29 июля, пятница  |  Последнее обновление — 10:54  |  vz.ru

Главная тема


Под нажимом армии Сирии исламисты предают друг друга

Немецкие СМИ


Сближение Эрдогана с Россией раздражает НАТО

жесткая критика


Клинтон: Трамп – человек, которого можно побить твитом

3 млрд долларов


Россия попросила суд Лондона ускорить рассмотрение по иску о госдолге Украины

этнические чистки


В Польше найдены документы УПА с указанием убивать женщин и детей

Обострение конфликта


Премьер Британии заявила о готовности использовать ядерное оружие для устрашения России

Армия России


Минобороны получило самолет «судного дня»

директива Генштабу


Экс-премьер Турции подтвердил, что отдал приказ сбивать российский Су-24

Машина ИМР-2 и тротил


Минобороны показало работу группы обрушения объектов (видео)

«Пришла беда»


Сергей Худиев: Крестный ход – это настоящая Украина

Вопрос дня


Согласны ли вы с большинством украинцев, считающих, что Киеву и Донецку нужно найти компромисс?


«Спрос на новые институты»

Борис Хейфец, профессор, доктор экономических наук, главный научный сотрудник ИЭ РАН
   15 ноября 2012, 11:50
Фото: russia-today.ru

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

В настоящее время наблюдается последовательное усиление роли стран БРИКС в мировой политике и экономике. Сам БРИКС из неформального объединения может вскоре превратиться во влиятельный межгосударственный блок, активно вовлеченный в систему глобального регулирования.

Как следует из недавно опубликованного прогноза ОЭСР «Взгляд на 2060 год: глобальное видение долгосрочного роста», на входящие в БРИКС Китай и Индию в 2060 году будет приходиться 46% мирового ВВП (по ППС). Это больше, чем суммарно будут давать США, Япония и государства еврозоны. По данному показателю Китай превзойдет США уже в 2016 году. Рынок стран БРИКС – самый емкий в мире, на них уже сейчас приходится 43% населения Земли, рост доходов которых будет существенно опережать среднемировые показатели.

В этой связи появляется спрос на новые институты, которые станут инструментом реализации общих интересов государств БРИКС.

Банк развития

Одним из них должен стать многосторонний Банк развития (БР) БРИКС. Инициатива его создания была выдвинута Индией на Делийском (март 2012 года) саммите БРИКС. А окончательное решение, скорее всего, будет принято на очередном саммите БРИКС в ЮАР в марте 2013 года.

В то же время современная концепция БР БРИКС может не дать необходимого толчка для активизации взаимного инвестиционного сотрудничества. В Делийской декларации отмечается основная цель БР – мобилизация ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС, а также в других странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах. Иными словами, БР сосредоточится на долгосрочных многосторонних проектах и проектах в третьих странах. При этом Россия не будет играть особой роли в принятии решений, для которых, вероятно, будет  необходимо согласие всех членов банка. На другие условия, например, количество голосов, пропорциональное доле в уставном капитале БР, Россия не согласится, так как российский взнос в капитал банка вряд ли превысит 5–10 млрд долларов. Например, вклад России в Антикризисный фонд ЕврАзЭС  составил 7,5 млрд долларов, а в капитал самого банка (1,5 млрд долларов) – всего 1 млрд долларов. Поэтому создание БР БРИКС будет иметь для России прежде всего геополитическое значение.

Правда, есть и иные взгляды на БР БРИКС. Заместитель министра международных отношений и сотрудничества ЮАР Ибрахим Ибрахим считает, что его главной задачей станет стимулирование торговли между странами группы. Ожидается, что он будет предоставлять кредиты в национальной валюте (ЮАР предложит разместить штаб-квартиру банка БРИКС у себя – замминистра международных отношений и сотрудничества – прим. автора). Но это противоречит мировой практике, где основной задачей многосторонних банков развития является льготное финансирование инвестиционных проектов.

Банк международных расчетов БРИКС

В данной связи заслуживает внимания вопрос о создании Банка международных расчетов стран БРИКС (БМР БРИКС). БМР БРИКС мог бы проводить многосторонние расчеты и платежи в национальных валютах, а также кредитование временных дефицитов при таких расчетах. Его уставный фонд полностью или в значительной части мог бы формироваться за счет взносов в национальных валютах. В таком случае Россия могла бы предложить сравнимый с Китаем вклад.

Незаинтересованные страны БРИКС могли бы не принимать в нем участия. С другой стороны, в БМР БРИКС могли быть приняты и страны, не входящие в БРИКС, что также способствовало росту международного авторитета национальных валют стран БРИКС.

Значение такого банка возрастает в связи с неустойчивостью положения ведущих мировых валют и хорошим потенциалом роста в мировой валютно-финансовой системе валют стран БРИКС, особенно юаня. В докладе Всемирного банка и Центра исследования проблем развития Госсовета КНР «Китай 2030. Построение современного, гармоничного и креативного общества высоких доходов» прогнозируется, что китайский юань станет мировой валютой после 2025 года, а к 2035 году на него будет приходиться 12% международных валютных резервов (China 2030: Building a Modern, Harmonious and Creative High Income Society. Conference Edition. Washington. 2012 – прим. автора). В 2010 году доля валют стран БРИКС в общем объеме мировых валютно-обменных операций (учитывается по базе не в 100%, а в 200%) составила уже 4,1% (в 1998 году соответствующий показатель был всего 1%).

БМР БРИКС стал бы ключевым звеном устойчивой системы прямых взаиморасчетов в национальных валютах между пятью странами БРИКС. Пока Россия перешла на расчеты в национальной валюте только с Китаем. В 2011 году объем торгов на Шанхайской валютной бирже парой рубль-юань превысил 22 млрд рублей, что больше объемов аналогичной торговли между юанем и британским фунтом (расчеты в национальных валютах между странами БРИКС способствуют решению проблем мировой экономики – участники бизнес-форума организации – прим. автора).

Создание БМР БРИКС способствовало не только расширению взаимной торговли, но и активизации инвестиционного сотрудничества. Он мог бы стать важнейшим инструментом практической реализации подписанного в 2012 году в Дели соглашения о взаимном предоставлении странами БРИКС кредитов в национальных валютах.

Кроме того, странам БРИКС было бы целесообразно договориться на двусторонней или многосторонней основе о возможности использования в инвестиционных целях государственных и корпоративных задолженностей. Такой опыт имеется в российско-индийских отношениях, когда часть индийской задолженности России, доставшейся в наследство от СССР, была использована для инвестиций в Индию. Но эта договоренность касалась только старой задолженности, а определенные торговые дисбалансы могут накапливаться в течение среднесрочных периодов и в настоящее время. Они могут возникать и вследствие кредитования, в том числе по линии государственных корпоративных структур. Одним из вариантов нивелирования подобных дисбалансов могут стать инвестиции кредитора.

Двусторонние фонды прямых инвестиций

Важную роль для осуществления взаимных ПИ могли бы сыграть двусторонние совместные фонды ПИ стран БРИКС, которые отбирали бы и реализовывали инвестиционные проекты. Такие фонды доказали свою инвестиционную эффективность, тщательно отбирая проекты и привлекая дополнительные частные инвестиции. В 2011 году был создан российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ) с капиталом под управлением свыше 2 млрд долларов. Предусматривается, что не менее 70% его капитала будет инвестироваться в проекты на территории России и других стран СНГ, до 30% – в китайские проекты с участием российских компаний. Первой сделкой РКИФ стала покупка миноритарной доли в капитале лесопромышленной группы Russia Forest Products за 200 млн долларов. Эти инвестиции обеспечат создание 1 тыс. новых рабочих мест и переориентацию предприятия с продажи сырья на поставку продуктов деревообработки. На Китай приходится более 90% экспортных поставок Russia Forest Products.

В целом такие двусторонние фонды могли бы стать первой ступенью управления взаимными инвестициями стран БРИКС. Второй же ступенью мог бы стать БР БРИКС, который бы участвовал в управлении и формировании двусторонних фондов ПИИ. В случае реализации этой двухступенчатой схемы экономический эффект инвестиционной деятельности БР БРИКС для России мог бы быть более ощутим.

Антикризисный фонд БРИКС

Новым финансовым институтом стран БРИКС может стать Антикризисный фонд (АФ) БРИКС. Рассматриваются различные варианты формирования фонда: за счет взносов в американских долларах или за счет использования механизма специальных прав заимствования – валюты МВФ. Есть предложения о вкладе в капитал средств в национальных валютах стран БРИКС. Это предполагает согласование их центральными банками системы двусторонних валютных свопов и соответствующей курсовой политики. Целью АФ будет предоставление финансовой помощи странам, которые столкнутся с дефицитом платежных балансов. Средства АФ также будут использоваться для предоставления чрезвычайных кредитов в «непредвиденных случаях».

Учитывая возможный объем средств АФ – до 240 млрд долларов, он станет реальной альтернативой существующим международным организациям: МВФ и Всемирному банку. Как известно, страны БРИКС в 2012 году приняли решение об увеличении своего вклада в резервы МВФ на сумму примерно в 75 млрд долларов (Китай – 43 млрд, Бразилия, Индия и Россия – по 10 млрд и ЮАР – 2 млрд), т. е. в три раза меньше возможных новых обязательств по АФ БРИКС. Средства для МВФ пока только зарезервированы.

Однако ответного отклика в виде положительного решения по поводу усиления своей роли в глобальном финансовом регулировании они не получили. Поэтому можно предположить, что создание АФ БРИКС – это серьезный вызов развитым странам, занимающим ведущие позиции в МВФ. И новый поворот в реформировании международной валютно-финансовой системы.

Правда, возникают вопросы. Как и кем будет управляться АФ? Могут ли в него войти другие страны – и на каких условиях? Какие могут быть санкции в случае несоблюдения отдельными странами БРИКС своих обязательств по АФ? Как будут строиться отношения АФ и МВФ, и смогут ли отдельные страны БРИКС в случае необходимости пользоваться кредитами МВФ? Надеюсь, что страны БРИКС с помощью специально созданной комиссии найдут ответы на эти и другие подобные вопросы.

Таким образом, процесс институционализации БРИКС пошел, и его уже нельзя остановить. А это в перспективе принципиально изменит существующую картину международных отношений.

Специально для газеты ВЗГЛЯД


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

Другие мнения

Елена Кондратьева-Сальгеро: Совсем про другое

Французский город Лурд является одним из крупнейших паломнических центров в Западной Европе, привлекающим ежегодно огромное количество людей со всего земного шара. В этот город туристы приезжают, чтобы учиться любить. Подробности...

Мария Катасонова: Семь грехов Хиллари Клинтон

Я вышла к американскому посольству в Москве, чтобы объяснить, почему голосовать за Хиллари Клинтон неправильно и опасно не только для Америки, но и для всего мира. Она совершила семь судьбоносных для страны ошибок. Подробности...
Обсуждение: 86 комментариев

Общественное мнение: «СМИ бьются в припадке от вала новостей»

Владимир Путин уволил губернаторов четырех регионов и троих полпредов, а также главу Федеральной таможенной службы. С поста также снят посол России на Украине. Кроме того, президент объединил Крым с Южным федеральным округом. Пользователи соцсетей и эксперты обсуждают причины и последствия масштабных кадровых перестановок. Подробности...
Обсуждение: 29 комментариев

Владимир Корнилов: Зурабов всегда все знал

Я помню, как с ним впервые встретился. Было это сразу после победы на выборах Януковича. Зурабов даже вступления не послушал, перебил нас и говорит: «Так, послушайте меня, я все знаю и расскажу вам, что будет». Подробности...
Обсуждение: 80 комментариев

Татьяна Шабаева: В Кремль и на деревню

В современной России нет имени более знатного, чем «академик РАН». Сто лет назад в России вырезали старую аристократию. И теперь иного кандидата на вакантное место – кроме русских ученых – просто нет. Подробности...
Обсуждение: 86 комментариев

Евгений Минченко: Никакого перехода на сторону России тут нет

Трамп относительно признания Крыма частью России и снятия санкций с России сказал лишь, что он может рассмотреть эти вопросы (We'll be looking at that). Но никакого перехода на сторону России тут нет. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

Александр Пожалов: Время как будто застыло

В обсуждаемом материале «Афиши» про жителей Патриарших прудов многие уцепились за цитату про правильных «социально однородных жителей», а не «приезжих из Бирюлево». А мне больше понравилось другое суждение одной интересной дамы. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

Мария Захарова: Как глава МИД России «издевался» над американской делегацией»

В Politico вышла статья под ярмарочным заголовком «Почему Путин ненавидит Хиллари». Якобы Клинтон в Москве не любят, и давно. Но эти и другие глупости в статье – ересь второй категории по сравнению с тем, что ждет читателя дальше. Подробности...
Обсуждение: 75 комментариев

Олеся Клинцова: Украинский крест

Можно ли было 7 лет назад представить, что какая-то группа людей сможет вот так запросто перекрывать движение верующим, угрожать священникам, обещать сжечь автобус, если его водитель повезет людей на молитву в Киев? Подробности...
Обсуждение: 79 комментариев

Игорь Димитриев: Наступает новая эпоха коллективной ответственности

Как найти психически неуравновешенного арабского гастарбайтера, готового расстаться с жизнью? Может, как и в других случаях, через социальные сети? Механизм тот же, что и у подростков-самоубийц. Подробности...
Обсуждение: 52 комментария
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............