В свете последних заявлений Белого дома, а также грядущих президентских выборов в США неплохо бы поговорить о пресловутой американской коррупции в сфере избирательного права.
Забегая вперед, нужно сказать, что у Штатов есть одно кардинальное отличие от других государств.
Проверить, на что идут те или иные деньги, в рамках нынешней системы отчетности для правоохранителей будет весьма проблематично
Американская коррупция частично узаконена в виде институтов лоббирования, а также в американском законодательстве есть огромное количество лакун, которые позволяют проводить «серые схемы», формально вроде бы законов не нарушающие, но фактически превращающие выборы из избирательного процесса в процесс перегона денежных масс по нужным карманам и нужным кандидатам.
Наличие таких «серых зон» связано с тем, что в Конституции США нет четких норм, регулирующих деятельность политических партий. По факту они приравниваются к любой другой общественной организации. Более того, в федеральном законодательстве нет даже юридического термина «партия». Они, как и прочие НКО, обозначены термином «корпорация». То есть в самом широком смысле «негосударственное объединение», разновидностей которых в США великое множество.
В основном регламентация деятельности политических партий осуществляется на уровне законодательства штатов. А от штата к штату это законодательство может очень сильно различаться. И не только может, но и различается в действительности. При этом партийная деятельность регламентируется прежде всего в вопросах участия в выборах: порядок проведения праймериз, создание предвыборных партийных фондов, размеры добровольных взносов частных лиц.
Федеральное законодательство вообще интересует исключительно финансовая сторона участия партий в выборах, которая регулируется единственным законом – Актом о финансировании федеральных избирательных кампаний 1974 года. Периодически в него вносятся разного рода поправки, направленные скорее на уход финансирования избирательных кампаний в тень.
Где тут заканчивается «нечестная политика» и начинается «нечестный бизнес», разобраться крайне сложно.
Например, во время избирательной кампании 2008 года выяснилось, что один из активных агитаторов за Хиллари Клинтон, Норман Хсу, организовал целую «финансовую пирамиду». Согласно материалам следствия, мошенник создал две фирмы, занимавшиеся краткосрочным финансированием. Для этого использовались средства инвесторов, доверивших деньги Хсу под обещание высоких дивидендов.
По мнению следователей, Хсу «задабривал» партии и отдельных политиков с целью прослыть престижной фигурой и вовлечь в «пирамиду» как можно большее число людей. Закончилось все тем, что Хсу посадили, а штаб Хиллари Клинтон вернул около миллиона долларов жертвователям.
В ту избирательную капанию дело Хсу было не единственным. Еще одного «мецената» Демократической партии, который финансировал и Обаму, и Хиллари Клинтон, Хасана Немази, задержали за предоставление ложных сведений при оформлении кредита на 74 миллиона долларов. Он также воспользовался своей «политической репутацией», только предоставил данные несуществующих счетов со своими сбережениями и несуществующих фирм, которые могли бы подтвердить его статус.
Поймали ушлого коммерсанта только в аэропорту, буквально в последний момент. А ему просто изначально поверили в банке, ну ведь он полмиллиона на кампанию Обамы собрал и пожертвовал 50 тысяч на церемонию инаугурации. Такой человек не может врать.
Однако эта история с невнятным финансированием, похоже, особо ничему старушку Хиллари не научила. В 2015 году возникли серьезные подозрения, что «благотворительный фонд Билла, Хиллари и Челси Клинтон получил пожертвования на миллионы долларов от иностранных правительств, компаний, физических лиц и неправительственных организаций со всего мира. Об этом свидетельствуют данные, полученные компанией McClatchy в результате анализа истории пожертвований в этот фонд за последние 10 лет. При этом многие пожертвования поступили совсем недавно – в 2014 году».
И если эти деньги пойдут или уже пошли на избирательную кампанию, то тут мы уже будем иметь дело с прямым нарушением законодательства США о выборах, поскольку, согласно американскому законодательству, «запрещается делать взносы публичным служащим, иностранцам и лицам, выполняющим публичные заказы, а также анонимные пожертвования на сумму, превышающую 100 долларов».
Однако проверить, на что идут те или иные деньги, в рамках нынешней системы отчетности для правоохранителей будет весьма проблематично. В 2009 году Верховный суд США принял решение, дозволяющее любым общественным объединениям получать и расходовать денежные средства на проведение предвыборной агитационной деятельности.
Речь идет о так называемых суперкомитетах политического действия, которые официально и формально никак не связаны с тем или иным кандидатом. И при этом теперь имеют возможность неограниченных получения и трат денег в рамках агитации за или против того или иного кандидата. Ну да, мы все верим, что они будут целиком и полностью независимы и в своей агитации исходить исключительно из интересов американского народа. А деньги они, конечно же, будут получать из независимых источников.
Сами эти «супрекомитеты» – только один из видов НКО, которые получили «финансовый карт-бланш». Согласно американскому законодательству, НКО вообще могут получать пожертвования в неограниченном размере, при этом они не обязаны давать отчет об их источнике.Таким образом, избирательный штаб того или иного кандидата или партии может иметь абсолютно прозрачную и законную бухгалтерию, но агитировать за кандидата будет не штаб, а некое НКО Horns & Hooves, которое получает сколько и откуда хочет – и так же тратит. А на все вопросы, почему вы тратите так много денег на кампанию, допустим, Хиллари Клинтон или Джеба Буша, отвечать: «А вот просто захотелось, и вообще, вам какое дело? Отчитываться мы не обязаны».
При этом, если посмотреть на дела бодрых «спонсоров» избирательных кампаний 2008 и 2009 года, на выборах могут нажиться и бизнесмены-авантюристы, которые будут активно жертвовать, а потом либо строить на политической репутации финансовые пирамиды, либо оформлять кредиты по подложным документам.
В общем-то, очевидно, что в США выборы – это уже давно такое шоу по перекачке денег в непонятные места, на вполне понятные нужды. Но, кажется, с каждым годом динамика хищений и масштаб коррупции растут в арифметической прогрессии.
Кстати, судя по всему, такой массовый обход законов стал причиной резкого понижения явки избирателей на выборах всех уровней в США, от губернаторских до президентских. Ну кому тут доверять страну или свой родной штат, если все эти люди так или иначе уже засветились в коррупционных скандалах?