
Сторонники «войны до стратегического поражения России» полагают, что работа духовных лидеров – воодушевлять воинов на битву, и особенно папа римский должен поднимать «эльфов» на битву с «орками».
8 комментариевСторонники «войны до стратегического поражения России» полагают, что работа духовных лидеров – воодушевлять воинов на битву, и особенно папа римский должен поднимать «эльфов» на битву с «орками».
8 комментариевПереговоры в Стамбуле похожи на ритуальные танцы, призванные продемонстрировать хоть какую-то динамику, пока реальные решения принимаются на поле боя и в кабинетах, далеких от Босфора.
7 комментариевДля России, безусловно, выгодно, чтобы у главного геополитического противника была внутренняя «замятня», росло внутриполитическое напряжение. Это ослабляет Штаты, отвлекает ресурсы, подрывает внутреннюю сплоченность американского общества.
12 комментариевРусские картины на Sothebys стоят 40 млн. долларов
Самый дорогой лот – полотно Архипа Куинджи «Березовая роща» 1882 года (эстимейт 2–3 млн долларов).
В Лондоне 12 марта общая сумма от торгов российским современным искусством составила 4,1 млн. фунтов стерлингов. Перспективно!
Таинственно поблескивающими березовыми рощами Архип Иванович умело торговал еще с 1879 года (примерно как Клод Моне «Кувшинками») – тогда он впервые нарисовал шедевр с таким названием.
На аукционе выставляется уже третий вариант, который мастер делал для уральского промышленника Павла Демидова. Возможно, они не сошлись в цене, и это полотно за 7 тыс. рублей (очень крупная сумма по тем временам) оторвал киевский сахарозаводчик и меценат Федор Терещенко.
По «лесному ведомству» проходит и Иван Шишкин со своим классическим пейзажем «В лесу» того же 1882 года. Даже без медведей эта растительность затянула на 1,8–2,2 млн долларов.
Иван Иванович, в отличие от Архипа Ивановича, мистической поэтикой холсты не насыщал: все у него уютно, по-простому. Теплый летний день, приветливые деревья, мягкий рыжий дерн.
Так и хочется здесь устроить пикничок с дамами, вроде того, что в «Завтраке на траве» Эдуарда Мане.
Тебе половина и мне половина
![]() Иван Шишкин - В лесу, 1882, эстимейт $1,8-2,2 млн |
У нашей буржуазии, на которую в первую очередь и рассчитаны эти торги, «настоящее искусство» по-прежнему ассоциируется с пейзажной живописью XIX столетия, знакомой по букварям и хрестоматиям.
Не выбивается из этого ряда и знаменитый маринист Иван Айвазовский. Все три его полотна на экспозиции, выражаясь аукционным языком, снабжены достойными легендами.
В 1892 году из-за засухи в России случился неурожай, повлекший за собой небывалый голод. США направили шесть кораблей с провизией. Айвазовский в благодарность две свои картины – «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи» (общий эстимейт 2–3 млн долларов), – написанные как свидетельства тех событий, подарил вашингтонской галерее Коркоран.
Особенно любопытно «сухопутное» полотно: над мчащейся птицей-тройкой развивается звездно-полосатый флаг, а вокруг голодные российские крестьяне ломают шапки.
Приехавшего к нам тогда американского редактора Эдгара поразило, что «корабль встретили фейерверками» и что «аристократию ситуация с голодом не волновала».
Картина сразу вызывает ассоциации с гуманитарной помощью в конце XX столетия. Вспоминается случай, когда в середине 1990-х мэру Одессы принесли смету с предполагаемыми расходами на встречу гуманитарного каравана – они превышали ожидаемую помощь.
Да, это по-нашему!
А вот с третьей картиной Айвазовского, «Прибытие флотилии Христофора Колумба» 1880 года (эстимейт 1,25–2 млн долларов), которую он отправил в 1892 году на Чикагскую выставку, посвященную 400-летию открытия Америки, произошла «чисто американская история».
На полотне мы видим три стоящих на приколе каравеллы: «Нинью», «Пинту» и «Санта Марию». От них к зрителю направляются шлюпки.
В апреле 2006 года на Sotheby’s была продана картина «Высадка на берег Христофора Колумба», где великий мореплаватель сходил на скалистый брег острова Сан-Сальвадор.
Так вот (держитесь за кресло!), раньше эти две картины составляли единое целое. Кто-то крайне предприимчивый разрезал масштабное творение Айвазовского (5х6 м) на две части.
На одной был представлен Колумб собственной персоной (передний план), а на другой – корабли со шлюпками (задний). Хитрый комбинатор во второй части как бы намекал, что первооткрыватель Америки находится на одной из дальних шлюпок.
Не верьте, граждане!
Колумб уже сошел на землю – в другой части панорамы! Такой вот по-американски эффективный способ размножения шедевров.
От модерна до соц-арта
![]() Михаил Ларионов - Две купальщицы с птицей, 1920-1930, Эстимейт $500-700 тыс |
Пейзажи Василия Поленова излишне документальны, Константина Коровина – слишком импрессионистичны, а Петра Кончаловского – уж очень сезанноподобны.
Выделяется своей хоть и не шибко тонкой, но характерной стилисткой полотно Николая Рериха «Индейцы пуэбло в Санта-Фе» (эстимейт 500–700 тыс. долларов). Правда, никаких индейцев не видно, только их желтые дома, напоминающие нагромождение кубов. А над ними плывут такие же кубические облака.
Отличный эскиз модернистского костюма (изысканно-пышная фантазия на индийскую тематику), сделанный Львом Бакстом в 1922 году для дягилевского балета «Жар-птица», предлагается за 500–700 тыс. долларов. Рядом с этим чудом дизайна – «Две купальщицы с птицей» главного авангардного лучиста Михаила Ларионова (эстимейт 500–700 тыс. долларов). Автор плоско-бежевых тетенек в духе примитивизма тоже делал декорации для Русских сезонов Сергея Дягилева. Разносторонние были вкусы у Сергея Павловича. Кстати, Рериха он также привлекал к оформлению своих революционных балетов.
Потихоньку Sotheby’s начинает делать деньги и на российском contemporary art. В Лондоне 12 марта общая сумма от торгов российским современным искусством составила 4,1 млн фунтов стерлингов. Перспективно!
В этой категории чрезвычайно выразителен пейзаж Оскара Рабина «Город и луна», 1959 (эстимейт 120–160 тыс. долларов), где десятки уродливых двухэтажных домов Лианозова столкнулись, точно железнодорожные вагоны, и замерли в состоянии вечной катастрофы. Только одиноко светящееся окно в центре этого крышесрывного хаоса дает надежду.
Я с удивлением обнаружил, что у основателей соц-арта Комара и Меламида прекрасная техника живописи. Девочка в «Испуге от шагов на лестнице», 1985–1986 (эстимейт 100–120 тыс. долларов), оборачивается, словно на звук твоих собственных шагов. Натуральность сцене сообщает не только настоящий молоток, прикрепленный к нарисованной стене.
Хорош портрет в темных тонах, сделанный Олегом Васильевым, его друга и коллеги Эрика Булатова. Картина подписана, как фото на память: «У костра – Эрик Булатов, 1962» (эстимейт 120–150 тыс. долларов).
Общая прибыль от торгов русским искусством аукционного дома Sotheby’s в 2007 году составила 190,9 млн долларов. Хочется, чтобы из этих астрономических сумм побольше перепало еще живущим художникам. А то, глядя на довольные лица представителей Sotheby’s, невольно вспоминается печальная судьба Ван Гога.