В разгар кульминации трагических событий на Майдане годовалой давности, когда в дыму и чадящем пламени баррикад на Грушевского сгорала украинская государственность, когда пепел расстрелянных и сожженных протестующих и сотрудников правоохранительных органов еще только начинал стучаться в сердца людей по обе стороны политического противостояния, казалось, что карта России и продвигаемого ею альтернативного, не ориентированного на атлантизм проекта интеграции уже бита.
Пойти против какой-никакой, но власти, против полицейского и военного аппарата – это вам не «ягрузин» кричать
Украина стремительно дрейфовала на Запад, а ее продавшиеся элиты и оболваненный народ, словно загипнотизированное Бастиндой стадо овец, под песни и пляски брели в направлении евроатлантического стойла.
Но случилось чудо – возник феномен сражающегося Крыма и Севастополя. Владимир Путин недаром сказал, что для России и русских Крым является местом сакральным: отсюда пришло на Русь православие и здесь наш народ демонстрировал немеркнущие примеры героизма и мужества.
«Русская весна» была с точки зрения иностранного наблюдателя так же абсурдна и нелогична, как сопротивление последних защитников Севастополя на мысе Херсонес в июле 1942-го. Но вопреки всем «экспертам», вопреки угрозам и беснованию наших геополитических «партнеров» народ Крыма и Севастополя сделал поистине исторический выбор.
Для понимания исторических и идеологических итогов воссоединения Крыма с Россией, годовщину которого мы будем отмечать уже очень скоро, 18 марта, следует рассмотреть ряд морально-этических и организационных событий, которые в итоге и привели к отпадению Крыма от рушащейся Украины.
Во-первых, «русская весна», начавшись в Севастополе, стартовала именно как подлинно народное, низовое явление. Алексей Чалый впоследствии вспоминал, что, захватывая здание местного отделения СБУ, а затем вынуждая горсовет тогда еще украинского Севастополя подчиниться воле десятков тысяч человек, собравшихся на площади Нахимова, он и его товарищи прекрасно понимали, что в случае неудачи восстания конкретно для них все может закончиться крайне печально.
И все же они пошли на формирование неподконтрольного Киеву Координационного совета. И это первый урок, который преподал России Крым – урок настоящей, а не показной гражданской активности. Собраться под оппозиционными знаменами, под защитой закона и правоохранительных органов и побузить – это одно. А пойти против какой-никакой, но власти, против полицейского и военного аппарата – это совершенно другое, это вам не «ягрузин» кричать.
Второй урок, преподнесенный нам Крымом, – это рождение и проецирование растущей российской военно-политической силы на сопредельные пространства, исторически отрубленные от единой страны. Долгие годы либеральная пропаганда вбивала в головы россиян установки по поводу слабости, «кондовости» и неэффективности отечественных Вооруженных сил.
Скоординированные и абсолютно внезапные действия «вежливых людей» в Крыму не оставили камня на камне от этих домыслов. Пока наши заклятые друзья тешили себя иллюзиями о том, что российская армия вот-вот перейдет на лапти, а вместо танков и орудий будет сражаться в конном строю с шашками наголо, Россия смогла существенно повысить боеготовность войск и продемонстрировать всему миру и собственному народу умение быстро и оперативно реагировать на изменяющуюся обстановку.
Начавшийся после августовского конфликта с Грузией в 2008 году процесс восстановления Вооруженных сил пришел во время крымских событий годовалой давности к своему логическому завершению.
Третий урок, который преподал нам Крым, – это урок терпения и устойчивости. Сейчас, на фоне трагедии Донбасса и Луганска, уже как-то подзабылось, что первый пакет санкций против России был принят именно по итогам победы «русской весны» в Крыму.
И нападки на нашу страну со всеми сопутствующими сложностями в экономике и политике вызваны именно воссоединением Крыма с Россией. Прогнулись ли наши граждане? Получили ли западные страны тот внутриполитический результат, на который рассчитывали, вводя санкции? Нет.
Поддержка президента Путина бьет все рекорды, сами жители Крыма и Севастополя, даже по данным западных социологических служб, более чем на 90% поддерживают вхождение в состав Российской Федерации. То есть на излом взять нас не получилось, и вряд ли получится, о чем свидетельствует вся история нашей страны.
И это еще один урок – теперь уже для Запада. Атлантисты, видимо слишком понадеялись, слишком сильно уверовали в собственные мифы про «десятки миллиардов долларов», которые коварный Путин и его «друзья» хранят на счетах в западных банках и рисковать которыми они не якобы не пожелают.
В итоге оказалось, что никаких счетов ни у Путина, ни у представителей высшего политического руководства за рубежом нет, а санкции больно бьют и по тем, кто их вводил. Опыт и 90-х, и прошлых десятилетий показывает, что единственный способ заставить Россию скорректировать свою позицию – это способ условного «калача».
Калачом участия в международных организациях и форумах Россию можно заманить в сферу поддержки западной повестки. И, оказывая неприкрытое силовое давление на Россию, Запад себя этого единственного действенного инструмента лишил.Ведь недаром в соцсетях гуляют разного рода демотиваторы, на которых параллельно изображены сцены встречи нацистов в Париже и Сталинграде – с плачущими от бессилия французами на одной стороне и сражающимися русскими на другой. Это отражение глубинной парадигмы нашего сознания – добрым словом обмануть нас можно, но вот силой заставить подчиниться агрессору – никогда.
И вот именно эти глубинные архетипы «крымская весна» подняла в нашем народе. И эти глубинные архетипы не учел Запад, осуществляя санкционное давление.
По итогам крымских событий 2014 года мир стал кардинально иным. Россия и ее народ избавились от последних иллюзий относительно существа глобального миропорядка и места, которое нам там уготовано властителями Запада.
По итогам Крыма жить стало не так хамонистее, но зато совесть не болит, не душит по ночам, не вопиет в бессильном призыве о спасении сограждан, поверивших нам. Главный урок, который вынесла наша страна из крымской эпопеи, – своих не бросаем и за чечевичную похлебку первородство не продаем.