Министерство юстиции Германии договорилось с представителями компании Facebook* о том, что теперь из социальной сети будут удаляться «ксенофобские» и «расистские» комментарии, связанные с волной беженцев с Ближнего Востока, которая оседает в странах ЕС.
Cнова в мировой повестке поднимается вопрос контроля информации в Сети
С помощью немецкого ведомства создается некая координационная группа, которая будет искать и выявлять противозаконный контент в социальных сетях и обращаться к модераторам, чтобы эти посты и комментарии были скорейшим образом удалены.
Это вполне логичная практика по удалению и блокировке доступа к незаконному контенту. Но здесь есть свои нюансы.
Первое и самое главное – оказывается, далеко не все население ЕС трепещет от восторга по поводу новых соседей. Иначе бы в такой инициативе попросту не было смысла.
Второй момент – это политика Facebook по поводу агрессивных высказываний на национальной почве. Она широко известна своими двойными стандартами, как минимум в российском сегменте социальной сети.
Историю про то, что банят за «хохлов», но не банят за «москалей на ножи», все русскоязычные пользователи сети прекрасно знают. Баны раздаются модераторами до сих пор и все в таком же одностороннем порядке. То есть Facebook в вопросе межнациональной розни придерживается совершенно четкой двойной политики.
Но поскольку корпорация эта из США – а во многом именно на совести Штатов лежит нынешняя волна миграции – то инициатива германского минюста была поддержана сразу же. Более того, первым об этом событии сообщило именно американское издание – The Wall Street Journal.
Следующий интересный для нас момент относится уже к российским политическим реалиям. Наша несистемная и либеральная оппозиция сейчас горячо и широко приветствует этот запрет на «расизм и ксенофобию». Рассказывая о том, какой это замечательный и передовой опыт.
Может быть, конечно, он и замечательный, но совсем не передовой. Российский Роскомнадзор, кстати, тоже совместно с Министерством юстиции, только не Германии, а РФ, уже несколько лет блокирует противозаконный и экстремистский контент.
Однако работа нашего контролирующего ведомства вызывает у той же самой оппозиции только негативную реакцию: от сарказма до резкого и категорического неприятия.
Вообще же, если абстрагироваться от персоналий, то снова в мировой повестке поднимается вопрос контроля информации в Сети.
Где заканчивается свобода слова и начинается экстремизм? И что экстремизмом считать? Даже в случае с беженцами с Ближнего Востока: что именно будет сочтено пресловутыми «расистскими» и «ксенофобскими» комментариями? Если высказывания о том, что беженцы – это «недочеловеки», тогда никаких вопросов. Это и есть тот самый пещерный расизм.
Ну а если сообщения о том, что такая волна миграции вырастет в большие экономические и социальные проблемы для ЕС? Здесь расизма нет, здесь грустная констатация экономических и социальных реалий, в которых оказался Евросоюз. И вот что-то подсказывает, что модераторы Facebook и минюст Германии подчистят и эти высказывания.
Вообще же, нужно понимать, в первую очередь нам с вами, что контроль за информацией в Сети – это штука неизбежная. Да, интернет долго держался, был территорией максимальной информационной свободы. В том числе и свободы от ответственности за ложь, ксенофобию, экстремизм и прочие неприятные и незаконные вещи.
Но контроль контента – это не какой-то российский, а новый мировой тренд. Вопрос лишь в том, чтобы он осуществлялся с умом и не превращался в худшие образчики советской или еще какой цензуры. Хотя, к сожалению, некоторые признаки такого выборочного и тенденциозного цензурирования в мировой практике уже имеются.Все те же «хохлы» и «москали» в Facebook – только один из последних примеров.
При этих заданных общемировых трендах, и минюст Германии тому подтверждение, именно действия России по обеспечению информационной безопасности почему-то подвергаются критике и на Западе.
В том числе и в самой ФРГ. Именно Россия почему-то сравнивается с Северной Кореей, в которой всего один интернет-кабель, и тот ведет в здание правительства. Ну, или с Китаем и его «Великим Файерволлом».
Притом что Роскомнадзор в РФ работает фрагментарно и выборочно, да и запреты его чисто технически обойти можно довольно легко, чтобы получить доступ к необходимому содержимому. Стоит напомнить, что наше ведомство в большинстве случаев не удаляет запрещенный контент, а просто обязует закрыть к нему доступ.
Так что, если посмотреть на общемировые и европейские практики – мы куда демократичнее в вопросе распространения информации. Но доказать это европейским политикам или же нашим либералам видится невозможным. Кстати, по той же причине весьма своеобразно структурированной у них в головах информации.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ