Народное выступление в Абхазии, которое также можно со всей справедливостью назвать попыткой государственного переворота – это не что-то уникальное в истории республики, десять лет назад подобная попытка уже была, выходили абхазы на улицу и позже. Главный вопрос, почему это произошло именно сейчас – на фоне гражданской войны на Юго-Востоке Украины и накануне курортного сезона.
Как развивались события
Выступление в Абхазии стало абсолютно неожиданным как для внутренних, так и для внешних наблюдателей. Рауль Хаджимба находится в оппозиции много лет, но он всегда был так называемой конструктивной оппозицией, то есть системной и договороспособной.
27 мая события развивались следующим образом. Сперва собрался многотысячный (по различным оценкам, от 2 до 10 тысяч человек) митинг на площади возле администрации президента. «Площадная» политика вполне в традициях Абхазии – в том числе и из-за небольшого населения.
Основной причиной резкого недовольства граждан сейчас называют выдачу абхазских паспортов жителям Гальского района.
«Главной движущей силой протеста была паспортизация лиц грузинской национальности в гражданство Абхазии. Наши конституционные законы не позволяли этого. А действующий президент в обход всех законов массово раздавал абхазские паспорта людям с других территорий», – заявил лидер ветеранской организации АРУАА Виталий Габниа.
В то время, пока лидеры оппозиции вели переговоры с президентом, особо активно настроенные протестующие разбили стекла и ворвались в здание администрации, но далеко им проникнуть не удалось. При этом о применении силы или пострадавших не сообщается ни с одной из сторон конфликта.
Оппозиция в течение вчерашнего вечера неоднократно сообщала и о побеге президента, и об отставке правительства, но эта информация раз за разом опровергалась.
Сегодня утром представители силовых структур Абхазии – министр обороны Мираб Кишмария, глава МВД Отар Хеция, председатель Службы госбезопасности Аслан Бжания и начальник центра спецназначения СГБ Рауль Лолуа распространили совместное заявление, в котором, в частности, говорится:
Происходящее в Абхазии еще раз напомнило, что отсутствие возможности для диалога может привести к серьезным конфликтам даже между силами, которые солидарны по большинству политических вопросов
«Силовые ведомства вне политики, однако мы категорически не приемлем неконституционные методы борьбы, которые ведут к дестабилизации обстановки в стране. Ее эскалация может привести к катастрофическим последствиям для государства. Настоятельно призываем все силы к правовым действиям исключительно в рамках Конституции РА. Мы поддерживаем законно избранного президента страны».
Уже началось заседание парламента Абхазии, на котором будет принято заявление о происходящем в республике. Острая фаза конфликта еще не закончена, и сейчас рано говорить о том, что «попытка переворота предотвращена» или, наоборот, что «дни Анкваба сочтены». Для того, чтобы понять предпосылки нынешних событий, надо заглянуть в недавнюю историю Абхазии.
Как все начиналось
Абхазия получила независимость от Грузии по итогам войны 1992–1993 годов, которую в республике называют Отечественной войной абхазского народа. Как и сейчас в Донецкой и Луганской областях, в боях участвовали и местные жители различных национальностей, и «специалисты», имевшие отношение к российской армии, и представители различных народов Кавказа.
Но подавляющее большинство бойцов, разумеется, были абхазами, и сражались они за независимость своей родины от крайне неконструктивно настроенной по отношению к своим национальным меньшинствам Грузии.
В Абхазии и Южной Осетии очень любят вспоминать слова академика Сахарова, сказанные им за несколько лет до начала военных конфликтов в этих республиках: «А начинать надо, повторяю, с полного демонтажа имперской структуры. Только так можно решить национальную проблему в малых империях, которыми, по существу, являются союзные республики – например, Грузия, включающая в свой состав Абхазию, Осетию и другие национальные образования».
В том же интервью Сахаров предлагал дать независимость Нагорному Карабаху – что сейчас также осуществлено.
Официальная точка зрения Грузии – что в 1993-м, как и в 2008 году, она проиграла войну непосредственно России, а вовсе не восставшим автономиям. Но Россия если официально и вмешивалась в конфликт, то, наоборот, чтобы спасти заблокированного в Сухуме президента Грузии Эдуарда Шеварнадзе.
В 90-е годы отношения между Россией и Абхазией были крайне прохладными. Если Южной Осетии помогала Северная, Карабаху – Армения, а в Приднестровье продолжали работать построенные при СССР промышленные гиганты, Абхазия оказалась наедине с собой.
Граница с Россией официально была блокирована, туризма не было, основной экспортный товар Абхазии – мандарины – не мог пересечь российскую границу.
Ситуация изменилась только после избрания Владимира Путина президентом России. Открылась граница, начали возвращаться туристы, увеличился объем экономической помощи.
#{image=550320}Все непризнанные государства очень щепетильно относятся к строгому исполнению собственного законодательства – для того, чтобы доказать как минимум самим себе, что они настоящие, а не «игрушечные». Поэтому никаких сомнений в том, что выборы президента Абхазии в октябре 2004 года были настоящими, а не сфальсифицированными, нет.
Действовавший президент Владислав Ардзинба, у которого начались серьезные проблемы со здоровьем, назвал своим преемником премьер-министра Рауля Хаджинбу. Противостоял ему Сергей Багапш – также бывший премьер, глава компании «Черноморэнерго».
Кампанию Хаджинбы вели российские политтехнологи из Нижнего Новгорода, сделавшие ставку на радикализацию и обострение кампании. Багапш бы обвинен в прогрузинских настроениях и чуть ли не в желании вернуть Абхазию в Грузию, что являлось стопроцентной ложью.
Антироссийские политики в Абхазии, так же как и в Армении, невозможны в принципе – это вопрос физического выживания страны и нации. Поэтому проведенная крайне непрофессионально, напористо и грубо кампания Хаджинбы достигла обратного эффекта. Более половины избирателей уже в первом туре проголосовали за Багапша.
Специалистов по «мягкой силе» среди российских чиновников тогда было еще меньше, чем сейчас, поэтому в силу вступила старая добрая блокировка границ, на Багапша оказывалось серьезное давление, но он отказывался признать собственное поражение.
Сторонники победившего кандидата вышли на улицы, воспользовавшись опытом соседней Грузии, где на год раньше произошла «революция роз», и устроили в Сухуме «Майдан» – за месяц до Майдана на Украине.
В стране произошел тотальный раскол элит, Ардзинба и Хаджинба говорили о «грузинской агрессии» и требовали повторных выборов, а Багапш и его сторонники, в свою очередь, публиковали обращения к России, в которых говорилось, что «пророссийская ориентация Абхазии – это выбор ее народа, а не заслуга отдельных руководителей».
Россия тем временем, помимо блокировки границ, прекратила выплату пенсий гражданам Абхазии.
В декабре был достигнут компромисс – Багапш предложил Хаджинбе пост вице-президента, 12 января прошли очередные выборы, на которых тандем Багапш – Хаджинба, разумеется, одержал победу. Александр Анкваб стал премьер-министром.
Конфликт был погашен, но не решен. Неуклюжее поведение России как в ходе абхазских выборов, так и в ходе первого украинского Майдана привело к переформатированию политики в СНГ, а также ряду кадровых решений.
В 2009 году, на волне эйфории после официального признания Абхазии со стороны России и ряда других государств, Багапш триумфально переизбрался с результатом в 62%. Вице-президентом был избрал Анкваб. Рейтинг Рауля Хаджинбы за четыре года снизился в два раза – на этот раз он набрал 15%.
В 2011 году, после смерти Багапша от быстротечного рака легких (он много курил), были назначены внеочередные выборы. Хаджинба улучшил свой результат в абсолютном выражении – он получил 19%, но в относительном выражении он выступил еще хуже, чем в 2009 году, потому что занял лишь третье место, пропустив вперед не только и. о. президента Анкваба, но и премьер-министра Сергея Шамбу, также участвовавшего в выборах.
Вечный реванш
Таким образом, противостоянию Хаджимба – Анкваб исполнилось десять лет. Россия давно отказалась от тактики прямого давления в дружественных государствах, научившись работать с любым избранным народом кандидатом. В стопроцентной пророссийской ориентации и Багапша, и Анкваба ни у кого сомнений давно уже нет.
Формальный повод для нынешнего выступления – политическая интеграция населяющих Гальский район мегрелов, безусловно, назрела и перезрела. Гальский район был и остается самым бедным и неспокойным регионом в республике.
Изоляция этнических меньшинств к добру не приводит – об этом свидетельствует вся мировая история. Вряд ли 30 тысяч населения Гальского района смогут составить серьезную угрозу 120 тысячам этнических абхазов, притом что с другими крупными меньшинствами – армянами и русскими – у абхазов никаких серьезных проблем нет.
Скорее всего, истинная причина нынешнего выступления – полное отстранение Хаджинбы и его сторонников как от центров принятия решений, так и от финансовых потоков.
При Багапше Хаджинба сперва был вице-президентом, после отставки он также сохранял влияние.
Анкваб перешел к единоличному управлению, без учета мнения оппозиции, а в абхазской политической традиции такой вариант неприемлем – поэтому массовый протест был вопросом времени. Еще один вопрос – почему выступление произошло именно сейчас, на фоне событий на Украине и накануне курортного сезона, весьма важного для абхазской экономики?
Здесь и сейчас
«Думаю, что время тут не выбиралось специально никем. Выступление явно ситуативное и спонтанное. Налицо определенный кризис внутриполитического диалога в абхазском обществе, – полагает директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов. – Президент Анкваб, безусловно, постарается снять возникшее напряжение.
Однако хочется напомнить всем политическим силам в Абхазии про ответственность каждого за сохранение государственности. В тех непростых условиях, когда Россия обеспечивает безопасность Абхазии, создает условия для социально-экономического развития молодой республики, абсолютно неуместны подобные проявления «традиционной демократии». Нужно посредством широкого внутриабхазского диалога снять все противоречия и двигаться поступательно дальше в развитии государственности и экономики».
Мартынов также уверен, что никакой связи с событиями на Украине выступление в Абхазии не несет. Хотя сейчас найдутся многие, кто постарается связать эти события. «Назвать Абхазию «вторым фронтом против России» нельзя. Уверяю вас, что это не так!» – заявил Мартынов.
Другие эксперты в комментариях различным СМИ также не проводят никаких параллелей с Украиной и винят Анкваба в отсутствии внутриполитического диалога в стране.
Также практически все наблюдатели уверены, что до силового противостояния ситуация в Абхазии не дойдет – особенно накануне курортного сезона.
Напряженная политическая ситуация в Абхазии может стать для некоторых намеревавшихся провести там лето туристов поводом выбрать Крым. Но обвинить крымские власти в подготовке беспорядков в Абхазии пока не пришло в голову даже самым «отмороженным» конспирологам.
В настоящее время в Абхазию отправились высокопоставленные российские чиновники – абхазские СМИ утверждают, что речь идет о помощнике президента Владиславе Суркове и заместителе секретаря Совбеза Рашиде Нургалиеве.
Российский МИД высказал официальную обеспокоенность происходящим в Абхазии и призвал к тому, чтобы «общественно-политические процессы там развивались исключительно в правовом русле».
Парламент Абхазии также призвал всех к «конструктивному диалогу».
Происходящее в Абхазии в очередной раз напомнило, что отсутствие возможности для диалога может привести к серьезным конфликтам даже между силами, которые солидарны по большинству политических вопросов. В случае же, когда позиции сторон расходятся кардинально, это может привести к распаду государства, как это произошло на Украине.