Будущее как таковое стало одной из ключевых тем социального блока послания

@ из личного архива

4 декабря 2014, 15:40 Мнение

Будущее как таковое стало одной из ключевых тем социального блока послания

Путин вполне себе отдает отчет о санкциях, которые или надолго, или навсегда. Это не временная, а постоянная теперь для России проблема. И решать ее необходимо не столько ответным внешним давлением, сколько перестройкой внутренней экономической модели в России.

Александр Чаусов Александр Чаусов

кандидат исторических наук, публицист

Послания Путина Федеральному собранию в этом году ждали с особенным вниманием и нетерпением. Это вполне понятно, поскольку текущая непростая геополитическая ситуация требует нестандартных решений, которые и должен был озвучить президент. Документ определил программу развития страны на год в наибольшей степени, чем все предыдущие.

Конъюнктура сложилась так, что не развивать малый и средний бизнес в условиях санкционной политики попросту преступно

Кстати, именно поэтому уже сейчас многие комментаторы и эксперты несколько разочарованы: «Как-то не слишком резко, вежливо, обтекаемо». Это, однако, первое впечатление, и оно ошибочно. Да, в послании не было резкой, ставшей уже привычной риторики о наших западных партнерах. Всего лишь пара упоминаний о реальном и мнимом суверенитете европейских соседей.

Путин в этот раз сосредоточился на внутренней политике. И вот здесь нас ждут действительно кардинальные изменения. В сфере бизнеса, например, и в социальных аспектах.

Случилось так, что президент не просто признал важную роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики страны, но и предложил конкретный пакет мер, которые позволят этому бизнесу жить и развиваться.

Малый и средний бизнес в России – уже много лет одна из самых непопулярных тем и один из самых сложных сегментов российского рынка. Однако в нормальном государстве с динамичной экономикой именно этот сегмент является одним из приоритетных и для общества, и для государства.

Президент объявил «налоговые каникулы», а также объявил, что теперь у ряда предприятий будет своя, прозрачная и равная доля в госзаказе. Это называется «непрямое субсидирование». Предпринимать подобные шаги нужно было давно, но, видимо, сейчас конъюнктура сложилась так, что не развивать малый и средний бизнес в условиях санкционной политики попросту преступно.

Проблема экономической модели в России действительно выходит на первый план (фото: Reuters)

Проблема экономической модели в России действительно выходит на первый план (фото: Reuters)

Путин вполне себе отдает отчет о санкциях, которые или надолго, или навсегда. Это не временная, а постоянная теперь для России проблема. И решать ее необходимо не столько ответным внешним давлением, сколько перестройкой внутренней экономической модели в России. Чтобы те болевые точки, по которым попали западные санкции, перестали быть болевыми.

Отсюда же и предложение о единоразовой амнистии и «конце офшорной истории». Некоторые аналитики уже строят догадки по поводу того, что вывод денег из офшоров крупным бизнесом нужен Путину для того, чтобы часть этих средств вложить в региональные программы. Поскольку денег сейчас особо нет.

Весьма возможно, что и это верно, но лишь отчасти. Деофшоризация и перевод больших денег под российскую юрисдикцию означает еще и определенную политическую независимость отечественного крупного бизнеса.

Поскольку крупный бизнес так же со своими офшорными деньгами может попасть под внешнее давление и в связи с этим быть зависимым уже в своей политической позиции. А в текущих условиях это небезопасно для всей государственной системы в целом. Небезопасно для страны.

К этому же пакету предложений стоит отнести и меры по ограничению надзорных проверок, по усилению прозрачности целей и причин, по которым проверяющие органы наведываются в те или иные коммерческие структуры.

Президент не просто в подробностях озвучил, что значит «хватит кошмарить бизнес», он еще и показал, что бизнесу в России станет жить значительно легче и возможностей для экономического развития у отечественного бизнеса станет теперь больше. И это вполне естественно.

Нам нужна наша гибкая, устойчивая, развитая экономическая модель. Привлекательная и для наших предпринимателей, и для зарубежных инвесторов. Поэтому теперь Севастополь и Владивосток получат статус «свободных портов», например.

А если учесть слова российского лидера о том, что мы продолжим по возможности наше сотрудничество и с США, и с Европой, да при наличии новых экономических альянсов по линии БРИКС и АТР – проблема экономической модели в РФ действительно выходит на первый план.

Бизнесом, понятно, послание президента не ограничилось. Глава государства рассказал не только о том, как в России теперь будут зарабатываться деньги, но и на что они будут тратиться. В социальном блоке самое важное, что лично меня заставило «выдохнуть» – это сохранение материнского капитала.

Путин проговорил это довольно быстро, в основном сосредоточившись на молодых крымских семьях, но из его слов можно понять, что и по всей остальной стране государство продолжит выполнять свои социальные гарантии молодым семьям в полном объеме.

О социальной инфраструктуре было сказано много. Например, президент в послании Федеральному собранию плотно прошелся по теме дорог. Вот где дороги и где Федеральное собрание? Однако, судя по всему, состояние транспортной сети в стране представляет уже глобальную, всероссийскую проблему. И это дает надежду на то, что с одной из извечных российских проблем в будущем будет покончено.

Будущее как таковое стало одной из ключевых тем социального блока послания. Здесь и школы, и система образования в целом. Профориентирование для школьников, которые начнут выбирать себе профессию уже за школьной партой. Этот взгляд в будущее важен не только с социальной или политической точки зрения, но и с точки зрения консервативной идеологии. Да, мы консервативная страна с традиционными ценностями, но именно поэтому взгляд наш устремлен в будущее и мы делаем ставку на него.

Такая постановка приоритетов еще и успокаивает народ. Поскольку, если мы смотрим в будущее, значит – оно у нас точно есть. И текущие проблемы в стране и в мире – это временное явление, с которым вполне может справиться наша страна.

Наверное, потому у президента такая спокойная, в чем-то даже монотонная стилистика послания. Да, у нас есть проблемы. Но мы их решим. А будущее начинается сейчас, и оно во многом определено.

..............