Фактическое отсутствие на Украине представителей культуры, выступивших против Майдана, и огромное количество представителей российской культуры, выступивших за Майдан, в поддержку Украины (и пошедших еще дальше и выступивших против Крыма и Юго-Востока), объясняется не столько наличием «пятой колонны в России», сколько наличием у нас действительной культурной свободы.
Нарушение корпоративных связей для украинского культурного сообщества – фактически табу
То есть нарушение корпоративных связей для украинского культурного сообщества – фактически табу. Критические голоса рискнули подать только критик Ефим Гофман (Киев) и молодой писатель Всеволод Непогодин (Одесса).
Публицист Олесь Бузина поначалу был слышен, но я не знаю, что он говорит в последнее время. Есть еще Платон Беседин, но он уже переехал в Россию вместе с Крымом.
Однако все вышеназванные мною – для киевских, одесских и львовских элитариев носят статус едва ли не «маргинальный», их мнение как бы «не считается».
В России же (о, мрачная, несвободная, чудовищная Россия, где стукачи, кагэбе и давление в четыреста атмосфер) ситуация полностью противоположная. Мы даже не будем начинать перечисление громких имен – достаточно назвать имена Улицкой и Акунина, а там ведь еще целая очередь.
«Маргинальной» у нас, напротив, является позиция Юнны Мориц.
Любопытна и проевропейская нацеленность относительно, по нашим меркам, молодых российских литераторов, сразу же выступивших в поддержку «целостности Украины» и европейского пути оной.То есть для моего товарища Игоря Белова (Калининград) или другого чудесного товарища Максима Амелина (Москва), я уже не говорю про Фанайлову или Степанову – вопрос солидарности с украинской стороной даже не стоял.
Солидарность подразумевается априори.
Русская культура живет на невиданном просторе, да-с. Мы имеем в числе прочего и внутреннюю свободу.
Русская культура настолько необъятна, цивилизованна, толерантна, духовна и широка, что ей вообще все равно.
Такой вот вывод пришел ко мне.
Источник: Блог Захара Прилепина