Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

2 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

4 комментария
10 мая 2006, 10:06 • Культура

Битва титанов

Мариинка и Большой в Лондоне. Одновременно

Битва титанов
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Павел Жигунов

Грядущим летом английские любители оперы и балета впервые в истории смогут провести непосредственное сравнение двух крупнейших театров России. В последние годы труппы как Большого, так и Мариинского театра регулярно появлялись перед английской публикой. При этом Большой театр вывозил на гастроли только балет и придерживался сравнительно консервативной репертуарной политики, в основном показывая проверенные временем постановки, такие как «Спартак», «Дон Кихот» или «Лебединое озеро». Вместе с тем, например, неизвестный западной публике и привезенный в 2004 году в Лондон балет Цезаря Пуни «Дочь фараона» имел там оглушительный успех, который повторился и на гастролях в США в 2005 году.

Позиции же оперной труппы Большого театра на мировой сцене в последнее время нельзя назвать устойчивыми.

Оплот консерватизма

Сцена из оперы Большого театра «Борис Годунов» (фото Лариса Педенчук/Большой театр)
Сцена из оперы Большого театра «Борис Годунов» (фото Лариса Педенчук/Большой театр)

Если в 60-х, 70-х или 80-х годах оперные спектакли Большого театра с огромным успехом шли на гастролях во многих странах, то в течение 90-х годов эта слава несколько померкла и сегодня марка Bolshoi opera, оставаясь узнаваемой, все же должна заново подтверждать свою ценность.

Отчасти этот процесс уже начался – в 2005 году оперные спектакли Большого были успешно показаны на фестивалях в Словении и Швеции. Но все же гастроли на такой сцене, как «Ковент-Гарден», вполне можно считать этапными.

В Лондоне под руководством Александра Ведерникова Большой театр покажет «Бориса Годунова» Мусоргского, поставленного в 1948 году легендарным Леонидом Баратовым, и «Огненного ангела» Прокофьева в постановке Франчески Замбелло, впервые показанной в 2004 году.

Реакция лондонской публики и прессы вполне может повлиять на дальнейшую гастрольную судьбу оперной труппы Большого театра.

Мекка эксперимента

Сцена из оперы Мариинского театра «Кольцо нибелунга» (www.mariinsky.ru)
Сцена из оперы Мариинского театра «Кольцо нибелунга» (www.mariinsky.ru)

Мариинский театр, напротив, уже давно и хорошо известен на Западе как одна из мощнейших на сегодняшний момент оперных компаний мира. Известен настолько, что, пережив провал сезона опер Верди в том же «Ковент-Гардене» в 2001 году, может начать прокат своей версии тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга» по всему миру и даже диктовать свои условия западным импресарио.

В статье для канадского журнала La Scena Musicale известный музыкальный журналист Норман Лебрехт пишет, что во время переговоров с Лилиан Хоххаузер относительно гастролей Мариинского театра в «Ковент-Гардене» летом 2006 года Валерий Гергиев хотел представить программу, посвященную столетию Дмитрия Шостаковича. По словам Лебрехта, г-жа Хоххаузер возразила на это, что две предложенные постановки Мариинского театра, «Леди Макбет Мценского уезда» и «Нос», будут конкурировать с существующими постановками Королевской оперы, что окажется по меньшей мере неучтивым, но шеф Мариинки остался непреклонен».

В результате на сцене «Ковент-Гардена» с 25 июля по 19 августа 2006 года будет выступать труппа Большого театра, приглашенная Лилиан и Виктором Хоххаузерами. В то же время, с 20 по 29 июля, труппа Мариинского театра выступит на сцене лондонского театра «Колизеум». Валерий Гергиев представит там фестиваль «Шостакович на сцене».

Надежды Гергиева питают

Валерий Гергиев (фото ИТАР-ТАСС)
Валерий Гергиев (фото ИТАР-ТАСС)

Сам Гергиев говорит об этом так: «Несмотря на то что у нас была возможность вернуться этим летом в Лондон с тем, чтобы снова показать наш традиционный репертуар в «Ковент-Гардене», я не верю в то, что Лондон ждет или хочет этого от Мариинского театра. С художественной точки зрения нам интереснее представить фестиваль, в программу которого войдут театральные работы Шостаковича, а мне лично очень импонирует возможность снова выступить в «Колизеуме».

В интервью английской газете The Independent Гергиев выразил надежду, что гастроли обеих трупп будут удачными, и сказал, что не думает, что между двумя театрами существует соперничество.

Правда, сразу после этого он добавил: «Я не хочу комментировать качество. Думаю, вы все увидите сами. Хотя мы делаем намного больше записей с симфоническим оркестром, на один концерт Большого театра приходится, может быть, десять наших концертов, к тому же мы регулярно играем, например, в «Карнеги-холл» и в лондонском зале «Барбикан». Я не хочу сказать, что мы лучше, – просто это совершенно другая организация работы».

Кроме уже упоминавшихся опер Шостаковича, Мариинский театр покажет в Лондоне музыкальную комедию «Москва, Черемушки». Балетная часть программы будет состоять из балетов «Золотой век» в постановке Игоря Маркова, специально заказанной Мариинским театром к 100-летию Шостаковича, балета «Клоп», поставленного в 1962 году Леонидом Якобсоном, а также балета на музыку Седьмой («Ленинградской») симфонии Шостаковича в постановке, сделанной в 1961 году Игорем Бельским.

Соперники на пуантах

Сцена из балета Большого театра «Золушка» (фото Дамир Юсупов/Большой театр)
Сцена из балета Большого театра «Золушка» (фото Дамир Юсупов/Большой театр)

Большой театр представит в Лондоне свои новые балетные постановки. Среди них недавняя премьера – «Золушка» Прокофьева в постановке Юрия Посохова, «Пиковая дама» Ролана Пети, «Светлый ручей» Алексея Ратманского, получивший отличную прессу в Париже и Нью-Йорке. В репертуар гастролей также войдут уже известные английским зрителям балеты «Лебединое озеро», «Дон Кихот» и «Дочь фараона».

Программы гастролей обоих театров составлены так, что в тот момент, когда Мариинский театр будет показывать свои оперные постановки, Большого театра еще не будет в городе, а когда в театре «Колизеум» перейдут к балетам, Большой в «Ковент-Гардене» начнет оперную часть своих гастролей. Но даже если «войны касс» в Лондоне этим летом и не произойдет, как публика неизбежно станет сравнивать два театра.

В случае с балетными спектаклями сравнивать придется не только конкретные постановки и конкретных танцовщиков, но и в целом две балетные школы.

Исторически складывалось так, что многие танцовщики, начинавшие в Ленинграде на сцене тогда еще Кировского театра, впоследствии начинали выступать в составе труппы Большого театра и в настоящее время составляют славу московской балетной школы (достаточно назвать такие имена, как Марина Семенова, Галина Уланова или Людмила Семеняка, а в наше время – Светлана Захарова). И все же до сих пор считается, что танцовщикам московской школы скорее присущи масштаб и страсть, в то время как питерцы более лиричны и элегантны. Интересно, какое мнение выскажут на этот счет английские знатоки балета.

Кто громче?

Сцена из оперы Мариинского театра «Хованщина» (www.mariinsky.ru)
Сцена из оперы Мариинского театра «Хованщина» (www.mariinsky.ru)

Что касается оперы, то здесь противостояние, видимо, окажется еще более жестким.

В последнее десятилетие Валерий Гергиев и Мариинский театр фактически обладали монополией на «аутентичное» исполнение русских опер на Западе, свидетельством чему – полка с оперными записями в любом крупном музыкальном магазине. В свое время, кстати, Мариинский театр купил у Большого старые декорации к опере Мусоргского «Хованщина», которые последнему в тот момент внезапно оказались не нужны, успешно объехал с этой постановкой весь мир и даже сделал видеозапись оперы.

Вместе с тем Мариинский театр почти не вывозит на гастроли своего «Бориса Годунова», а для Большого театра этот спектакль – одна из визитных карточек с давних времен. Питерская постановка «Огненного ангела» хорошо знакома западным зрителям, но постановка этой оперы в Большом – одна из самых удачных оперных работ театра последнего времени.

Победит искусство

Правда, соперничество будет идти не только на уровне постановок, но и на уровне качества артистических сил и художественных решений.

Мощному темпераменту, богатству красок и тембров, почти всегда присущим интерпретациям Гергиева, Александр Ведерников может противопоставить присущие его стилю невозмутимость, вдумчивые размышления и аккуратное «матовое» звучание оркестра.

Конкуренция в музыкальном мире вещь неизбежная и даже в какой-то степени полезная. Правда, говоря о предстоящем прямом противоборстве двух российских театров на чужой территории, многие, помимо всего прочего, задаются вопросом: кому выгодно такое противоборство и к каким последствиям оно может привести? Иначе говоря, является ли совпадение сроков выступлений Большого и Мариинки случайностью или это было заранее спланировано?

Вряд ли мы узнаем ответы на эти вопросы. А вот на чьей стороне окажутся симпатии англичан в данном конкретном случае, выяснится уже очень скоро.

..............