Люди перестают понимать, за что воюют
18 сентября 2015, 13:05 Мнение

Люди перестают понимать, за что воюют

Минск далеко, а линия фронта – рядышком, и прилетает по-настоящему, и люди гибнут. Пока одни сидят под обстрелами, другие активно делают гешефты – кто большие, кто маленькие. И у людей все чаще появляются вопросы.

Святослав Голиков Святослав Голиков

ополченец Новороссии

Начну с пары цитат (орфография и пунктуация подкорректированы). Это сообщения в личной переписке от моих товарищей по оружию. С одним из них я познакомился в июле прошлого года в Дмитровке, со вторым – в сентябре в Ясиноватой. Оба из Донбасса.

За что воевали? За развалины донецкого аэропорта?

Цитата первая: «У нас все по-старому, ждем победы или изменений, а их нет… Сколько мирных погибло и вояк немерено, а воз и ныне там. Безработица, безденежье, конца не видать. Не нужны мы ни Киеву, ни России как люди… Я уважаю и ценю солдат, а комбатов и чудо-лидеров, сливающих людей и ДНР с ЛНР, нет им прощенья за смерть и разруху…»

Цитата вторая: «Как мне кажется, нас всех просто обманули. Теперь нет у меня желания возвращаться, я разочарован в полной мере. Ничего ведь толком не изменилось в ситуации с момента моего ухода. Политика – грязное дело. А ситуация в Донбассе носит исключительно политический характер. Мне жаль осознавать все это… Больно, обидно, досадно… Ребят жалко…»

Между этими сообщениями девять месяцев. Первое я получил в декабре прошлого года, второе – в сентябре нынешнего. Прошло девять месяцев! А настроение схожее. И подобные мысли затаились не только у этих моих товарищей. Таких уставших и разочаровавшихся людей – масса. Интернет вам в помощь.

В августе этого года вышла статья Олега Царева «Когда люди хотят войны». Очень горькая статья. И страшная. Страшно, когда люди, желающие настоящего мира, надеются на войну как на избавление, потому что очень устали от такого «мира», который вот уже год как мы наблюдаем в Донбассе.

А еще с огромной болью об усталости и разочаровании людей Донбасса пишет в своем «Живом журнале» Алан Мамиев. Прочитайте его пост под заголовком «Проиграв войну за умы на Донбассе – мы проиграем все, что было завоевано большой кровью!» Там все очень хорошо по полочкам разложено.

Уставших и разочаровавшихся в войне людей – масса (Фото: Marko Djurica/Reuters)

Уставших и разочаровавшихся в войне людей – масса (Фото: Marko Djurica/Reuters)

Прежде чем продолжать разговор, хочу обратиться к диванным воинам, которые начнут вспоминать Великую Отечественную и говорить: вот, мол, наши дедушки и бабушки тяжелейшую войну на себе вытащили, а потом еще страну восстанавливали, а эти, на Донбассе, потерпеть не могут, ноют и плачутся.

Так вот, героические диванные граждане, мой вам совет: чемодан – вокзал – окопы. И семьи свои с собой прихватить не забудьте – в подвалах поселите. Вот тогда, может быть, вам дурь из башки выбьет. Если, конечно, эту башку вам там не оторвет.

Всем остальным, кто всей душой болеет за Донбасс, но сам лично там не был и не имеет каналов получения информации из первых рук, хочу сказать – то, что вы видите в СМИ (в первую очередь, по телевидению), и то, что происходит там на самом деле, – это две большие разницы. И дело не в том, что наши официальные СМИ как-то злонамеренно искажают действительность.

Меня, кстати, по возвращении очень многие спрашивали о степени правдивости подачи информации в России. Так вот, на мой взгляд, процентов на семьдесят здесь говорят правду, в отличие от украинских СМИ, где степень неадекватности просто зашкаливает. Только штука в том, что огромный массив информации просто остается за кадром, ибо далеко не все считается возможным и нужным давать в эфир.

С самого начала этой войны люди Донбасса – и гражданские, и военные (те, кто действительно воевал) – видели все не в телевизионной картинке, а своими собственными глазами: разгул тыловой «махновщины» с мародерством и отжимами, переделом собственности, крышеванием всяких разных интересных бизнесов и прочим беспределом; чудесным образом происходившее растворение в пространстве оружия и военной техники; разворовывание гуманитарной помощи; грызню между полевыми командирами и политиками с тоннами взаимно вылитой грязи; непонятные кадровые перестановки в руководстве республик…

И все это на фоне то затухающей, то вновь вспыхивающей войны. Где-то ведутся какие-то переговоры, заключаются какие-то договоренности, только вот война не заканчивается.

Минск далеко, а линия фронта – вот она, рядышком, и прилетает по-настоящему, и люди продолжают гибнуть. А при этом, пока одни сидят под обстрелами, другие активно делают свои гешефты – кто большие, кто маленькие. И у людей все чаще появляются вопросы. А ответы на эти вопросы подчас либо корявые, либо их нет вовсе.

А отсюда усталость и разочарование… И эта тенденция возникла не вчера. Я наблюдал ее еще с осени прошлого года, после первых Минских соглашений, когда у нас вроде бы «мир», но артиллерия почему-то долбит каждый день. Прошел год.

И где там наш воз? И дело ведь не в том, что люди в принципе не железные. Наши дедушки и бабушки тоже были не железные, но войну выиграли и страну восстановили. Просто они понимали, ради чего все это, и верили.

А люди Донбасса – героические люди! – перестают понимать. За что воевали? За развалины донецкого аэропорта? Или за бизнес Ахметова? Нет ответа… А еще подливают масла в огонь стенания о сливе, регулярно доносящиеся из России. И люди теряют веру…

На любой войне полно грязи. На войне, в которую вплетены различные бизнес-интересы – тем более. К сожалению, это неотъемлемые издержки нашего несовершенного мира. Ситуация же с войной в Донбассе вообще очень сложная, поскольку это не просто локальный конфликт – вокруг этой войны крутятся очень большие геополитические ставки, и проиграть нам нельзя.

Да, как я уже говорил в одном из предыдущих очерков, Россия участвует в процессе не так, как очень многим из нас хотелось бы. Она делает это так, как на сегодняшний день позволяют ей обстоятельства. При этом Донбасс – это только один из участков глобального фронта. Интенсивная работа – дипломатическая, экономическая, военная, гуманитарная – идет по многим направлениям, в том числе и еще на одном горячем участке – в Сирии.

Но! Надо иногда отвлекаться от мыслей о глобальном и вспоминать, что там, на переднем крае Донбасса, живут, трудятся и воюют люди. Живые люди. И они, повторяю, очень многое перестают понимать. Далеко не все из них разбираются в тонкостях дипломатии или читают аналитические статьи того же Ростислава Ищенко.

С людьми надо разговаривать, им надо объяснять, что происходит, для чего делаются те или иные вещи, причем четко и внятно. И порядок на местах надо наводить, чтобы, наконец, прекратился весь этот бардак, про который в своих сюжетах о «бандитских республиках» с упоением рассказывают СМИ на той стороне.

Я говорю наивно-банальные вещи, да? Ну, что же, можете посмеяться. Только вот мне лично не смешно. И Алану Мамиеву не смешно. И Олегу Цареву. И всем другим, кому до боли обидно за людей, теряющих веру в то, за что они готовы были умереть.

..............