Лозунги Майдана казались логичными

@ из личного архива

12 февраля 2015, 08:06 Мнение

Лозунги Майдана казались логичными

Даже старт размышления о путях европейского развития любой территории Украины отброшен евромайданом, проведенным год назад. Лозунги украинского протеста при первом приближении могли показаться логичными и понятными.

Алексей Громский Алексей Громский

публицист

Год назад на центральной площади Киева вспыхнули первые покрышки евромайдана. 21 февраля в Москве патриотически настроенные активисты намерены провести марш в память о годовщине тех трагических событий.

Тот, кто займется поиском новых мыслей, новых лозунгов для Украины, рискует нарваться на жесткое противостояние

Вспомним, лозунги украинского протеста при первом приближении могли показаться логичными и понятными. Народ постсоветской страны хотел жить более качественно, по-европейски.

Это вполне закономерное стремление можно было наблюдать и раньше, следя за созидательной общественной активностью. Вот только массовые акции были качественно иными.

Несколькими месяцами ранее, весной 2013 года, на бульваре Пушкина в Донецке проходила открытая лекция «Уличного университета». Мне часто вспоминается теперь лекция «Брендинг территорий» молодого ученого-урбаниста из ДонНУ Ростислава Дзюбы, с которой он выступил тогда в амфитеатре.

Сегодня разговор о том, как сделать тот или иной город Украины привлекательным для туристов, инвесторов, более удобным для жизни, звучат словно из иной реальности. Интересно, где продолжает свои исследования тот молодой ученый со своими слушателями? Кто-то из них, наверное, уже сгинул под огнем сил АТО. Иные унижены страхом перед бригадами «Правого сектора*» или стремятся выжить в лагере беженцев.

Воспользуемся этими словами из прошлого, такими европейскими, чтобы нагляднее представить себе разительные изменения, обрушившиеся на Украину. Итак, важным для успеха этой социокультурной практики моментом является участие в построении и продвижении бренда жителей территории. Они сами являются не только потребителями, но и создателями бренда, его трансляторами. Сегодня этот сигнал описывается одним жаргонным словом – «беспредел».

Бойцы так называемых добровольческих батальонов, финансируемых олигархами, против засилья которых в числе прочего «скакали» участники евромайдана, теперь могут зайти в любой офис. И в лучшем случае потребовать жертвы на нужды АТО. Большинство же простых людей на Украине «транслируют» страх перед растущей жизненной неустроенностью, лишением последних средств к существованию или повесткой в военкомат.

Да, как и учил специалист по продвижению бренда территорий, Украина идентифицировала свою идентичность. Вот только солидаризировалась страна с ближайшими пособниками нацистов. На флаг подняты символы, которые вся Европа хотела бы поскорее забыть.

И вряд ли многие из граждан Украины сегодня испытывают нестерпимое желание рассказать европейским соседям, к примеру полякам, что отличаются они от них превознесением Степана Бандеры.

Говоря о брендинге территории, урбанист из ДонНУ предостерегал от излишнего увлечения разнообразной символикой. Ведь туристы и инвесторы «летят» не на свет символа, а на высокий уровень развития местного сообщества.

Что ж, сложившееся по итогам Майдана вызывает желание бежать прочь. Особенно если взглянуть на символы, которые поднимают над собой наиболее активные его представители. Нет, нынешние украинцы определенно не позиционируют себя как люди особенно честные и гостеприимные.

Согласно тем давним словам Ростислава Дзюбы, построение бренда для территории – процесс длительный и текучий. Но Майдан завершил его, положив предел. Теперь тот, кто займется поиском новых мыслей, новых лозунгов для Украины, рискует нарваться на жесткое противостояние.

Будь ты хоть депутат Верховной рады, хоть сам президент страны, ты не можешь идти против нынешних лозунгов, нынешних символов. Все это сродни доктрине какой-то тоталитарной секты. Не дай бог вступить в общественную дискуссию по вопросу о войне или критически высказаться о том, что бомбы падают там, где в 2013 году молодые дончане обсуждали брендинг своего города – сразу в «шпигуны» запишут.

Люди стремились с помощью уличного протеста избавить государственный аппарат от контроля олигархов через коррупционные механизмы. Теперь, как некоторые украинские политики сами же и констатируют, правительство побивает коррупционные рекорды своих домайданных предшественников. А лидер этого правительства, премьер Яценюк, шокирует Европу брендом «пострадавших» по итогам Второй мировой войны.

Стало быть, даже старт размышления о путях европейского развития любой территории Украины отброшен евромайданом. Когда-то у постсоветской Украины был шанс на деле стать европейской страной.

Нет, не с точки зрения геополитических союзов, но с точки зрения качества жизни людей. Теперь удел этих людей – выживание или бегство. А чтобы вернуть домайданную ситуацию, в лучшем случае понадобятся десятилетия. И это если идти в верном направлении.

Но вернемся в российскую столицу, где столь популярно в последнее время увлечение урбанистикой, частью которой и является брендинг территорий. На фоне того, что происходит на Украине, подтвердить 21 февраля приверженность российского сообщества идеям патриотизма, традиционным ценностям, с которыми ассоциируется Россия в Европе, представляется достаточно важным.

Год после революции добил Украину. Хороший урок всем нам. Приходи, если против революции. Приходи, если дорога страна.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............