17 января, вторник  |  Последнее обновление — 00:43  |  vz.ru

Главная тема


Джо Байден приезжал в Киев «подчищать концы» за сыном

Война в Сирии


Боевики ИГИЛ взяли в кольцо авиабазу Дейр-эз-Зор

«Это необходимый шаг»


Министр пообещал украинцам шоковую пенсионную реформу

Большая политика


Меркель ответила на критику Трампа

Неожиданный союзник


Россия вооружит ливийского мятежного генерала

кубанская сказка


Супермодель подарила 1 млн рублей на дом для дяди Миши

Непризнанные республики


Киев выставил условия для проведения выборов в Донбассе

Ближний восток


Иран открыл огонь по беспилотнику над Тегераном

операция ВКС


Минобороны Сирии показало работу российских вертолетов (видео)

Давосский форум


Дмитрий Дробницкий: Всех, кому Америка должна, придется «простить»

Фильм «Викинг»


Егор Холмогоров: Что за странные лысые грязные люди в кожанках?

Байден в Киеве


Владислав Бриг: Обстрелы со стороны ВСУ и зондеркоманд усилятся

на ваш взгляд


Как бы вы предложили наказать не уступившего дорогу водителя «Скорой помощи»?


Поговорим на разных языках

Татьяна Шабаева, журналист, переводчик
   1 декабря 2016, 19:10
Фото: facebook.com/tatiana.shabaeva

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Мои бдительные читатели нередко говорят: но ведь Россия – впрямь многонациональная страна! Ведь надо же, чтобы в ней все языки и культуры пользовались равным уважением и вниманием. Ведь надо, верно?

«Логично, чтобы каждый в России изучал помимо русского (государственного) еще какой-нибудь язык народов, проживающих в России»

А давайте попробуем ответить на этот вопрос утвердительно. Что – в практическом смысле – из этого следует?

Рассуждение такого рода я хотела написать давно, но на прошедших выходных для него выдался информационный повод: конгресс «Производство, наука и образование России: новые вызовы», который проходил в московской мэрии.

Одна из секций была посвящена двуязычию в российском образовании.

Один из выступавших, руководитель переводческого агентства (как он сам отрекомендовался: «Корни у меня немецко-еврейские, но я чувствую себя русским»), неожиданно затронул то, о чем я думаю очень давно: если мы впрямь необычайно многонациональны, и это обстоятельство имеет для России такую небывалую ценность, что звучит в речах верховных правителей постоянно, значит, логично, чтобы каждый в России изучал помимо русского (государственного) еще какой-нибудь язык народов, проживающих в России.

Каждый, а не только русские жители Татарии, Башкирии, Коми, Тувы, виноватые только в том, что родились там, где родились.

Хочешь – вымирающий язык спасай, хочешь – свои нерусские корни вспоминай, а хочешь – учи песни тувинцев (фото: Александр Кряжев/РИА Новости)
Хочешь – вымирающий язык спасай, хочешь – свои нерусские корни вспоминай (фото: Александр Кряжев/РИА «Новости»)

И тогда это будет справедливо – ведь мы все должны ценить нашу многонациональность, не правда ли?

Это будет в высшей степени заботливо по отношению к вымирающим языкам – ведь каждый будет волен выбрать, например, язык енисейских кетов!

Это будет равномерным давлением на всю территорию РФ – а не только на те ее области, что и без того имеют склонность к региональному окукливанию. И у русских жителей национальных республик уменьшится стимул уезжать оттуда – все равно ведь нарвешься на обязательное изучение какого-нибудь языка в придачу к русскому.

Наконец, это будет прекрасно с точки зрения тех многих, кто рассказывает о том, что изучение каждого – любого! – языка имеет великую ценность само по себе. Не сомневаюсь, что все они охотно согласятся, чтобы их дети, в придачу к русскому и английскому, учили в школе, например, якутский.

Затруднительно такое организовать? Да, трудновато, но в пору информационных технологий – вполне выполнимо. Каждый выбирает себе индивидуальный электронный курс, с аудированием, диктантами, тестированиями, и – вперед!

Дорого? Ну, если учесть, что в Татарстане за четверть века принудиловки не удалось создать достаточно эффективной системы обучения русских детей татарскому языку (это до сих пор, после всех денежных вливаний, признается «проблемным») – не так уж и дорого.

А зато у каждого будет свободный выбор: хочешь – вымирающий язык спасай, хочешь – свои нерусские корни вспоминай, а хочешь – учи язык, который тебе покажется наиболее перспективным.

На ваш взгляд

 
Каким должно быть самоназвание граждан России, вне зависимости от их этнической принадлежности?





Обсуждение: 631 комментарий
И тогда, заметьте, каждый москвич сможет хотя бы приблизительно почувствовать себя в шкуре русского жителя Республики Татарстан, чьи дети вынуждены изучать татарский язык и татарскую литературу в том же объеме, что русский язык и русскую литературу.

Он сможет – хотя бы приблизительно! – почувствовать себя и в шкуре русских жителей Украины, других бывших наших республик. Заговорив на разных языках, мы, фигурально выражаясь, сможем наконец понять друг друга!

Почему все это не будет сделано?

Потому что на самом деле, при всех словесах о прекрасной симфонии национальностей и равноправии всех российских языков и культур, в глубине души все все понимают.

Понимают, что национальные языки в национальных республиках принуждают учить не для прекрасного развития дружбы народов и интеллектуальной мощи школьников – нет, это делается по требованию региональных элит, которые не стремятся к «общероссийской симфонии», а стремятся именно к региональному окукливанию, к максимальной региональной обособленности.

На том же конгрессе было подтверждено: в Татарстане чиновники говорят – «нам наплевать, что там у чукчей, нас интересует только татарский язык».

И товарищ с немецко-еврейскими корнями, продвигавший на конгрессе идею массового изучения языков народов РФ, это понимал, ибо очень вскоре оговорился, что «по выбору» дети могут изучать языки где-нибудь в Москве, Пскове или в Ростове, а в Татарстане пусть изучают татарский, и нечего там защищать «бедненький русский язык». А не то «будет как в Донбассе». (Вот так и выглядит политический шантаж, о котором упоминал другой выступающий.)

Мы не готовы в этом признаться даже самим себе, но единственная культурная общность, которая до сих пор рассматривает многонациональность как ценность, – это русская культурная общность.

В массе других российских этносов совершенно преобладают другие подходы, их два.

Один распространен среди этносов, имеющих собственную, отданную им территорию и элементы самоуправления: выжать из этих привилегий как можно больше для развития именно своей национальной культуры. А не какой-то там «симфонии».

Другой подход характерен для малочисленных этносов, своей территории не имеющих.

Например, в Дагестане множество языков, и если в одном ауле говорят на лакском, в соседнем – на аварском, еще рядом – на кумыкском (а есть еще десятки диалектов!), то какой язык захочет изучать амбициозный молодой дагестанец?

Да, он захочет изучать русский. (С таким же рвением амбициозные столичные жители ныне изучают английский.)

Именно так – через амбиции и стремление перерасти ограниченность регионального уклада – создалась реальная слитная гармония большой русской культуры, а не искусственная многонациональная полифоничность. Но сейчас для ее развития нет условий – точнее, они целенаправленно уничтожаются.

Необходимо признать, что это люди русской культуры пытаются насаждать представления о «равноценности всех культур и языков» – и прогибают под эти представления именно русскую культуру.

Это люди русской культуры всерьез проповедуют необходимость сбережения всех-превсех языков и самостоятельную ценность всякого национального уклада. Причем даже в тех многих случаях, когда сами люди других народов не обладают обостренным национальным сознанием и в принципе готовы составить органичную часть русской нации.

Но в этом случае мы даже убеждаем, поощряем их помнить о том, что они дагестанцы и т. д. Если мы не делаем этого прямо – так делаем косвенно, давая, к примеру, дополнительные квоты и льготы, восхваляя «национальный колорит».

Во что же выливается наше умилительное благодушие?

Маленький пример: несколько лет назад пользовалась популярностью книга Наиля Измайлова «Убыр» – о том, как татарский подросток вспоминает свои татарские корни, произносит молитвы и только таким образом побеждает отвратительного злобного духа, упыря-убыра.

В книге подчеркнуто, что православный крест от убыра не помогает – только старинные татарские молитвы и традиции! – все русские знакомые мальчика оказались подвержены действию злых чар и нередко служат их проводниками.

Эта книга, повторюсь, получила массу положительных отзывов в российской прессе, она получила Крапивинскую премию. И когда я попыталась указать на звучащую в ней сильную ноту татарского национализма – меня никто не услышал.

Мы настолько благодушны, что в принципе отказываемся замечать то, что скачет прямо в глаза.

А ведь даже образцовая западная политкорректность, на которую мы вроде бы пытаемся равняться, подразумевает, что положительные персонажи не могут быть только белыми, рядом непременно должен находиться какой-нибудь героический афроамериканец.

Что же происходит в результате?

Происходит то, о чем сказала на конгрессе модератор секции «Образование в России: проблемы двуязычия» О. И. Артеменко: если русских в республике больше половины – общероссийская идентичность в ней преобладает, если же меньше – гораздо сильнее становится региональная, которая формировалась целенаправленно.

Можно считать эту оценку за грубую. Но ведь действительно – так происходит не потому, что татары или башкиры в принципе негодные граждане.

Так происходит потому, что с самого начала 90-х годов (даже если выпустить из виду то, что было до этого) происходит вполне конкретная – и законодательно оформленная! – идеологическая работа на местах, а вот общероссийское делание ограничено декларациями, риторикой про «симфонию культур» и постоянным желанием «никого не обидеть», которое стопорит любой честный разговор.

Да, в том числе и тот, который состоялся 27 ноября на московском конгрессе.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

Другие мнения

Владислав Бриг: Самому богатому чиновнику Украины впору задуматься

Не вижу смысла в приезде Байдена, который через несколько дней покинет свой пост – кроме как в обсуждении с киевским режимом методички по усилению провокаций. А напоследок Байден убил своего украинского холопа Порошенко одним требованием. Подробности...

Захар Прилепин: Классическая русская литература сама по себе – исключение

Максим Виторган рассказывает: «Я прочитал Прилепина «Семь жизней», который остается… удивительным для меня образом, но остается прекрасным писателем совершенно, хотя… Ну, я не буду начинать этот разговор». Да ладно, я знаю, о чем разговор. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Вероника Крашенинникова: Россия в этой битве будет камнем преткновения

Предполагаемое «досье» на Трампа охватывает широкое поле от секс-похождений Трампа в России до киберопераций, приписываемых российским властям. Читается бумага как шпионский роман из привокзального киоска. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Дмитрий Дробницкий: Давос, Трамп и «Большой ноль»

Ежегодно в швейцарских Альпах собираются сильные мира сего. Два спикера этого экономического форума, несомненно, будут купаться в лучах славы, хотя слава эта для глобалистской элиты сродни славе троянской Кассандры. Подробности...
Обсуждение: 22 комментария

Антон Крылов: Крики с прокрустова ложа

Самые громкие темы минувшей недели – прошедший первое чтение в Госдуме законопроект об отмене уголовного наказания за побои в семье и вероятная передача Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге церкви. Все как мы любим. Подробности...
Обсуждение: 49 комментариев

Мария Дегтерева: Хоть бы закон о побоях читали

Те, кто страшно возмущен новым законом о побоях в семье, в большинстве своем в глаза не видели старый, судя по постам в «Фейсбуке». Попробую объяснить. Подробности...
Обсуждение: 71 комментарий

Дмитрий Родионов: Почему Трамп ополчился на Китай и готов на «дружбу» с Россией

Идеальный вариант для США – как был тогда, так и остается сейчас – столкнуть Москву и Пекин в противостоянии друг с другом. Если и не военном, то торгово-экономическом. Подробности...
Обсуждение: 33 комментария

Борис Межуев: О реализме и берегах цивилизации

России для сделки с Западом нужна третья идеология – по ту сторону реализма и этнонационализма: введение в политический дискурс языка этой идеологии окажется серьезным переворотом в системе международных отношений. Назовем эту идеологию «цивилизационным реализмом». Подробности...
Обсуждение: 171 комментарий

Общественное мнение: Кажется, «Дождь» кончился

Телеканал «Дождь» сообщает, что Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания запретил вещание телеканала «Дождь» на территории Украины... Это не хохма. «Дождь» запретили на Украине! «Дождь»! Подробности...
Обсуждение: 62 комментария

Татьяна Шабаева: Как убить Шерлока Холмса

Что может быть курьезнее, чем наемная убийца в качестве морального авторитета, произносящая пафосные банальности и с того света поучающая Шерлока Холмса, что он должен «сойти в ад», чтобы «спасти Ватсона»? Видимо, публика уже созрела для того, чтобы это проглотить. Подробности...
Обсуждение: 70 комментариев
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............