Главное событие текущей недели, безусловно, внезапный и быстрый рост цен на нефть. Бочка марки Brent подорожала до 51,6 доллара. Американская WTI растет пятую сессию подряд, чего не было почти полгода.
Рост цен на энергоносители благоприятно сказался на нашем валютном рынке
Аналитики гадают, что именно послужило причиной подобного взлета. То ли данные Американского института нефти (API), которые свидетельствуют, что товарные запасы нефти в США на прошлой неделе сократились на 1,23 млн баррелей.
То ли вмешалась геополитика – инвесторы дисконтируют в котировках барреля обострение войны в Сирии. Или это закономерный итог того, что Федрезерв США отказался повышать процентные ставки и отложил ужесточение денежно-кредитной политики на конец этого – начало следующего года.
Как бы там ни было, рост цен на энергоносители благоприятно сказался на отечественном валютном рынке. Доллар упал к рублю сразу на 3,5 рубля, и представляется, что это еще не конец тренда.
Если нефть продолжит расти (а в США и Европе начинается отопительный сезон), то российская валюта вполне может повторить ралли февраля-мая. В эти месяцы рубль сходил с 70 до 49 рублей за одну единицу американской валюты.
Вряд ли мы увидим рост сразу на 20 рублей (все-таки в декабре – очередной пик выплат по валютным кредитам у госкорпораций, а значит, будет повышенный спрос на доллары и евро, да и ЦБ не позволит), но пробить уровень 60 рублей за доллар вполне можем.
Если нефть продолжит расти, то российская валюта вполне может повторить ралли февраля-мая (фото: Максим Слуцкий/ТАСС)
|
Что касается долгосрочных прогнозов, то Минэкономразвития изменило его на 2016 год аж на целых … двадцать копеек. Так, прогноз по среднегодовому курсу доллара увеличен до 63,3 рубля против 63,5 рубля.
При этом прогноз по среднегодовому курсу доллара на 2015 год остался прежним – 61 рубль. Если же мы обратимся за прогнозом курса национальной валюты к рынку, то фьючерс на пару доллар/рубль на март следующего года идет по цене 65 рублей, а на март 17-го года котировки находятся в районе 77 рублей.
Тем временем продолжают приходить новые сведения с полей битвы за бюджет 2016 года. Как стало на днях известно, Минфин планирует свести дефицит бюджета к 2,8% ВВП (всего ВВП страны по прогнозам составит 78,673 трлн рублей). За образец взят бюджет 2015 года, сбалансированный сокращением оборонных расходов и тратами из Резервного фонда.
Ожидается, что в 2016 году из Резервного фонда придется потратить 2,2 трлн рублей, после чего там останется 1,25 трлн. Что касается инфляции, то она заложена на уровне 6,4%, что, конечно, выглядит фантастикой.
Для сравнения: с начала нынешнего года инфляция набрала уже 10,4%, и по прогнозам Минэкономразвития к концу декабря рост цен может составить 12-13%. Почему в 2016-м инфляция должна уменьшиться аж в два раза, совершенно не понятно. Возможно, ЦБ планирует ужать денежную массу, либо перестанет допускать всплески девальвации рубля интервенциями (обычно рост цен на импорт строго следует за каждым скачком курса национальной валюты).
В мире, между тем, все тоже не очень спокойно. Центробанки развивающихся стран рекордными темпами распродают госдолг США. Как подсчитали в Deutsche Bank Securities, за 12 месяцев по июль нетто-продажи казначейских облигаций США со сроком погашения не менее года составили 123 млрд долларов. Это крупнейшее падение спроса с 1978 года.
И это происходит на фоне роста доходности десятилетних облигаций до 2%. Основной продавец облигаций – Китай, который на поддержание курса юаня потратил уже больше 120-130 млрд долларов. Если Центральные банки продолжат продавать госдолг США такими темпами, то это очень скоро создаст крупнейшей экономике мира проблемы.
Выпадающий спрос нужно будет заместить частными инвесторами (не очень понятно, как их к этому стимулировать), а дальнейший рост доходности приведет к разбалансировке бюджета, отягощенного большими расходами по обслуживанию долга.
Любопытная ситуация складывается на рынке драгоценных металлов. Что в США, что в Азии наблюдается резкий дефицит физического золота и серебра. Об этом можно судить хотя бы по данным монетного двора США, который сообщил, что в третьем квартале спрос на золотые и серебряные монеты побил все исторические рекорды.По данным информагентств, предложение на мировом рынке инвестиционных монет настолько мало, что некоторым монетным дворам приходится ограничивать количество монет, продаваемых в одни руки, и работать сверхурочно, а многие американцы вынуждены отправляться за границу для того, что купить монеты.
Австралийский монетный двор также рапортует, что продажи золота за прошлый месяц находятся на самом высоком уровне с сентября 2014 года, когда было продано 68,781 унций. А общие продажи серебра составляют более 3,3 млн тройских унций, что является скачком на 373% по отношению к августу.
Однако вряд ли подобный рост свидетельствует о каких-то глобальных планах Индии или Китая в монетарной сфере (основных потребителей золота и серебра).
Запуск «золотого» юаня, видимо, пока откладывается. Ведь этим летом Поднебесная впервые с 2009 года раскрыла данные о своем золотом запасе.
Аналитики ожидали, что у Китая в хранилищах будет от трех до пяти тысяч тонн, но выяснилось, что всего 1658 тонн (для сравнения: у США больше восьми тысяч, у Германии – больше трех тысяч).
Таким образом, при нынешних объемах Китаю нужно еще несколько десятилетий наращивать золотой запас, чтобы догнать лидеров рынка.