Проблема русского человека как раз в том, что он слишком свободен и всегда сомневается в себе (и потому рефлексия – основополагающая черта русской литературы).
Нынешний либерал может нести полную ахинею – и быть неистово уверенным в своей правоте. Никакие противоречия в собственной позиции его не смущают никогда.Среднестатистический европеец не видит некоторых противоречий в том, что Европа назначила себя центром мира, хотя мир несколько больше и разнообразней Европы, а житель США тем более убежден, что Америка может всех научить демократии.
Мы проиграли холодную войну в первую очередь потому, что, когда их деятели проповедовали свою (сомнительную) правоту – они верили в нее. А когда наши проповедовали нашу (сомнительную) правоту – они не очень верили в нее.
Так и будет впредь. К нам вечно будет приезжать «европеец», твердить нам о нашей дикости и верить, что так все и обстоит, а мы будем отругиваться, ставить им в вину их косность и жестокость и сами во всем сомневаться, и себе не до конца доверять.
Они всегда разговаривают с нами с позиции огромной правоты, с позиции «цивилизации». Мы огрызаемся, как двоечник, пойманный с сигаретой за углом школы – который при этом знает, что директор, отчитывающий его – вор, развратный тип и пошляк.
Источник: Блог Захара Прилепина