Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
3 комментарияДмитрий Дробницкий: Мировой порядок Дональда Трампа
27 апреля в Вашингтоне Дональд Трамп изложил основы своей внешнеполитической программы. И, надо сказать, это была одна из самых впечатляющих речей кандидатов в президенты США за последние десятилетия.
Долгое время мейнстримные американские СМИ рисовали главную звезду американского политического сезона – 2016 Дональда Трампа как кандидата без внешнеполитической программы, а стало быть, как человека, который не готов стать президентом США.
Реализм вернулся в американскую политику. И это главное
До недавнего времени Трамп и правда отделывался достаточно общими заявлениями о принципах международной политики, которой будет придерживаться его администрация, если его 8 ноября 2016 года изберут на высший государственный пост.
Кого-то эти заявления радовали (включая нас с вами), кого-то пугали (от американских неоконов до саудовских принцев), кого-то оставляли в недоумении: что же все-таки будет делать этот бунтарь, если доберется до Овального кабинета?
Надо сказать, что ни Хиллари Клинтон, которую почему-то до сих пор считают фаворитом данной президентской гонки, ни соперники Трампа по республиканским праймериз также не радовали ни избирателей, ни мировую общественность откровениями о своих планах относительно внешней политики.
Были грозные заявления, были дежурные фразы, но что конкретно будет делать, скажем, Тед Круз, Берни Сандерс или Хиллари Клинтон на Ближнем Востоке, в Европе, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, мы не услышали до сих пор.
Трамп четко обозначает пять главных «слабостей» Америки (фото: Bill Shettle/Zuma/Global Look Press)
|
Да что там! Однажды на дебатах Хиллари задали простой вопрос (она ведь все-таки внешней политикой ведала четыре года!): «Каковы ваши отношения с Путиным?» Экс-госсекретарь мялась и мямлила секунд пятнадцать, чем вызвала и смех зала, и недоумение модератора.
И я бы не стал этому удивляться. Американская внешняя политика находится на перепутье. И Трамп тому самое лучшее подтверждение.
Пару-тройку десятилетий и в нашей, и в американской экспертной среде широко было распространено мнение, что выборы выигрывает экономика. И только она. А уж кто там как поговорит с лидерами России, Китая, Ирана или Германии – тридесятое дело. Однако же весь остальной мир именно это и беспокоило.
Этому самому всему остальному миру не было никакого дела ни до растущих расходов на социальные программы в США, ни до американской налоговой системы, ни до состояния инфраструктуры их городов.
После окончания холодной войны политический правящий класс Соединенных Штатов оказался в крайне сложном положении. Граждане требовали улучшения их материального положения (с Россией мы теперь не воюем, не так ли?), союзники – особого к себе отношения и соответствующих дивидендов (мы ведь вам помогли тогда, правда?), а бывшие противники – дружбы со всеми вытекающими (мы вольемся в вашу глобализацию, вы ведь этого хотели? ну так и нас не обидьте!).
Неспособность застрявших в парадигме холодной войны советников Клинтонов и Бушей разложить этот пасьянс – а точнее, сделать наконец вывод, что этот пасьянс в принципе не раскладывается – и привел к появлению на политической сцене США такой фигуры, как Дональд Трамп.
Может быть, его соперники и выглядят более презентабельно и мастито, вот только связную внешнеполитическую программу на ближайшее как минимум десятилетие предложил именно он.
27 апреля в отеле «Мэйфлауэр» в Вашингтоне (Федеральный округ Колумбия) состоялось весьма представительное собрание международных экспертов под эгидой влиятельнейшего издания National Interest, где Трамп в своем выступлении и изложил основы своей внешнеполитической программы, как и обещал еще три месяца назад. И, надо сказать, это была одна из самых впечатляющих речей кандидатов в президенты США за последние десятилетия.
#{smallinfographicright=755119}Противники Трампа уже принялись ругать эту программу, искать в ней «блох», передергивать исторические аналогии и клеймить, клеймить, клеймить так некстати ставшего лидером гонки бунтаря... Но это не отменяет того факта, что Дональд Трамп на сегодняшний день является единственным кандидатом в президенты США, который сделал две вещи: 1) действительно обнародовал свою внешнеполитическую программу и 2) объяснил и американцам, и жителям других стран, как жить в нашем теперешнем «прекрасном новом мире».
Не то чтобы «мир Трампа» мне очень нравился... Нет. Но мир этот хотя бы не напоминает антиутопии англосаксонских писателей-фантастов, которые каждый раз мерещатся, когда читаешь издания, поддерживавшие вышедших с божьей помощью из гонки Джеба Буша и Марко Рубио, или речи экс-госсекретаря Хиллари Клинтон.
Да, в своей речи Трамп повторил благоглупости о том, что Америка спасла мир от нацизма, а потом победила в холодной войне. Ужас какой, правда? Ну а что он должен был сказать?
Что Америка проиграла холодную войну? Или что он немеет перед СССР и его ролью во Второй мировой? На выборах в США? Вы серьезно? Может быть, ему еще следовало сказать, что он, как только станет президентом, распустит Соединенные Штаты?
Давайте все же серьезно.
А самое серьезное в речи Трампа было то, что он считает необходимым возврат к принципу «Америка прежде всего» (America First). Этот принцип в 1940-е исповедовали американские изоляционисты. Мадлен Олбрайт, поддерживающая на этих выборах Хиллари, уже обрушилась на Трампа за America First – мол, помнит ли он, что тогда этот лозунг играл на руку нацистам...
Однако сейчас, что бы ни говорила Олбрайт, этот лозунг играет на руку Трампу, который в своей речи довольно доходчиво объяснил американцам, отчего же они так плохо (ну, по их меркам) живут после холодной войны, почему в мире так неспокойно, и связал эти два факта между собой.
Пожалуй, самое время привести первую цитату из речи Дональда: «К сожалению, после холодной войны наша внешняя политика сбилась с курса. Мы не смогли развить новое видение для нового времени». И далее: «Все неприятности начались с того, что мы приняли на вооружение опасную идею о том, что мы можем построить подобие западных демократий в странах, которые или не готовы, или не хотят стать западными демократиями».
И это прямой упрек неоконсерваторам, которые считают, что главной функцией Америки является распространение демократии по всему миру. Неоконам также адресован и следующий фрагмент: «Я хочу построить такую систему международных отношений, которая проживет десятилетия. Поэтому я буду нанимать талантливых экспертов, у которых есть новые подходы и хорошие идеи... вместо того, чтобы окружать себя людьми с превосходными резюме, в которых, если говорить честно, нет ничего, кроме вины за длинную историю провальной политики и проигранных войн».
Трамп четко обозначает пять главных «слабостей» Америки в современном мире (если смотреть с их колокольни): 1) распыленность ресурсов, 2) невыполнение союзниками своих обещаний, 3) невнятность американских гарантий «друзьям» (если уж они обозначены в качестве друзей), 4) неуважение со стороны противников, и самое главное (5) – отсутствие четкого понимания внешнеполитических целей и задач США.
И действительно, почему мастер какого-нибудь механического производства (потихоньку переводимого в Китай) где-нибудь в Теннесси или Огайо должен «понимать важность» того или иного действия властей на международной арене, если оно идет вразрез с его интересами? Ведь речь не об охране границ государства идет, правда?
Вот что по данному поводу скзал Трамп: «Многие американцы недоумевают, почему многие наши политики более заинтересованы в охране границ других государств, нежели границ наших.
Граждане Америки должны быть уверены: мы снова ставим их на первое место. В торговле, в вопросах иммиграции, во внешнеполитических вопросах – рабочие места, доходы и безопасность американского человека труда будут нашими приоритетами».
Дональд также вынес приговор глобализации: «Мы больше не будем плясать под фальшивую дудку глобализма. Национальное государство по-прежнему остается реальным фундаментом нашего счастья и гармонии. Я скептически отношусь к международным союзам, которые связывают нас долгосрочными обязательствами и негативно влияют на Америку».
После вступления в должность президента США Дональд Трамп собирается провести «важнейшие саммиты» со странами – членами НАТО, а также с азиатскими союзниками.
Он еще раз повторил, что НАТО как реликт холодной войны устарело, и заранее потребовал от всех союзников США перепрофилироваться на борьбу с международным терроризмом вместо «ориентации на старые цели прошлого века».
А вот что сказал Трамп о России: «Я верю в то, что снижение напряженности и улучшение отношений с Россией – да, с позиции силы (формула Рейгана, которую Трамп решил не отбрасывать) – возможно. Здравый смысл подсказывает, что нынешний период вражды должен закончиться».
Но далее: «Многие эксперты утверждают, что с русскими невозможно договориться. Что ж, я это проверю. Если будет невозможно достичь хорошей сделки для Америки, я встану и покину стол переговоров».
И вот еще одна примечательная цитата: «Как президент я не буду колебаться в случае, если применение военной силы будет единственной опцией. Однако если Америка вступает в драку, она должна побеждать.Я никогда не пошлю наших лучших людей на бойню, если только нет другого выхода и если нет четкого плана победы. Наша цель – мир и процветание, а не война и хаос. И достичь ее можно только благодаря дисциплинированной, целенаправленной и последовательной внешней политике».
На мой взгляд, это лучшая внешнеполитическая речь кандидата в президенты США со времен Рональда Рейгана. Она дает четкое понимание связи между внешней политикой и повседневной жизнью американцев.
Я бы сказал: реализм вернулся в американскую политику. И это главное.
Да, Трамп не отказывается от американских стереотипов об «исключительности» и «незаменимости» США. Ну так и мы от таких же «стереотипов» в отношении своей страны, я надеюсь, не откажемся.
Одним словом, если Трамп все-таки станет президентом Соединенных Штатов, в мире найдутся люди, которые после сложных переговоров и непростых торгов смогут наконец разрулить взаимные противоречия и усмирить тот хаос, который стал, увы, неизбежным следствием холодной войны.