Не береги автомобиля

@ из личного архива

1 сентября 2014, 17:33 Мнение

Не береги автомобиля

Количество автолюбителей, которые воспользовались программой утилизации несколько лет назад, вероятно, возрастет в этот раз. Поскольку система уже опробована и в какой-то мере привычна для очень многих.

Александр Чаусов Александр Чаусов

кандидат исторических наук, публицист

1 сентября – это не только начало учебного года, но и старт ряда экономических и социальных программ в России. Например, сегодня стартовал проект по утилизации старых автомобилей. Это уже вторая подобного рода программа для стимулирования нашего автопрома, которая запускается по всей стране.

Простые пассажиры сейчас часто вынуждены ездить в транспорте, больше похожем на реквизит к постапокалиптическим фильмам типа «Безумного Макса

Первым опытом была программа утилизации старых и подержанных автомобилей, предложенная Владимиром Путиным в 2010 году, когда он занимал кресло премьер-министра Российской Федерации. Действовал этот проект с 1 января 2010 года до 31 декабря 2011 года.

На его реализацию из бюджета было выделено свыше 16 млрд рублей. Суть заключалась в том, что автолюбитель, сдающий на утилизацию свой подержанный автомобиль, получал скидку от производителя на покупку нового транспортного средства.

В начале программы многие эксперты и просто активные сетевые граждане высказывались довольно скептично по поводу такого стимулирования экономики. Претензии начинались от банального «Да кому эти скидки нужны?» до того, что такое искусственное стимулирование отечественного автопрома является серьезным экономическим риском.

Однако за период проведения программа показала впечатляющие результаты. Было утилизировано 600 тысяч единиц частного автотранспорта. При этом 500 тысяч – это машины, произведенные на территории России. Как отметил сам Владимир Путин, «у нас она (программа) оказалась более эффективной, чем в других государствах».

В этом году на аналогичную программу выделено 10 млрд рублей. Что может означать, что пик кризиса для отечественного автопрома все же миновал. Но тем не менее ситуация далека от идеальной.

С другой стороны, программа, запущенная в течение года, показала, что если ограничить временные рамки, то никакого искусственного «надувания» автомобильного экономического пузыря не происходит. Следовательно, опыт можно повторить.

По сути условия утилизации будут примерно такими же, как и в рамках прошлой программы. Дмитрий Медведев так пояснил условия нового проекта: «Минпромторг предлагает реализовать масштабную программу обновления парка автомобилей с сентября до конца этого года, при условии сдачи старой машины на утилизацию или в случае замены старого автомобиля на новый с доплатой автовладельцы смогут получить через производителей скидки при покупке новых автомобилей. Это может достаточно серьезно простимулировать продажи автомобильной техники».

Помимо этого, речь сейчас идет о том, чтобы распространить подобную систему и на общественный транспорт. Поскольку автопарки многих городов находятся далеко не в идеальном состоянии, а денег на полноценную замену устаревшего общественного транспорта не хватает, данная система с утилизацией старой техники существенно помогла бы ряду регионов страны.

Важным здесь представляется и фактор безопасности на дорогах. Поскольку подержанный, устаревший транспорт, как частный, так и общественный, увеличивает потенциальную угрозу ДТП.

Кстати, самое интересное здесь в том, что о ходе этой программы как в прошлом, так и сейчас крайне мало информации. Видимо, потому, что она действительно эффективна. Поскольку негативный информационный повод всегда приоритетнее, чем позитивный. И если программа сработала в 20102011 годах, есть все основания, что сработает и сейчас.

И учитывая количество автолюбителей, которые воспользовались утилизацией и скидками в рамках предыдущей программы, вероятно, их количество в этом году только возрастет. Поскольку система уже опробована и в какой-то мере привычна для очень многих.

Что касается общественного транспорта и аналогичного проекта в этой сфере, стоит посмотреть, каков будет результат. Однако в любом случае можно говорить, что проект, предложенный в 2010 году, может оказать существенную помощь в обновлении муниципальных автопарков, чему очень многие люди будут весьма благодарны.

Как водители и руководители муниципальных транспортных служб, так и простые пассажиры, которые сейчас часто вынуждены ездить в транспорте, больше похожем на реквизит к постапокалиптическим фильмам типа «Безумного Макса».

Ну а если говорить о политическом смысле этой программы, то здесь можно увидеть крайне удачный пример некоего заимствования аналогичных западных программ с учетом опыта российских реалий, когда наши результаты по утилизации и стимулированию отечественного автопрома оказались выше, чем результаты западных аналогов.

..............