Россия тянет, манит и пугает

@ из личного архива

15 октября 2015, 08:02 Мнение

Россия тянет, манит и пугает

Кто еще не заметил, присмотритесь: в разных странах, законопаченных разными режимами, мы противостоим одной и той же пандемии, выявляющей все больше серьезных и достойных оппонентов, не пророков в своем отечестве.

Елена Кондратьева-Сальгеро Елена Кондратьева-Сальгеро

журналист (Франция), главный редактор парижского литературного альманаха «Глаголъ»

В 1993 году в частном разговоре Солженицын сказал одну особенно интересную фразу, цитируемую сегодня на пониженных тонах: «Сейчас все диссиденты на Востоке. А будут на Западе».

Народ пошел ушлый, ему приподняли веки, и он начинает что-то подозревать

Знаете, не пророк. Но и у «не пророков» иногда получается, когда им свербящая действительность приподнимает веки и они что-то начинают подозревать.

Нет, он вовсе не имел в виду, что диссиденты из стран Восточной Европы переберутся на Запад и продолжат диссидентствовать уже оттуда.

Он имел в виду совсем другое. Смысл сказанного только сейчас полностью доходит до имевших уши, но вовремя не услышавших: практически все значимые (сурово подчеркиваю – значимые!) французские интеллектуалы – философы, литераторы, журналисты, политики – все более отчетливо противопоставляют привычным удилам политкорректности свое видение сложившейся в мире ситуации и становятся откровенными диссидентами в своем собственном западном доме.

Причем диссидентами даже не какого-то конкретного правительства отдельно взятой страны, а диссидентами до сих пор незыблемо господствующего миропорядка, вступившего, с некоторых пор, в удивительную стадию морально-этической онкологии.

То есть, по сути, все эти люди провозглашают и защищают ту же самую систему ценностей, которую в определенный исторический момент отстаивает российское большинство, столь яростно критикуемое либеральными «освободителями» человечества.

Bсе эти люди прекрасно сознают суть происходящего и по мере возможностей обличают планомерное, развернутое, набирающее силу уничтожение всех баз европейской иудео-христианской цивилизации посредством откровенно форсированного внедрения новых «ценностей», желающих занять под солнцем место старых устоев.

А именно – всеx теx самыx жизненно необходимых любому обществу реалий, вызывающиx жгучий зуд мирового либерализма: семья, моральные и духовные «скрепы» (аййй!) и табу (фуйй!), натуральная (читай, природная) и незыблемая гендерная принадлежность, родина, традиции, национальная идентичность.

Кто еще не заметил, присмотритесь: в разных странах, законопаченных разными режимами, мы противостоим одной и той же пандемии.

Выявляющей все больше серьезных и достойных оппонентов, не пророков в своем отечестве, но подлинных диссидентов всеобщего обезличивания.

В развернутом интервью известному французскому изданию не менее известный политик правого толка Филипп де Виллье, обычно не привыкший, что называется, долго пережевывать неудобоваримые мысли, прямо призвал Европу к сопротивлению.

Сказал, что мы находимся в состоянии войны. Не провозглашенной, но фактической, зашедшей уже достаточно далеко, чтобы начать серьезно заниматься мобилизацией на долгий срок. Пока хотя бы мобилизацией еще не замутненных или не окончательно атрофированных мозгов. На борьбу с «убийственной мондиализацией, трансатлантическим рынком, иными словами, американизацией всего мира и исламизацией Западной Европы».

Предвкушая возражения перезрелого пофигизма, типа «до нас не долетит» и над «нами не каплет», напомню, что давно привитая населению планеты глобализация, за некоторыми исключениями, уже сотворила из всех существующих государственных территорий систему сообщающихся сосудов. Поэтому не имеет смысла наивно отрицать очевидное: если здесь не починить, то и там накаплет и туда долетит. Причем быстрее, чем ожидалось.

Французский политик предложил саботировать деятельность «могильщиков в галстуках» на всех фронтах, и прежде всего – в области воспитания и образования, с чего, собственно, повсюду и начинается Родина – история, культура, традиции, которые с некоторых пор особенно усердно низводят до уровня всеобщего уравнения вдоль плинтуса и далее – по ступенькам вниз...

Саботировать без лишних слов и грубых жестов, cамыми простыми и подручными средствами, создавая «параллельное общество», в котором усердно затаптываемые традиции и постепенно смещаемая с наклонной оси история будут сохраняться и передаваться поколениям в версии первоисточников, а не в подслащенных суррогатами новоиспеченных подливах и вбросах.

Всеми доступными средствами, снизу доверху: в семьях, в прессе, в интернете... «Культивировать восстание духа и быть готовым к конфронтации».

Cобственно, именно этим уже долгое время занимается весомая часть французской интеллектуальной элиты старого образца, по мере сил и возможностей: говорят, пишут, публикуют. Пока еще возможно. Выходы в большой эфир редки и сильно ограничены во времени. Тем не менее многие из «ведущих изданий» позволяют себе все более шокирующие тексты, на общем уровне «улыбаемся и машем».

В общих чертах, разделение общества по принципу «левый» – «правый» (эквивалент российского «либерал» – «патриот») не такое щемящее, как в России, но оно есть, оно чувствительно и очень, очень похоже: те же самые идеи и иллюзии разделяют тех же самых людей. Пока еще не слишком агрессивно разделяют. Непричастных и равнодушных здесь все-таки больше. Комфорт рулит. Пока еще.

Но принцип сообщающихся сосудов в действии давно, успешно, и уже трудно сказать, где сейчас больше настоящих диссидентов – на Западе или там, где их привыкли видеть с самых советских времен.

И вот в нынешней ситуации Россия опять будоражит чувства и умы – тянет, манит и пугает. Не сомневаются в сплошном негативе только очень сильно и бестолково напуганные, но таких откровенно мало. Народ пошел ушлый, ему приподняли веки, и он начинает что-то подозревать...

Всматривается, вдумывается. По-настоящему интересуется. Опровержения ведь у всех имеются, а правильных ответов нет ни у кого. Время ответит.

Вон и Достоевский так думал, а я ему почему-то доверяю: «Подъем духа нации ради великодушной идеи есть толчок вперед, а не озверение. Конечно, мы можем ошибаться в том, что считаем великодушной идеей; но если то, что мы почитаем святынею – позорно и порочно, то мы не избегнем кары от самой природы: позорное и порочное несет само в себе смерть и, рано ли, поздно ли, само собою казнит себя».

Мне кажется, стоит рискнуть. Идея верная. Цивилизация на кону...

..............