Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

11 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
2 августа 2011, 22:35 • Культура

«Вообще не понимает, о чем говорит»

Даниил Дондурей: Министр вообще не понимает, о чем говорит

«Вообще не понимает, о чем говорит»
@ РИА "Новости"

Tекст: Василий Смирнов

«Его волнует, конечно, не открытие школ бальных танцев. Он, наконец, подумал, что представления людей о жизни определяют ту преступность, противостоянием которой он занимается. Он подумал о том, что все создает культура. А как с ней работать, он уже не знает», – заявил газете ВЗГЛЯД культуролог Даниил Дондурей, комментируя высказывание Рашида Нургалиева.

Министр внутренних дел Рашид Нургалиев заявил во вторник, что следует изучить, какую музыку слушает российская молодежь, какие книги читает и какое кино смотрит. «Мне кажется, давно назрела ситуация, чтобы провести мониторинг в стране, узнать, кто что слушает, читает и смотрит», – сказал Нургалиев в ходе выездного заседания межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в России.

Судя по его стилистике, он вообще не понимает, о чем говорит

По словам главы МВД, необходимо также изучить вопрос музыкального сопровождения, «выяснить, не однобокое ли оно». «Сейчас забыли романсы, вальсы, все, что нас объединяло, истоки и корни, – сказал он. - Давно пора более серьезно посмотреть на исторические памятники, обратить внимание на самобытность и обычаи», – добавил министр. Он напомнил, что не так давно «вопросы музыкального предпочтения и литературы» интересовали работодателей и членов приемных комиссий в вузах.

Газета ВЗГЛЯД обратилась к культурологу, кинокритику и социологу, главному редактору журнала «Искусство кино» Даниилу Дондурею с просьбой интерпретировать слова главы ведомства.

ВЗГЛЯД: Даниил Борисович, как вы оцениваете заявление министра?

Даниил Дондурей: Многие вещи он просто не понимает. Он говорит об искусстве, а на самом деле 93% населения страны с искусством не связано. Люди имеют отношение к массовой культуре – это часть художественной культуры, которая состоит из классического искусства, экспериментального, массовой культуры и т.д. У него по этому поводу представлений нет. Но в чем он абсолютно прав – в том, что художественная культура влияет – и это не тавтология – на культуру, которая является основой человеческой деятельности.

Во-первых, я удивлен, что только в последние дни ему пришло это в голову. Руководя важнейшим институтом безопасности населения, он, видимо, впервые задумался о том, что культура – это система производства и усвоения смыслов. Я даже испугался, что если он – член Совета безопасности – только что об этом подумал, то, наверное, об этом не думают и спецслужбы. И ФСБ, и президент, и администрация, наверное, этого не понимают. У них должны быть еженедельные анализы того, что молодые люди думают, о чем мечтают, как они представляют современную жизнь, что им нравится, что не нравится, кто их герои, как они представляют будущее своей страны, как они представляют людей других национальностей или религиозных верований. Неужели, подумал я, они никогда этим не занимались, таких проблем не ставили, у них нет аналитических сводок по поводу того, как этнические русские относятся к мусульманам, как воспринимаются в стране идеи фашизма, как люди представляют себе насилие? Есть десятки показателей, по которым такого рода исследования они должны были бы вести уже много лет.

Второе. Судя по его стилистике, он вообще не понимает, о чем говорит. Потому что когда он стал говорить о вальсах и романсах... Какие романсы, вы чего? Речь идет о машинах производства человеческих убеждений. Средства массовой информации, телевидение, Интернет, повестка дня, которая задается в обществе, как быстро мы забудем об убийстве в Туле, об убийстве в Кущевке, как мы равнодушны к убийствам детей, к педофилам и так далее. Речь идет о мощнейшей индустрии создания превратной картины мира у миллионов людей. Это что за ситуация, когда абсолютный чемпион года по рейтингу, опередивший главную передачу на русском языке – поздравление президента к народу, – это передача с болгарской прорицательницей Вангой? Это значит, в головах у людей языческие принципы!

Третье. Чтобы заказывать все эти исследования, нужно понимать, что такое контент-анализ, телепередачи, музыкальные группы, тексты, которые воспроизводят в своей среде молодые люди, сюжеты сериалов, кто такие герои, кроме президента с премьер-министром. Есть ли в стране у молодых людей герои, или это Алла Борисовна с ее бесконечными мужчинами вокруг? Это же нужно понимать, чтобы представить себе, что стоит за протофашистскими, протонационалистическими, нетолерантными взглядами молодых людей. Как формируются массовые боли, фантомы, дружины, которые потом на Манежку выплескивают десять тысяч человек? И ужас заключается не в том, что он это сегодня сказал, а в том, что он сказал это только сегодня и так примитивно.

Наконец, к великому сожалению, подобное обнажение отсутствия исследования культуры завершится у нас трескотней о том, что это делается в преддверии цензуры. Это полная ерунда, потому что цензура сейчас принимает другие формы и обличия, она в тысячи раз сложнее. Главным инструментом является самоцензура, психологический климат и разные контексты, что тоже не исследовано. Заявления о том, что Нургалиев хочет ввести цензуру, – еще одна «обманка», чтобы оставить страну вне исследования реального положения дел. Тот, кто не знает реальности, наполовину ничтожен.

ВЗГЛЯД: Подводя итог, само желание изучить, как обстоят дела в реальности, вы приветствуете?

#{interviewcult}Д.Д.: Абсолютно, только аплодисменты им, если бы они умели это делать. Но они этого делать не умеют.

ВЗГЛЯД: Говоря о романсах и вальсах, сравнил их с истоками и корнями, «всем тем, что нас объединяло». Кого они все-таки объединяли? Какое отношение имел в былые времена к романсам и вальсам русский крестьянин?

Д.Д.: Конечно, это он, житель, наверное, городских окраин, говорит о романсах... В каждой среде были свои культурные коды, традиции, обряды, правила поведения. Что сегодня нас объединяет, я вообще не знаю. Одна из основных драм нашего общества – отсутствие основы для солидарности. У нас вообще нет социальной солидарности и доверия к кому бы то ни было, кроме собственной семьи.

ВЗГЛЯД: Вы говорите, что власти только сейчас задумались о том, какие плоды культуры потребляют молодые люди. Но ведь соответствующие органы запрещают различные книги за экстремизм и тому подобное уже на протяжении достаточно долгого времени.

Д.Д.: Дело в том, что можно подходить к этому по формальному принципу. Условно говоря, ты живешь на Северном Кавказе, – ты более опасен, чем житель Архангельска. Ты мусульманин – ты более опасен, чем иудей. Это все внешние ограничения, без понимания природы. А понимание природы может быть только при серьезных исследованиях, размышлениях, общественных дискуссиях – не фальшивых, чтобы продать эмоцию, как на современном телевидении, а содержательных. Телевидение ведь у нас построено по принципу «говорить» – передача так и называется: «Пусть говорят» – но не договариваться! Это очень важно: ни о чем не договариваться, только говорить, создать пустоту и перепродать ее многократно.

ВЗГЛЯД: У вас нет опасений, судя по заявлению министра, что он хотел бы навязать свое представление о культуре молодым людям?

Д.Д.: Нет, он не так уж недалек, он просто коряво выразился. У него плохие спичрайтеры. Или он просто сказал от души. Но он не такой художник, как Виктор Степанович Черномырдин, у него не получается сказать гениальное вроде «хотели как лучше, получилось как всегда». Его волнует, конечно, не открытие школ бальных танцев, а то, что он, наконец-то, подумал, что представления молодых людей о жизни определяют всю ту преступность, противостоянием которой он занимается. Он наконец-то подумал о том, что все создает культура. А как с ней работать, он уже не знает.

ВЗГЛЯД: В своем выступлении глава МВД напомнил, что не так давно «вопросы музыкального предпочтения и литературы» интересовали работодателей и членов приемных комиссий в вузах. Могут ли, на ваш взгляд, эти слова найти отражение на практике?

Д.Д.: Не думаю, что будут говорить: «любишь Чапаева – проходи на механико-математический факультет или в милицейский вуз, не любишь – сиди неучем». Они просто будут задумываться, а что это за люди? Вот кто такие современные коммунисты? Я не знаю, хотя я профессиональный социолог. Что такое коммунистическая идея? Почему она через 20 лет после отмены КПСС сохраняет 15% населения в числе своих приверженцев, то есть в два раза больше, чем правых? Как это получилось? Либеральные товарищи никогда не анализируют это. Они борются с режимом, по-глупому. Но если вы уж хотите, осознайте, как устроено, что надо делать. Специальные службы публикуют сводки по экономике, рассказывают про индекс занятости, коррупцию, дефицит бюджета. А почему про культуру, про мораль, про мировоззрение ничего не печатают? У них этого ничего нет. Рассказывали бы: «проводимые в последние полгода исследования, финансируемые генералом армии Нургалиевым, говорят о том, что каждый пятый в стране – фашист», например. Где это все?

..............