Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

11 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
27 октября 2009, 19:28 • Культура

Стать Моникой Белуччи

«Не оглядывайся»: Как стать Моникой Белуччи

Стать Моникой Белуччи
@ kinopoisk.ru

Tекст: Кира Зайцева

Бывшая сценаристка Франсуа Озона, а ныне сам себе режиссер Марина де Ван вконец ударилась в полнометражное кино. Продолжая уродовать своих героинь страшными опухолями, в «Не оглядывайся» она замахнулась на святая святых европейского кинематографа – лица Софи Марсо и Моники Белуччи. И хотя происходящее на экране откровенно напоминает постер к фильму Джона Ву «Без лица», «Не оглядывайся» − картина скорее о том, что женщине в возрасте иногда нужно возвращаться в детство. Мужчинам не понять.

Писательница средних лет Жанна (Софи Марсо) приносит роман о своем детстве издателю. Тот, сославшись на отсутствие в рукописи «эмоциональности» и на то, что у Жанны даже справочники получаются куда интереснее, роман бракует. На выходе из кабинета у Жанны темнеет в глазах, а ножки подкашиваются − все потому, что этот роман для нее очень важен, ибо автор автобиографической книги о детстве, как это ни странно, о своем детстве ровным счетом ничего не помнит.

Окончательная мутация Марсо в Белуччи выглядит как трансформация певицы Bjork в медвежонка

Следом эмоции, отсутствующие в романе, внезапно ударяют в голову, и все в жизни Жанны кардинально меняется: начиная от расстановки мебели в квартире, заканчивая лицами близких людей и собственным отражением в зеркале. Причем эти самые люди изменений не наблюдают, и дело заканчивается визитом Жанны к психиатру.

«Шизофрения, как и было сказано», но внемлите советам фрейдистов и ищите причины расстройств в детстве. В итоге Жанна, окруженная в ее воспаленном сознании прямо-таки монстрами, физиономии которых − несуразная и уродливая мозаика из лиц совершенно незнакомых людей, в спешном порядке собирает чемоданы и едет из Франции в город ее детства в Италии.

Если сжать сюжет до одной фразы, выходит, что Софи Марсо весь фильм бьется в истерике от того, что ее лицо становится похожим на лицо Моники Белуччи, кофточка перестает сходиться на груди, а муж теряет хотя и обрыдшие, но зато знакомые и привычные очертания.

С одной стороны, тут тебе и сексуальное разнообразие на n-ом десятке лет семейной жизни (причем, без претензий со стороны мужа), и уникальная для женщины возможность стать забесплатно привлекательнее. Но Марсо смотрится в зеркальце, где у нее уже пол-лица от Белуччи, рыдает и бьет ни в чем не виновную подушку. Может, потому, что большие темные глаза и пухлые губы Моники на контрасте явно выигрывают в выразительности у аналогов Софи.

Собственно, на превращениях одних людей в других по частям и держится вся картина. О том, что прием этот далеко не новый, не стоит и упоминать. Достаточно уже того, что окончательная мутация Марсо в Белуччи и вовсе выглядит как трансформация исландской певицы Bjork в медвежонка в клипе «Hunter».

Куда хуже, что в предыдущей своей картине – «В моей коже» − режиссер Марина де Ван заставляла главную героиню, которую сама и сыграла, испытывать схожие психофизические изменения. Данная задумка, видимо, так ей понравилась, что она решила перетащить ее без зазрения совести в свой второй полнометражный фильм, что чести ей не делает и звания «Капитан Оригинальность» не дает − не тот у режиссера послужной список, когда самоцитирование простительно. Это, однако, не помешало организаторам Каннского фестиваля в этом году поставить фильм в конкурсную программу «Особый взгляд».

Помимо самоцитирования, бросается в глаза и жанровый сбой. Заявленный как мистический триллер «Не оглядывайся» из мистического содержит разве что снующую рядом с Жанной темноволосую девочку в платьице зеленом. Но и ее вполне можно объяснить шизофреническими наклонностями героини Марсо/Белуччи.

Что до саспенса, то де Ван с трудом, но удается держать зрителя в напряжении. Однако напряжение это странное, как, собственно, и вся картина. Ввиду перфекционизма режиссера сюжет вышел настолько запутанным, что зрителю до самых финальных титров приходится терзаться смутными сомнениями и ковыряться в полунамеках на то, к чему вся эта катавасия с перекошенными лицами приведет.

И добро, если зритель этот – женщина. По аналогии с кино, снятом «черными про черных и для черных», де Ван соорудила картину-девичник, ибо только женщина способна оценить трагизм ситуации, когда каждое утро приходится проводить перед зеркалом, вопрошая: «Кто на свете всех милее, всех румяней и белее?» Как показывает практика, это устроит далеко не каждую, стань ты хоть самой Моникой Белуччи.

Если же вспомнить о мужчинах, которых если что и заинтересует, то не сам фильм, а скорее его заглавные актрисы, стоит предупредить − их показывают слишком крупным планом.

..............