Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

9 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

9 комментариев
4 марта 2010, 21:50 • Экономика

«Уходит в прошлое эпоха»

В России приняли Стратегию развития автопрома-2020

«Уходит в прошлое эпоха»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Валерия Вдовенкова

Правительство России на своем заседании в четверг в целом одобрило Стратегию развития автопрома до 2020 года. Одобрило не без сюрпризов: общая смета программы «похудела» почти на 200 млрд рублей, до 1–1,2 трлн рублей, а сам документ глава правительства Владимир Путин тут же отправил на доработку в отраслевые комитеты. Впрочем, как подчеркнул премьер, с принятием Стратегии «уходит в прошлое эпоха, когда каждый автолюбитель был сам себе механиком, и сейчас на рынке будет востребована только надежная и безопасная продукция».

Цифра сократилась

На своем заседании в четверг правительство России в целом одобрило Стратегию развития автомобильной промышленности страны на период до 2020 года. Вопреки давней традиции, когда подготовленные к заседанию правительства профильными ведомствами документы утверждаются без изменений, программа модернизации российского автопрома подверглась корректировкам.

Уходит в прошлое эпоха, когда каждый автолюбитель был сам себе механиком

И главная из них – это уменьшение финансового «веса» Стратегии. Если раньше планировалось затратить на ее реализацию 1,2–1,8 трлн рублей, то по итогам заседания эта цифра уменьшилась до 1–1,2 трлн рублей.

За счет чего произошла коррекция? В первую очередь, за счет уменьшения объема вложений самих автопроизводителей на сумму в 43 млрд рублей. «По инвестициям основных, базовых компаний эта цифра сократилась и сейчас представляется в 584 млрд рублей», – цитирует главу Минпромторга Виктора Христенко (именно его ведомство было ответственно за подготовку концепции) «Интерфакс».

Ранее на эти же цели предполагалось направить около 627 млрд рублей: 330–340 млрд рублей – на проекты по модернизации производства, 100 млрд рублей – на НИОКР (в том числе 24 млрд рублей на разработку новых моделей), 191 млрд рублей – на развитие компонентной базы.

«Тема не отехничена»

Еще одна причина «похудания» Стратегии – это исключение из бюджетных расходов статьи по покупке иностранного автопроизводителя. Теперь этот вопрос, по словам Виктора Христенко, «сдвинут за пределы документа». «В ходе обсуждения программы предлагалось направить 150 млрд рублей на приобретение активов за рубежом», – сказал Христенко, отметив, что такая цифра фигурировала в обсуждениях, но правительство посчитало эту тему штучной и на сегодняшний день не «отехниченной».

Отраслевые эксперты полностью поддерживают подобное решение. По их словам, России необходимо покупать не уже используемые (а следовательно, постоянно устаревающие) производственные мощности, а технологии для создания новой продукции в России. «В противном случае может получиться не поддержка российского автопрома, а стимулирование развития экономик других стран», – отмечает аналитик консалтинговой компании «Бизнес Решения» Алексей Калинин.

С ним согласен и замглавы агентства «Автостат» Сергей Удалов. «Государство должно обеспечивать возможности для развития автопрома, а не чисто финансировать. И если это финансирование, то оно должно быть направлено на развитие инфраструктуры, а вовсе не на покупку предприятий», – уверен он.

Ключевые задачи

А вот такой важный параметр Стратегии, как объем господдержки, на заседании правительства скорректирован не был – он по-прежнему составит 188 млрд рублей. Как не были скорректированы и инвестиции в компонентное производство в размере 191 млрд рублей.

Эксперты отмечают, что сохранение последней цифры – это чрезвычайно важная и притом положительная новость для отрасли. Ведь пока объемы соответствующего бизнеса в России существенно отстают от зарубежных аналогов. Не случайно во время заседания правительства Виктор Христенко отметил, что развитие компонентной базы остается одной из ключевых задач, так как ныне действующие соглашения по производству компонентов «пока не создают критической массы».

И не случайно АвтоВАЗ и Sollers в феврале подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. В числе основных направлений совместной программы – развитие поставщиков автокомпонентов и определение возможностей их привлечения для обеспечения потребностей АвтоВАЗа и Sollers.

Напомним: в целом Стратегию развития российского автопрома до 2020 года можно разделить на три этапа. В правительстве рассчитывают, что отрасль преодолеет кризис уже до конца этого года. Еще три года (с 2011-го по 2013 год) уйдут на посткризисное развитие рынка, а в 2014–2015 годах автопром выйдет на уровень 2007–2008 годов. К 2020 же году доля автопрома в ВВП вырастет с нынешних 0,98% до 2,38%. К этому времени в стране будет продаваться 3,5–3,6 млн авто в год, причем 3,1 млн станут иметь именно российскую «прописку». В частности, к 2020 году АвтоВАЗ должен будет выпустить не менее 1 млн машин (по итогам прошлого года производство составило 294,7 тыс. авто).

Третий лишний

Вместе с тем, одобрив Стратегию развития отечественного автопрома в целом, правительство тут же отправило ее на доработку в Минпромторг, Минфин и Минэкономразвития. Зачем? Виктор Христенко уточнил, что правительство дало поручение конкретизировать ряд моментов в реализации документа, особенно насчет источников финансирования инвестпрограмм и размера господдержки.

По инвестициям основных, базовых компаний цифра сократилась. Она сейчас представляется в 584 млрд рублей

Кроме этого, сказал Христенко, необходимо обратить внимание на аспекты, связанные с формированием Таможенного союза. «Минпромторг должен будет утвердить обновленную версию стратегии развития автопрома до 30 марта текущего года», – сказал глава этого ведомства.

Уточненные бизнес-планы своего развития до 2020 года до 30 марта должны представить и основные автомобилестроительные альянсы (правительство в этом отношении больше всего интересуют финансовые гарантии компаний). «Собственно, два альянса, которые сейчас предъявили свои намерения по реализации стратегических планов: альянс Renault, Nissan и АвтоВАЗ и альянс Fiat – Sollers – они, собственно, и в состоянии конкурировать в новых условиях на жестком глобальном рынке», – сказал Христенко, добавив, что «в марте у альянсов появятся уточненные бизнес-планы, которые лягут в основу для проработки с финансовыми институтами о формах, объемах кредитной поддержки, тех или иных способах снижения рисков».

При этом чиновник дал понять, что третьего глобального автоальянса (например, с участием группы «ГАЗ» Олега Дерипаскси) России не нужно. И если этот альянс и состоится, то это будет «личное дело» конкретного игрока отрасли. Христенко подчеркнул, что автомобильный рынок является глобальным, с учетом кризиса на «мировом ландшафте» останется не более 20 автопроизводителей.

«Пальцев на двух руках хватит, чтобы их пересчитать, и входной билет будет на уровне 6 млн штук продаваемых автомобилей в год, для того чтобы вести эффективно бизнес», – сказал он. И в этом смысле для развития легкового сегмента автоопроса не случайно избрана стратегия глобального партнерства, отметил Христенко.

Плюс не без минусов

Эксперты автомобильного рынка, несмотря на критику отдельных моментов Стратегии (например, излишне большого объема господдержки и отсутствия перспектив снижения пошлин на подержанные иномарки), полагают, что само появление подобной программы можно считать большим достижением.

«Принятие Стратегии, даже с оговорками, говорит о том, что государство думает о промышленности и о развитии страны, а не только о нефтедобыче, ведь развитие автопрома – это развитие промышленности в целом», – рассуждает Удалов. Вместе с тем, как дополняет коллегу Алексей Калинин, сложно сказать, что будет к 2020 году. «Не исключено, что мы еще неоднократно услышим о новых доработках и изменениях программы, – говорит он. – Скорее всего, это даже неизбежно, ведь рыночная обстановка меняется каждый год. Поэтому сейчас важно отслеживать все, что намечено, вовремя корректировать и по месту смотреть, как работает все, что принято».

Действительно, как сказал на заседании правительства Владимир Путин, государству и автопроизводителям еще предстоит решить ряд вопросов, связанных с существенной модернизацией автопрома. «Уходит в прошлое эпоха, когда каждый автолюбитель был сам себе механиком, – сказал премьер-министр. – Сейчас на рынке будет востребована только качественная, надежная, безопасная продукция, отвечающая высоким экологическим стандартам».

Для достижения этой цели, по мнению Путина, должно быть обеспечено внедрение современных технических регламентов, устанавливающих требование к безопасности машин и уменьшению выбросов загрязняющих веществ. «Убрав с рынка устаревшую технику, мы сделаем более чистым воздух в наших городах, – подчеркнул Путин, слова которого цитирует ИТАР-ТАСС. – А главное, сохраним тысячи жизней, которые уносят дорожно-транспортные происшествия».

Почему на АвтоВАЗе сокращают персонал (нажмите, чтобы увеличить)

..............