Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевНадежды Украины на торговлю с Евросоюзом провалились
Брюссель, Киев и Москва назначили встречу, чтобы обсудить последствия экономической евроинтеграции Украины. Результат оказался совсем не таким, как грезили евроромантики. Более того – именно Россия, а не ЕС по итогам 2014 года остается крупнейшим торговым партнером Украины. Торговые же соглашения с Евросоюзом не сработали даже на десятую часть.
На следующей неделе эксперты ЕС, Украины и России должны встретиться в Брюсселе, чтобы обсудить последствия экономической части соглашения Украины и Евросоюза. Это первая подобная трехсторонняя встреча после назначения нового руководства в торговых блоках Украины и ЕС.
Главная проблема торговли Украины с Евросоюзом – полное несоответствие производимой на Украине продукции техническим регламентам и стандартам ЕС
«Российская делегация готовится к этим консультациям – по проблематике ассоциации Украины с ЕС», – заявил первый замглавы Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев.
По его словам, вызывает озабоченность, что, хотя применение экономической части соглашения об ассоциации Украины с ЕС было отложено до 1 января 2016 года, Киев принимает законы и нормативные акты, которые копируют пункты соглашения в части стандартизации, техрегулирования и фитосанитарных норм. «Может быть, оно в чистом виде соглашение не цитирует, но по сути ряд элементов технического регулирования в фитосанитарном контроле украинская сторона имплементирует, это наше экспертное мнение», – считает Лихачев.
Российская сторона неоднократно заявляла, что, если сроки имплементации экономической части соглашения будут нарушены, она введет меры для защиты своей экономики, включая пошлины на ввоз товаров с Украины. Пока Москва сохраняет льготные пошлины на украинские товары в рамках соглашения о зоне свободной торговли стран СНГ. Но если Украина откроет свой рынок для европейских товаров, убрав пошлины, то именно в Россию хлынет весь этот поток. На пути европейского импорта не будет никаких преград, что неминуемо ударит по российским производителям.
Пока, по словам Лихачева, «ползучая имплементация носит скорее теоретические риски для России, чем практические». Однако этот вопрос необходимо обсудить.
Отдельным предметом обсуждения также должен стать импортный сбор, который Украина ввела с 25 февраля на один год – это дополнительные импортные пошлины на товары продовольственной группы в размере 10%, на промышленные товары – 5%.
В экономической части соглашения об ассоциации Украины и ЕС главным пунктом является соглашение о создании зоны свободной торговли, в рамках которого обе стороны обнуляют пошлины для своих партнеров.
- Кредиторы Украины отказались списывать Киеву долги
- Стоимость пасхальной корзины для украинцев выросла в три с половиной раза
- На посту президента Порошенко увеличил свои доходы в семь раз
- МВФ пытается спасти Украину от дефолта руками России
- Конфискация российской собственности Украиной может привести к настоящей войне
- Украине надо вдвое больше денег для спасения от дефолта
Брюссель сделал красивый жест. ЕК разрешила Украине до 1 января 2016 года не снимать пошлины для европейских товаров, при этом сам ЕС уже открыл свой рынок для украинских товаров. То есть украинские компании могут беспошлинно экспортировать свои товары на европейский рынок.
Прошел уже год с момента подписания соглашения об ассоциации. Его итог: Киев не смог получить выгоду даже из этого жеста ЕС, который на практике оказался фикцией. Евроромантики уверяли, что соглашение об углубленной зоне свободной торговли между Украиной и ЕС приведет к экономическому чуду, и в первую очередь выиграет агропромышленный комплекс. На практике все получилось с точностью до наоборот.
Соглашение об ассоциации с ЕС спустя год с момента подписания ничего не дало стране. Украинские производители даже не смогли воспользоваться односторонними преференциями от ЕС, о чем предупреждали многие эксперты.
«Главная проблема торговли Украины с Евросоюзом – полное несоответствие производимой на Украине продукции регламентам и стандартам ЕС. Если говорить о сельскохозяйственной продукции, то она не попадает на рынки ЕС из-за того, что не может пройти ветеринарный, санитарный и фитосанитарный контроль. В результате за год функционирования зоны свободной торговли с ЕС Украина использовала всего лишь две квоты из 36», – говорит экономист из «Украинского выбора» Александр Колтунович.
По остальным 34 квотам украинская продукция попросту не прошла санитарный контроль, и все возможные понижения по тарифным и экспортным квотам остались лишь в отчетах правительственного офиса по евроинтеграции.#{smallinfographicright=731363}
Ни о каком наращивании экспорта украинских товаров и услуг в ЕС речи даже не идет, хотя именно об этом кричали на Майдане. Его объем сократился более чем на треть. По официальным данным, в январе 2015 года Украина поставила в страны ЕС товара на 1 млрд долларов, что на 31% меньше, чем в январе 2014 года. При этом, согласившись на зону свободной торговли с ЕС, Украина вышла из зоны свободной торговли в рамках СНГ, а также отказалась от торгово-экономического сотрудничества со странами ЕАЭС, в том числе с Россией. В итоге украинский экспорт в страны Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств за январь 2015 года упал на 54,9% – до 479,6 млн долларов, импорт – на 51,6%, до 866,9 млн долларов. Украина не только потеряла рынки ЕАЭС, но теряет рынки стран Евросоюза.
В прошлом году украинские товаропроизводители в целом сократили экспорт более чем на 14%. Для экономики Украины это сильнейший удар. Ведь бюджет страны получал основной доход именно за счет поставок товаров за рубеж.
«Чиновники, отвечающие за евроинтеграцию Украины, убеждены, что падение экспорта вызвано падением уровня промышленного производства и ростом безработицы, – рассказывает Колтунович. – Но вот производственники настаивают на обратном – что именно в результате потери рынков сбыта в рамках ЕАЭС, а также несоответствия нашей продукции стандартам и техрегламентам ЕС обвалился украинский экспорт. Из-за отсутствия сбыта многие предприятия были вынуждены остановить производство».
До ассоциации с ЕС Украина в целом одну половину экспорта отправляла в страны ЕС, другую – в страны ЕАЭС, в первую очередь в Россию. При этом структура экспорта серьезно отличалась: в Россию на экспорт шла более дорогая машиностроительная и транспортная продукция, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности и минеральные продукты. Но Европе украинское машиностроение абсолютно не нужно, там своих корпораций хватает (например, General Electric или Airbus).#{ussr}
Украинский «Мотор Сич», «Антонов», Харьковский авиационный завод и многие другие предприятия на Украине без России оказались без рынка сбыта. В итоге в январе 2015 года производство продукции машиностроения на Украине упало на целых 32,5% к январю 2014 года. «Торговая война между Украиной и Россией не дает надежду, что нормальные торговые отношения с Россией будут восстановлены в перспективе. А это значит, что падение машиностроения будет только ускоряться», – отмечает гендиректор Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Производство в химической отрасли в январе 2015 года упало на 21,6%, потому что сырье надо покупать в России. «Без сырья украинские химические предприятия можно смело разрезать на металлолом», – говорит украинский экономист.
В шоке и металлургическая отрасль. Производство чугуна упало в январе на 26,4%, стали – на 15,4%, проката – на 20,8%. Сказались и нехватка угля из-за войны в Донбассе, и потеря рынков сбыта, и снижение продукции машиностроения и строительства. Покупать украинский металл просто некому.
Промышленное производство в прошлом году упало на 10%, а по итогам января – уже более чем на 21%. «Падение экономики ускоряется, и не только на Востоке Украины. За январь 2015 года падение промышленного производства по Киеву составило больше 40%», – указывает Александр Охрименко. Часть предприятий на Украине уже не работает, часть – выживает.
В этом году начались серьезные проблемы уже и в сельскохозяйственной отрасли страны. В прошлом году сельскому хозяйству Украины еще удалось показать рост на 2,8% (это единственное, что не упало). Но лишь благодаря тому, что фермеры успели прошлой весной провести подготовительные работы для получения хорошего урожая.
Этой весной ситуация в аграрном секторе патовая. Мало того, что бензин и солярка (в основном импортные), а также импортные семена и удобрения взлетели в цене до небес, так еще кредиты совершенно неподъемные (более 30% годовых). Но и эти беды показались украинским властям не смертельными, поэтому они ввели новые налоги для сельхозпредприятий. В итоге посевная кампания на грани срыва.
А ведь Украина кормила многие страны своим зерном и подсолнечным маслом, неплохо зарабатывая на его экспорте. Превращение страны в чисто аграрный придаток Евросоюза, конечно, не лучший вариант. Но если вымрет и эта последняя надежда экономики Украины, то непонятно, чем вообще страна будет кормиться дальше. Напомним, что кредиты от МВФ Украина может использовать только на пополенние своих золотовалютных резервов и на оплату старых долгов самого МВФ.
Главный итог, который вынесла Украина спустя год после экономической евроинтеграции, парадоксален. Несмотря на жесткий разрыв торгово-экономических отношений с Россией, именно Россия по итогам 2014 года остается крупнейшим торговым партнером Украины как по экспорту, так и по импорту. Об этом официально заявили в январе в Государственной таможенной службе Украины.
Ровно поэтому предстоящие трехсторонние переговоры по экономической части соглашения об ассоциации с ЕС нужны далеко не столько России, сколько самой Украине. Полное закрытие российского рынка с целью защиты его от наплыва европейских товаров через украинскую территорию станет финальным ударом по украинской экономике. Европейские эксперты это прекрасно понимают. И их позиция на переговорах четко высветит то, какое будущее они уготовили Украине – окончательное уничтожение или шанс на медленное, но восстановление.