Про патриотизм как национальную идею России.
Так уж получилось, что вот эта российская потребность служения вселенскому в 20 веке обернулась тем, что Россией/СССР была заплачена страшная цена за спасение человечества.
Я не только про 26 миллионов жизней в ходе Великой Отечественной войны. Наш народ весь 20 век платил по максимуму за весь остальной мир: часто добровольно, иногда – принудительно. Мы (наши предки) втаскивали остальной мир в современность на своем горбу.
Строительство великого коммунистического проекта, разрушение колониальной системы... За все это заплачено таким количеством человеческих жизней, что просто страшно.
И наш народ устал. Он к концу 20 века был в состоянии глубочайшего физического, психологического и морального истощения.
Мы нырнули в безудержное и бездумное потребление 2000-х. Мы получили передышку после столетнего безумного напряжения всех сил.
И ничего удивительного, что мы отдалились от вселенских идей и полюбили простые и понятные вещи: мещанский комфорт и жизнь в свое удовольствие, а качественные дороги в стране стали ценить выше статуса сверхдержавы.
А попытки обращаться патриотов-идеологов к высоким идеалам вызывали равнодушное отторжение населения: да пошли они все куда подальше – негры, украинцы, азиаты. Пусть живут как хотят – главное, чтобы нам больше не пришлось их кормить.
Так вот, народ у нас только-только начал выходить из этого состояния дикой усталости. Да, он снова почувствовал вкус к высокому. Но все равно еще очень локально.
Крым – наш, потому что маленький и хорошенький. На выставку Серова сходим – посмотрим на прекрасное. В Сирии повоюем – но чуть-чуть, без серьезных затрат и жертв, а потом опять-таки сделаем там себе симпатичную военную базу и курорт. В кризис подзатянем пояса, но, разумеется, никакого голода и выживания на грани.
В общем, никакого надрыва, вытягивания жил и мобилизации. Чуть-чуть здесь, немножечко там, но все камерно, локально, и главный принцип: сначала Россия и россияне, а остальные – как хотят. Никакого спасения мира и человечества. Наспасались уже за 20 век.У нас тут все как положено – традиции, правила и уклад, а они там пусть делают что хотят – легализуют гей-браки, майданят, облизывают беженцев. Нас не колышет – с семками сядем и понаблюдаем за процессом.
Нет в российском обществе запроса и потребности на идеологию вселенской миссии нашего народа. Нет. Во всяком случае, пока нет. Не отошли мы еще окончательно от 20 века.
И Путин абсолютно точно определил национальную идею, которая здесь и сейчас востребована российским обществом: мы любим Россию и заботимся о ней, мы любим и заботимся друг о друге – а все остальное только в той степени, чтобы нас несильно напрягало.
Все.
Если это состояние российского общества изменится, появится и будет сформулирована новая идея. А пока – ну, не насилуйте вы народ. Дайте ему окончательно прийти в себя.
Источник: Блог Ирины Алкснис