Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
0 комментариевКалифорнию утопили во ржи
Суд запретил переписывать Сэлинджера
Классик мировой литературы Джером Сэлинджер через суд наложил вето на публикацию продолжения своего знаменитого романа «Над пропастью во ржи», который считают провозвестником литературы битников и движения хиппи. Пробираться сквозь рожь к лаврам Сэлинджера решил писатель под псевдонимом Калифорния, который позаимствовал у классика главного героя романа, состарил его на 60 лет и заставил ностальгировать по былым временам, пытаясь тем самым нарушить молчание легендарного Сэлинджера.
Окружной суд Нью-Йорка отложил публикацию продолжения романа «Над пропастью во ржи» в США, написанного шведско-американским писателем Фредриком Колтингом под псевдонимом Джон Дэвид Калифорния, сообщает Associated Press.
В эпоху постмодернизма литературная критика может быть представлена и в жанрах, отличающихся от классических критических статей
По решению судьи запрет на публикацию будет действовать в течение 10 дней, а в следующем месяце суд вынесет свой окончательный вердикт.
Поводом к тяжбе послужил малотиражный выпуск продолжения знаменитой книги «Над пропастью во ржи» Джерома Дэвида Сэлинджера за подписью Джона Дэвида Калифорнии. В своей книге он пытался представить будущее героев оригинального романа, она так и называется – «60 лет спустя: пробираясь сквозь рожь».
Джером Сэлинджер и позднее окружной суд Нью-Йорка в «будущем» Калифорнии не увидели ничего, кроме прошлого. 90-летний писатель решительно заявил, что «невзращенная рожь» – не что иное, как плагиат, что, несомненно, ущемляет его права.
Например, в «калифорнийском» варианте 76-летний мистер К (читай: Холден Колфилд) устраивает побег из дома престарелых. А после обретения свободы предается воспоминаниям о бурной молодости.
Сэлинджер подал на Калифорнию в суд, где была проведен сравнительный анализ двух произведений. Помимо того, что роман-продолжение был признан плагиатом, он является не авторизованным, написанным с коммерческой целью, на что и указал автор оригинальной версии. «Обвиняемый спекулирует на успехе классического произведения с целью финансовой выгоды», – рассказала адвокат Сэлинджера.
- Леонид Радзиховский: Нобелевская верхушка айсберга
- Почему молчат великие
- На фоне Сэлинджера
- Ювенильный пубертат
Однако издательство, выпустившее продолжение приключений Колфилда и представляющее интересы Калифорнии, заявило, что новую книгу нужно воспринимать как критическую статью или комментарий к роману Сэлинджера, что не противоречит нормам современной литературы.
«В эпоху постмодернизма литературная критика может быть представлена и в жанрах, отличающихся от классических критических статей. Я думаю, что в новой книге явно критический комментарий», – цитирует адвоката Эдварда Розенталя Первый канал.
Сам автор «Над пропастью во ржи» в суде так и не появился. Последние годы классик американской литературы вообще крайне редко появляется на людях, последовательно отказывает журналистам в интервью. Будни затворника посвящены изучению дзен-буддизма и нетрадиционной медицины.
Отметим, что Сэлинджеру и ранее приходилось бороться за свою интеллектуальную собственность. Так, он запретил переиздание своих ранних произведений и неоднократно выступал против публикации своих писем.
Вся литературная жизнь Сэлинджера укладывается в несколько строк. За 11 лет до появления единственного романа – первая публикация рассказа «Молодые люди» (журнал Story). В 51 году, следом за «Над пропастью во ржи», вышел сборник «Девять рассказов».
С середины 1950-х годов вышли еще четыре повести в журнале New Yorker. С 65 года не печатался, и его молчание стало своего рода легендой. Во многом именно мировой успех романа повлиял на дальнейшую судьбу писателя.
Между тем, по слухам, писатель не забросил литературу и продолжает писать «в стол», для себя.
Ранее Джон Дэвид Калифорния, презентуя свое «некритическое» произведение, с воодушевлением заявлял, что ему не терпится узнать, как воспримет Сэлинджер его книгу и понравится ли ему изображение повзрослевшего Колфилда.
Реакция Сэлинджера не заставила себя долго ждать, теперь суд должен окончательно решить судьбу Калифорнии – запретить публикацию или отклонить иск Сэлинджера.