Многих повеселила новость о том, что министерство обороны Украины фактически вновь приняло на вооружение пулемет «Максим» образца 1910 года.
Для наглого и опытного вора ВСУ предоставляют безграничные возможности
А между тем это очень поучительная иллюстрация того, к чему может привести страну и ее армию ситуация, при которой национальной идеей становится разграбление достижений предыдущих поколений.
Что же такое случилось с Украиной, что оружие, созданное, по сути, еще в XIX веке, стало вполне уместным в боевых порядках ВСУ?
Не секрет, что в наследство от СССР ей достались огромные арсеналы всевозможных вооружений. И задачей нескольких поколений украинских государственных деятелей стала переработка смертоносного железа в благородные материальные ценности.
Разграблению подверглось все, от саперных лопаток до авианосцев.
Схема же, которая работала со стрелковым оружием (и не только с ним), была до примитивности проста.
Кабинет министров своим постановлением определял цены, по которым частные компании могли выкупить излишки военного имущества. Излишки эти определялись самими военными, лично заинтересованными в наращивании объемов сбыта.
До сего времени действует постановление от августа 2011 года, согласно которому армия продает частным компаниям стрелковое оружие по следующим ценам: автомат Калашникова в пересчете на российскую валюту стоит 1200 рублей (любой модификации), карабин СКС – 200 рублей (да, это не ошибка – 200 рублей!), РПГ-7 – 500 рублей.
Надолго этих пулеметов украинской армии не хватит (кадр из видео)
|
Принятый недавно вновь на вооружение пулемет Максима продавали за 3000 рублей и по состоянию на 2011 год их числилось в излишках 35 000 штук.
Продают массово и современников этого пулемета: так, винтовка Мосина стоит 180 рублей, револьвер Нагана – 400 рублей, немецкий карабин Маузера, трофей времен ВОВ, – 1200 рублей, пистолет-пулемет Томпсона – 1500 рублей, знаменитый ППШ – 200 рублей.
К 2011 году в списках излишков уже не числилось пулеметов современных моделей, кроме стволов к пулемету Калашникова, которые продавались по «баснословной» цене в 10 000 рублей. Все потому, что очень ходовые на мировых рынках пулеметы успели уже распродать предшественники.
Последние 25 лет ряд частных компаний, нередко зарегистрированных в офшорных зонах, покупали стрелковое оружие за копейки и перепродавали в основном американским и немецким компаниям примерно втрое дороже. Ну а впоследствии, уже на западных рынках, эта цена снова возрастала в 10–50 раз.
Так вхожие в бывшие советские арсеналы украинские граждане совместно с западными оружейными компаниями обдирали ВСУ все годы независимости.
Только за период 2011–2015 гг. Украина умудрилась продать более 600 000 единиц стрелкового оружия. Причем экспорт, по мере похудения уже и раритетных запасов, постоянно сокращался и если в 2011-м продали 265 000 единиц, в 2013-м – 112 000, то в 2015-м уже только 12 600.
Хочу подчеркнуть: резкое падение объемов экспорта в последние годы связано не с начавшейся войной, а именно с постепенным исчерпанием залежей советских вооружений. Причем пулеметов это касается в первую очередь.
Нюанс состоит в том, что пулеметный ствол является сравнительно высокотехнологичным изделием, производство которого доступно всего нескольким странам в мире.
На момент провозглашения независимости одной из них была и Украина.
Но по мере деиндустриализации станкостроительные заводы, на которых и производили эти изделия, были уничтожены.
В детстве мне довелось жить возле одного из этих предприятий – Мелитопольского станкостроительного завода имени 23 октября.
Уже к 1995 году это был фактически покойник. К началу 2000-х его оборудование было разворовано, а коллектив прекратил свое существование. Сегодня это фактически небольшой кустарный цех, пробавляющийся мелкими заказами на самые примитивные изделия и уже, конечно, не способный производить ничего подобного.
Такая же участь постигла все другие украинские предприятия, производившие аналогичную продукцию. На сегодня Украина способна лишь собирать пулеметы из импортных комплектующих либо из стремительно тающих запчастей, которые все еще остаются на складах ВСУ.
Именно поэтому в приведенном выше перечне цен пулеметный ствол оценивается сравнительно дорого – дефицитный и невозобновляемый продукт.
Но и тут, кстати, дела обстоят неважно. С присущей украинцам помпой в мае 2016 года было объявлено, что ВСУ приняли на вооружение новый украинский пулемет КМ-7,62, который производится в стране с 2011 года. Якобы это модернизированная версия пулемета ПК украинского производства.
В реальности мы видим пулемет, криво собранный из запасных комплектов и деталей.
Роль ствола у него играет ствол от снайперской винтовки СВД, а вся модернизация заканчивается заменой металлического патронного короба на сомнительный брезентовый и привариванием планки под установку прицела (что делает невозможным прицеливание родными приспособлениями на дистанции более 300 метров).
Интересно, что ранее для этой сборки, ввиду истощения собственных запасов, украинские мастера завозили стволы из России.
Но и этот чудесный пулемет с российскими комплектующими не попал в украинскую армию. Все, что удалось склепать из смеси запчастей с хранения и российских комплектующих, также шло за границу. В первую очередь в Турцию, куда, по разным данным, удалось продать до 2 000 штук.
Зачем Турции, стране НАТО, в таких количествах понадобилось подобное оружие, можно только гадать…
Лишь с мая 2016-го первые партии новейшего украинского пулемета пошли в подразделения Вооруженных сил Украины. Качество этого оружия демонстрирует забавное (но не очень цензурное) видео, на котором украинский солдат вынужден закрывать вылетающую крышку после каждого выстрела.
Впрочем, это неудивительно, так как производитель этого чуда – бывший завод кассетных магнитофонов «Маяк». Тот самый, что продает в украинскую армию минометы образца 1939 года, способные делать сальто и разваливаться в первую неделю эксплуатации.Причем покупает эти минометы украинская армия по 1,25 миллиона рублей, а аналогичные из своих запасов, только добротной советской сборки, распродает по 400 000.
В общем, для наглого и опытного вора ВСУ предоставляет безграничные возможности.
Глядя на все эти данные, понимаешь, что возвращение в строй «Максима» рано или поздно было просто неминуемо.
Конечно, оружие, прошедшее рекордное количество войн, не может быть плохим.
Но есть и у него, кроме громоздкости и веса, один крайне критичный для ВСУ недостаток. Пулемет не является советским оружием, известным своей простотой, а потому крайне сложен в обслуживании и эксплуатации.
К примеру, наставление 1938 года по уходу за пулеметом Максима предусматривает для этого использование более 20 наименований принадлежностей. Регулировки и настройки механизма требуют едва ли не уровня автомеханика.
Вот характерная цитата из наставления:
«Открыть крышку короба, откинуть замок и вставить проверочный патрон в пазы боевой личинки на верхнюю защелку; опустив замок в короб, плавно посылать его вперед. Прокладкой колец под гайку шатуна толщиной в 0,003 добиться, чтобы рукоятка не ложилась на место. После этого снять одно прокладочное кольцо».
Учитывая этот нюанс, стоит ожидать, что надолго этих пулеметов украинской армии не хватит. И настанет день, когда, как сейчас уже шутят, ВСУ придется искать еще более древнее оружие.
Впрочем, это будет вполне справедливо: если ты «козацького роду», то и оружие тебе пристало использовать «козацкое» – пики, шаблюки и аркебузы.