То, что доллар растет, а рубль падает, кстати, вместе с нефтью, радостных мыслей на светлое будущее не внушает никому. Все настойчивее звучит слово «кризис». Или даже «Кризис» – с большой буквы. Многие вспоминают девяностые годы, очереди, голод, дефолт, рухнувшую пирамиду ГКО и прочие катастрофические вещи.
В условиях кризиса наше население в своих прогнозах отталкивается от самых «хардкорных» вариантов и готово к ним
Во всей этой панике пока не очень отчетливо, на заднем плане, но все явственней звучит какое-то парадоксальное облегчение. «Наконец-то все встало на свои места! Мы же знали, что все будет плохо, а теперь точно знаем, где и как именно плохо нам будет!»
Нет, это совсем не оппозиционная пропаганда. Это особенности нашей постсоветской, а то и позднесоветской еще ментальности. Наш взгляд в будущее предельно осторожен. То есть в массовом сознании существует четкая мысль, что завтра не то что может быть, а практически обязательно будет хуже. И самые неприятные ощущения связаны не с тем, что будет плохо, а с тем, что непонятно точно, где и как именно это «плохо» произойдет.
А вот когда куча аналитиков и пропагандистов однозначно указывают россиянам, откуда ждать беды, все становится значительно легче, потому что теперь все понятно. Да, кризис грядет неминуемо, да, денег будет меньше, а сами деньги будут дешевле, да, вырастут цены.
И теперь наконец понятно, почему так произойдет. Ясность полная. Будущее определено. И теперь наш смекалистый русский человек, увидев границы беды, четко просчитывает систему действий в рамках вот этих проблем.
Народ уже давно придумал, как выжить в кризис (фото: Максим Муратов/Интерпресс/ТАСС) |
Согласитесь, многие такое видели, более того, многие именно так и живут. И поведение, противоположное описанному выше, когда человек планирует в первую очередь успех, победу и прорыв, крайне мало прогнозируя внешние и внутренние проблемы в будущем – называется у нас прекраснодушием, а то и дуростью. Такая система мировоззрения у нас не в почете.
Так вот, о системе действий. Вопрос тут не в том, как выжить в кризис. Это сейчас для людей по большому счету уже не вопрос. Народ уже все придумал. А вот как раз о том, что именно придумывают граждане, когда в стране заканчиваются деньги, и стоит поговорить подробнее.
Во-первых, огромное количество граждан вспоминает про сельское хозяйство. В частности, про свои дачи, огороды и прочие домики в деревне. Так было, например, в девяностые годы. Народ начинает активно жить в деревне, обзаводиться скотиной, вспоминать, как доить корову, колоть дрова и собирать куриные яйца, чтобы они не разбились.
Так было в девяностые. И естественно, что наш народ в своих прогнозах отталкивается от самых «хардкорных» вариантов.
Однако нужно понимать, что сейчас не девяностые, и даже при самой неблагоприятной нефтяной и долларовой конъюнктуре в рамках текущего курса возвращения в те времена не предвидится. Поэтому, учитывая пищевые контрсанкции, при определенной поддержке государства мы здесь по итогам сможем сильно улучшить отечественный агропром.
Во-вторых, есть ощущение, что люди начнут куда тщательнее считать свои деньги. А что это значит? Это значит, что общество сейчас особо активно будет разбираться со сферой ЖКХ, правомочности коммунальных платежей и прочих интересных бытовых вещей. ТСЖ у нас и так проблемная сфера. Но если раньше многие просто закрывали на это глаза, теперь не будут.
В-третьих, наши граждане поменяют туристические маршруты. Теперь люди поедут не в Европу, а в страны Азии. Таиланд, например, или Индия с Бали вприкуску. Турция, опять же, остается для россиян одним из туристических центров.
Так что, в принципе, и с зарубежным отдыхом все может быть весьма неплохо. Не говоря уже про внутренний туризм. Крым как-никак курорт. И если там восстановить туристическую инфраструктуру, сделать ее вменяемой, то вот они, наши юга и курорты.
Нужно понимать, что все эти активные телодвижения начнутся в том случае, если страну таки действительно капитально накроет кризисом в самом негативном своем изводе. А на этот счет есть некоторые сомнения. Хотя бы потому, что не так давно, в 2008 году, у нас был глобальный финансовый кризис.
Думается, далеко не все забыли, какие аналитические финансовые прогнозы выдавали на-гора отечественные и зарубежные эксперты. Им вторили блогеры.
Сводился этот плач, что у них песней зовется, к тому, что сейчас мы дружно все разоримся. Кое-кто из промышленников даже пытался сделать на этом свой маленький гешефт. Ну, про Пикалево, думается, никто не забыл. Таких пикалевых было несколько. Но как-то государство и общество оперативно решили эти проблемы.
В 2008 году всем народом мы тоже готовились к исчезновению продуктов из магазинов и повышению цен на то, что все же на полках останется. И как-то, знаете, нормально все пережили. И даже в целом не особо болезненно. Выживать, выкручивая себе жилы и заламывая руки, никому особо не пришлось.
Кстати, если говорить о нефти и цене на нее, то нам это падение прочили года с 2004-го, если мне память не изменяет. Каждые полгода нет-нет да и начинался разговор о том, что сейчас как рухнет цена за баррель и мы все вместе с ней. И что? Ну напрягало, ну морально готовились.
Сейчас падение рубля и падение цены на нефть действительно могут внести некоторые коррективы и в потребительскую корзину, и в экономику России в целом. Но вопрос в том, насколько тяжелы будут эти изменения и насколько готово к ним население.
И есть ощущение, что люди в массе своей уже давно и плотно готовы. Как минимум морально, а то и материально, и финансово. Опять же стоит понимать, что наше государство уже давно отказалось от концепции «ночного сторожа». То есть и поддержка будет, и общие регулирующие функции государство «невидимой руке рынка» не отдаст.
Иными словами, общество не останется совсем без государства. И здесь неплохо бы дождаться послания президента к Федеральному Собранию и послушать, какие меры будут приняты. А приняты они будут. Сейчас совсем не та государственная система, что в те же девяностые.
Так что ответ на вопрос, переживем ли мы очередной «Кризис», довольно очевиден. У нас с 1905 года кризис – это национальный вид спорта. Победа в спорте – пережить кризис всей страной с минимальными издержками, а то и с выгодой для себя на выходе.