-каналы не видели необходимости отмены развлекательных программ. Кстати, в этом тоже было что-то от исконно-посконной русской честности: к чему изображать скорбь, если тебя утрата не касается и ты ее не чувствуешь?
Однако ж новые правила и привычки постепенно распространяются. Российское общество берет на вооружение и учится использовать стандартные ритуалы для тех или иных публичных состояний и событий. Получается уже неплохо.
Хотя надо признать, что до Запада нам еще очень-очень далеко. В их коллективных ритуалах на порядок больше стиля и креативности. Это в очередной раз продемонстрировала вчерашняя общественная реакция на террористическую атаку в Брюсселе.
В соцсетях был запущен хэштэг и символическая картинка с писающим мальчиком. Над резиденциями глав государств в разных европейских столицах взвился бельгийский флаг. Известные строения в ночи были подсвечены в бельгийские цвета. Одну из площадей Брюсселя разрисовали цветными мелками со словами поддержки…
На последнем пункте российская публика не выдержала и сломалась, разразившись непечатными выражениями и издевательскими демотиваторами в соцсетях.
Немедленно вспомнился еще один недавний пример общественного выражения чувств – когда в знак солидарности с жертвами новогодних событий в Кельне и других европейских городах мужчины Амстердама прошли маршем по улицам, одетые в мини-юбки.
Тут мы упираемся в некую очевидность – для борьбы с некоторыми национальными угрозами недостаточно точечных государственных инструментов, иногда необходима общественная консолидация и специфический настрой.
В ходе контртеррористической операции в Чечне (и в целом на Северном Кавказе) за десятилетие 2000-х годов в борьбе с боевиками погибло около 10 тысяч российских военных и сотрудников спецслужб.
В это же самое время в «тылу» российское общество, сжав зубы, преодолевало теракты, которые следовали один за другим и, казалось, становились все кошмарнее – от взрывов домов, аэропортов и поездов до захватов заложников в Беслане и Москве.В результате российское общество вот уже много лет живет под грубовато (да, опять грубовато) сформулированным известно кем принципом «мочить в сортире» и от креативности мини-юбок и цветных мелков как формы борьбы с террором и криминалом выпадает в осадок. Более того, возникает смутное подозрение, что европейцы окончательно превратились в травоядных «детей цветов», чья участь быть цивилизационно съеденными уже в среднесрочной перспективе.
Из-за ведущихся в Рунете споров по данному поводу можно уже тотализатор открывать: вспомнят современные европейцы, наследниками каких великих, пассионарных и безжалостных сил они являются, или так и продолжат погружаться в политкорректность и либеральную мораль с неплохими шансами кануть в небытие?
Что касается России, то вежливость с попутчиками в транспорте – это замечательно, черно-белая по случаю трагического события аватарка также хороший ритуал. Но в остальном лучше все-таки придерживаться проверенных принципов, пусть даже они грубовато сформулированы.
Хотя, надо признать, тут изменения тоже происходят – и весьма серьезные. Традиционные, простые и суровые – в общем, невежливые – принципы мы научились заворачивать в современную и привлекательную, если не сказать гламурную, обертку «вежливых людей».