Не каждый день в России арестовывают действующего министра при исполнении. Но если у медали две стороны, то во вчерашнем аресте министра экономического развития Алексея Улюкаева можно разглядеть не менее трех аспектов: первое – собственно отношение к выдвинутым обвинениям; второе – отношение к политике уволенного министра: какие шансы это открывает для экономики; третье – арест министра как часть антикоррупционной кампании, объективно ведущейся в стране.
Опишу свое отношение к каждому из трех аспектов этой проблемы.
1. Неизменно придерживаюсь статьи 49 Конституции – презумпции невиновности. Что я знаю о деле? Как всегда, все СМИ тиражируют только одну версию – версию обвинения: «угрожал Роснефти» (чем?), «поехал в офис Роснефти за баулом с долларами» (зачем?).
Что вы знаете о версии защиты? Я знаю лишь, что защита отрицает обвинения полностью. Мотивы и обстоятельства мне неизвестны. В таких условиях человек впредь лишает себя права упоминать о своем юридическом образовании, если начинает делать однозначные выводы о виновности человека.
2. Презумпция невиновности применяется ко всем людям, даже к тем, кто вам не нравится (а Христос – и того больше – вообще советовал врагов возлюбить). Поэтому пункт 1 ни на секунду не означает, что я когда-либо разделял экономические взгляды г-на Улюкаева. Особенно в его бытность первым заместителем председателя Центробанка он вызывал мою критику (кому она была интересна?).
Я искренне рассчитываю, что этот скандал расчистит путь для назначения новым министром экономического развития человека, во-первых, достаточно влиятельного, чтобы повысить значимость МЭР по сравнению с Минфином, и, во-вторых, настроенного на действенную поддержку реального сектора экономики в противовес банковскому лобби. Это жизненно необходимо России сегодня.
3. Продолжаю считать, что текущая экономическая (бюджетно-налоговая) модель, построенная в России, воспроизводит коррупционные отношения помимо воли отдельных лиц. Ни аресты, ни расстрелы этого не изменят.Есть два пути: первый (назову его «лукашенковским») – запугать чиновников. Каков результат? Никакие серьезные решения не принимаются, затягиваются до той поры, когда становятся запоздалыми. Потому что все избегают ответственности и перекладывают ее все выше и выше. Метод называется «сделаем Путина ответственным за каждый подъезд страны». Бог Судия тем, кто считает это эффективным.
Второй путь – системные и последовательные реформы, направленные на дебюрократизацию. Переход к налоговому стимулированию от десятков программ избирательного и зависящего от усмотрения чиновников субсидирования. Устранение поводов для взяточничества.
И этот путь я считаю единственным эффективным для ускорения экономики, улучшения инвестиционного климата и снижения уровня коррупционной нагрузки в системе.