На днях СМИ разнесли весть о том, что в Стратегии национальной безопасности проблемы экономики названы главной угрозой России. Обыкновенный комментарий помощника секретаря Совбеза Вахрукова довели до абсурдного и желтушного вполне солидные издания: «экономические проблемы названы главной угрозой России», «нынешняя экономика – это угроза безопасности».
Обновление Стратегии национальной безопасности – действительно важное государственное событие
На самом деле экономические угрозы, наравне с внешними, военными и внутренними, перечислены и в предыдущей версии Стратегии национальной безопасности от 2009 года. Ничего принципиально нового в этом нет. И неудивительно – экономика, ее проблемы и вызовы всегда в первых рядах государственных задач.
Удивительно то, что упоминание экономических проблем преподнесено как нечто необычное и чуть ли не паническое: мол, руководство России настолько огорошено проблемами в экономике, что вдруг признало их главной угрозой. Это чистой воды спекуляция.
Обновление Стратегии национальной безопасности – действительно важное государственное событие: несмотря на строгость языка официального документа и обилие общих слов, в нем много интересного и нет несущественных мелочей.
Изменение старых формулировок и появление новых является важным сигналом для понимания внешней и внутренней политики государства. Так каковы же действительные, а не выдуманные прессой новшества в утвержденной 31 декабря 2015 года стратегии?
Первое, что бросается в глаза, это то, как практически полностью переделан пункт 8. Он сформулирован сколь кратко, столь и емко, с намеком на события 2014 и 2015 годов в Крыму и Сирии:
«Россия продемонстрировала способность к обеспечению суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защиты прав соотечественников за рубежом. Возросла роль Российской Федерации в решении важнейших международных проблем, урегулировании военных конфликтов, обеспечении стратегической стабильности и верховенства международного права в межгосударственных отношениях».
Названы главные угрозы безопасности России (фото: Марина Лысцева/ТАСС)
|
Упоминаний о «защите прав соотечественников за рубежом» и «урегулировании военных конфликтов» в предыдущей версии не было, хотя предупредительно упоминались подобные вызовы вследствие «несостоятельности существующей глобальной архитектуры».
В новом же варианте напрямую говорится, что такие действия России, законные и суверенные, вызывают «противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах».
И это еще одно новшество, которое предельно четко расставляет акценты. Если в прежней версии Стратегии национальной безопасности угроза, исходящая от Запада, характеризовалась неопределенным словосочетанием от «политики ряда ведущих зарубежных стран», то в обновленном стратегическом документе США, НАТО и Запад в целом упоминаются конкретно и неоднократно.
Конечно, о прямой военной угрозе речь не ведется. Оппоненты обозначены в качестве силы, которая противодействует национальным интересам России и «создает очаги напряженности в Евразийском регионе». В частности, в пункте 17-м стратегии США напрямую обвиняются в дестабилизации ситуации на Украине:
«Поддержка США и Европейским союзом антиконституционного государственного переворота на Украине привела к глубокому расколу в украинском обществе и возникновению вооруженного конфликта».
Предельная конкретизация задач, проблем и указание закулисных интересантов – отличительная особенность обновленной Стратегии национальной безопасности. В Вашингтоне уже успели обвинить авторов документа в том, что основное его содержание – это конфронтация с США.
Однако это не так. В документе доминирует позитивная повестка, цели и задачи сформулированы исходя не из противопоставления кому-то, а для достижения целей развития.
Ключевой частью документа является перечисление национальных приоритетов, среди которых «укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов»; «повышение качества жизни, укрепление здоровья населения», «сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей», «повышение конкурентоспособности национальной экономики»; «поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира».
Как говорится, почувствуйте разницу с поддержкой и распространением демократических ценностей во всем мире, которые США открыто провозглашают и называют одной из главных своих задач. Вот цитата из обновленной весной 2015 года американской Стратегии нацбезопасности: «Если мы твердо отстаиваем наши ценности у себя дома, то сможем эффективнее продвигать их за рубежом».
В ее эпиграфе приведены слова Обамы о том, что «Америка обязана быть лидером», причем «на всех направлениях деятельности лидировать с позиции силы». В этом, к слову, и есть главная разница между стратегией России и стратегией США. Ключ к пониманию природы конфликта.
Но раз уж место экономики в стратегии вызвало такой интерес, то на нем, конечно, стоит остановиться подробнее. На самом деле перечень экономических угроз существенно не изменился: те же самые экспортно-сырьевая модель, невысокая конкурентоспособность, зависимость от импорта и многое другое.
Добавились к ним «ограничительные экономические меры», т. е. санкции. В некоторые формулировки внесены изменения и уточнения – к незащищенности национальной финансовой системы добавлено: «от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала».
Гораздо интереснее перечисление не самих угроз, а способов их преодоления. И здесь немало нового, чего не было в стратегии 2009 года. Главным образом обращает на себя внимание появившаяся задача – «обеспечение суверенитета финансовой системы». Той самой, что подвергается атакам спекулятивного иностранного капитала.
Одновременно вносится уже озвученное предложение по «деофшоризации экономики, возврату российского капитала и сокращению его вывоза за рубеж». Из тех же мер – «преодоление оттока капитала» и «увеличение объема внутренних сбережений и их трансформация в инвестиции», направленные на аккумуляцию финансовых ресурсов в условиях отказа Запада выдавать кредиты российским банкам.
К слову, незаконный вывоз капитала в 2015 году уже сокращен почти наполовину и станет меньше 70 млрд долларов, в прошлые годы – 150–200 и выше. А внутренние инвестиции за счет сбережений – это, кстати, давнее требование нелиберального крыла финансистов.
Одновременно, чтобы сделать эти аккумулированные капиталы доступными для населения и производства, ставится задача «снижения банковских ставок, повышения уровня прямых инвестиций, доступности кредитования за счет «длинных» денег». Впервые в стратегии так конкретно и системно ставится цель по выработке «длинных» финансовых ресурсов за счет внутренних резервов и возвращения зарегистрированных за рубежом активов.
Для чего все это? На это дается ответ в следующих строчках 62-го пункта:
«– осуществление рационального импортозамещения, снижение критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции, ускоренное развитие агропромышленного комплекса и фармацевтической промышленности;
– развитие новых высокотехнологичных отраслей, укрепление позиций в области освоения космоса, ядерной энергетики, возвращение лидерства в традиционных промышленных отраслях (тяжелое машиностроение, авиа- и приборостроение), восстановление электронной и легкой промышленности, судо- и станкостроения, а также системы статистической оценки уровня технологического состояния отраслей экономики»;
– развитие оборонно-промышленного комплекса страны как двигателя модернизации промышленного производства, обновление производственной базы организаций оборонно-промышленного комплекса на новой технологической основе, совершенствование их кадрового потенциала и выпуск ими востребованной продукции гражданского назначения».Специально привожу это целиком, поскольку в таком виде приоритеты промышленной политики России в стратегии сформулированы впервые. Фактически перед нами ключевые принципы новой индустриализации: «рациональное импортозамещение» через снижение критической зависимости в главных отраслях, «оборонка» как локомотив развития, ставка на ядерную энергетику, тяжелую промышленность, агропром. Ставится задача восстановления электронной, легкой промышленности и, главное, станкостроения.
Другие разделы принятой Стратегии национальной безопасности не менее интересны, там тоже хватает интересных новшеств. В общем, изучайте стратегию, и многие принципиальные моменты в развитии страны вам будут яснее. А спекуляции вокруг «планов Кремля» оставьте желтой прессе.