Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевДмитрий Дробницкий: Интернационал антиглобалистов. Начало
Если антиглобалистский интернационал добьется сколь-нибудь осязаемых успехов, его лидеров немедленно обвинят в том, что они «агенты Кремля». Начнут с Аррона Бэнкса – у него ведь жена русская. Катей зовут...
23 июня 2016 года граждане Британии проголосовали за выход страны из Европейского союза. Так называемый Brexit свершился.
Содружество политиков, спонсоров и политтехнологов, которые добиваются того, чтобы в будущем было поменьше содружеств и союзов
На следующий день лидер Партии независимости Соединенного Королевства (UKIP) выступил с пламенной речью, в которой предложил считать эту дату Днем независимости Великобритании. Чуть позже он неожиданно заявил о своей отставке с поста главы UKIP.
24 июня на Туманный Альбион прибыл Дональд Трамп. Формальным поводом было открытие построенного его компанией гольф-курорта в Шотландии, но практически ни у кого не было сомнений в том, что этот визит носил политический характер. Да и антураж мероприятия говорил сам за себя: сам Большой Дональд, его сподвижники и персонал курорта – все надели бейсболки с лозунгом "Make America Great Again!".
Выступая перед гостями и прессой, Трамп произнес зажигательную речь, в которой он, в частности, сказал: «Сегодня британцы вернули себе свою независимость. Этой осенью мы собираемся сделать то же самое в Америке».
Политический официоз и мейнстримная пресса Соединенного Королевства встретили его весьма холодно. Сторонники Brexit, особенно из числа правящей партии тори, были весьма осторожны в высказываниях, но по другую сторону Атлантики уже начиналась паника: всем было очевидно, что «невозможное» решение британцев придает кампании Трампа новый импульс.
А уже в августе Найджел Фарадж впервые появился на предвыборном митинге Большого Дональда, призывая сторонников несистемного республиканца не верить СМИ, не обращать внимания на рейтинги и продолжать борьбу с такой же стойкостью, какую проявили «простые люди Британии».
Сегодня Фарадж по-прежнему находится в США, дает интервью и агитирует за Трампа. Он также постоянно работает с его командой над подготовкой и проведением предвыборных дебатов. К нему недавно присоединился Стив Хилтон, бывший советник экс-премьера Дэвида Кэмерона, разошедшийся со своим боссом по вопросу членства в ЕС.
Трамп и Бэнкс весьма заинтересовались перспективами сотрудничества (фото: Ron Sachs/ZUMA/Global Look Press)
|
Хилтон сегодня возглавляет в Силиконовой долине компанию Crowdpac, специализирующуюся на компьютерной обработке социологических и политических данных. В интервью телеканалу Fox News он, как и Фарадж, призвал американцев не спешить верить рейтингам, ссылаясь не только на опыт британского референдума, но и на наработки своей фирмы.
В речах Трампа в последнее время зазвучали уже известные нам по Brexit-кампании мотивы о Дне независимости (и это несмотря на то, что в Америке уже есть праздник с таким же названием), о возвращении контроля над страной и окончательном цивилизационном выборе.
Выступая перед сторонниками в Палм-Бич (штат Флорида) 13 октября, Большой Дональд провозгласил с трибуны:
«Это момент истины для нашего общества и всей цивилизации. Это не просто выборы на следующие четыре года. Это распутье истории нашей цивилизации. От выбранной дороги зависит, сможет ли народ вернуть себе контроль над правительством». И далее: «Наш День независимости близок. Он наступит 8 ноября!»
Что ж, не просто так приехали гости с Туманного Альбиона к американскому политику, открыто поддержавшему выход Соединенного Королевства из состава ЕС. Их помощь становится зримой и осязаемой.
Мало кто знает, что сотрудничество американских и британских антиглобалистов началось еще в 2015 году и что их планы простираются дальше 8 ноября 2016 года.
* * *
В сентябре 2015 года кампания за выход из состава Великобритании находилась в серьезном кризисе. За Brexit выступали сразу несколько общественно-политических групп. Официальную кампанию вела группа Vote Leave. Многие другие группы, разделенные по партийному и территориальному признаку, вели свои, неофициальные кампании.
Против выхода из ЕС выступали правительство Кэмерона, значительная часть тори в палате общин, а также подавляющее большинство лейбористов и либеральных демократов. На их стороне были медиа и значительный административный ресурс. Исключение составлял лишь Лондон, где большой популярностью пользовался мэр-евроскептик Борис Джонсон.
Один из главных спонсоров UKIP, предприниматель Аррон Бэнкс, утверждал, что под зонтиком основных политических партий добиться Brexit не получится. Он ратовал за народную, от-корней-травы кампанию. В какой-то момент он заявил со всей решительностью, что не готов тратить свои деньги на очередной спор тори и лейбористов.
- Советник Трампа заявил о совпадении интересов России и США
- Штаб Клинтон отреагировал на слова Путина об ожиданиях от Трампа
- WikiLeaks опубликовала девятую часть писем главы штаба Клинтон
- Ренци обвинил страны ЕС в эгоизме при решении проблемы миграции
- Кандидат в президенты Австрии призвал Европу одинаково относиться к США и России
- Австрия раскритиковала Меркель за политику в отношении беженцев
Вместе со своим другом, бизнесменом Ричардом Тайсом Бэнкс провел ребрендинг одной из небольших неофициальных агитационных групп под названием The Know, которая была переименована в Leave.EU и благодаря спонсорским пожертвованиям Тайса, Бэнкса и их друзей быстро стала вровень с Vote Leave.
Однако для перелома одних только денег было недостаточно. Требовалось существенное изменение тактики. Ричард Тайс, чья фирма специализировалась на недвижимости и девелопменте, первый обратил внимание соратников на своего американского коллегу Дональда Трампа. Бэнкс моментально понял, что вот он, пример низовой, по-настоящему народной кампании, противостоящей и мейнстримным медиа, и политическому истеблишменту.
Некоторое время понаблюдав за тем, как работает штаб Большого Дональда, Аррон решил, что необходимо перенимать опыт американских коллег. Но времени было в обрез. И тогда опальный консерватор Стив Хилтон предложил использовать консалтинговую фирму с опытом проведения крупных кампаний в США, но со знанием британской специфики.
Этим требованиям полностью удовлетворяла контора Goddard Gunster, Inc., которая в 2012 году открыла филиал в Великобритании. Ее соучредитель Джерри Ганстер настолько заинтересовался проектом, что решил лично возглавить штаб Leave.EU.
Он радикально поменял подход к агитации. Собрав глав региональных отделений и активистов, он произнес знаменитую речь, которую сразу же окрестили «На фиг факты» (на самом деле выражение было покрепче) – и позже, когда она стала достоянием общественности, даже пытались использовать против сторонников Brexit, вырывая из контекста отдельные фразы.
Ганстер, в частности, сказал:
«Если вы хотите победить, перестаньте сыпать цифрами и фактами. Вы только путаете людей. Медийная машина перевернет ваши факты так и эдак. Так что на фиг факты! Людей тошнит от фактов. Вы должны найти эмоциональный контакт с избирателем. Именно этого до сих пор не добились обе официальные кампании (сторонников и противников Brexit). На фиг факты, начните разговаривать с людьми, слушать их, станьте их плечом, станьте им добрым другом в их несчастьях».
Джерри Ганстер привлек для работы на Leave.EU консультанта-психолога Пола Маккену, которого в США часто называли «гипнотизером». Это прозвище так прилипло к нему, что даже солидные издания стали называть его hypnotist безо всяких кавычек, как если бы гипноз был его профессией. На самом деле Маккена – широко известный тренер по ораторскому искусству и специалист по мемам.
Именно он придумал три главных мема* Brexit: «Как насчет вернуть себе контроль?», «День независимости» и «перепутье истории», которые оказались очень действенными.
* * *
В январе 2016 года на своем предвыборном митинге во Флориде Дональд Трамп прочитал своим сторонникам текст песни «Коварная змея», написанной соул-исполнителем Алом Уилсоном.
Сюжет притчи Уилсона весьма незатейлив. Женщина нашла на дороге полузамерзшую змею. Та стала умолять взять ее домой и спасти от холодной смерти. Героиня песни пожалела змею, принесла ее домой, отогрела, поцеловала и была укушена. Когда же спасительница в агонии воскликнула, мол, как же так, коварная змея ответила, что женщина сама виновата, поскольку с самого начала знала, кого принесла в свой дом.
Трамп использовал этот текст как метафорическое описание того, что произойдет с Западом, если он продолжит бесконтрольно допускать на свою территорию беженцев с Ближнего Востока. И, надо сказать, он прочел стих довольно выразительно и, я бы сказал, артистично.
Джерри Ганстер заставил прослушать запись этого фрагмента речи Большого Дональда практически каждого сотрудника штаба. «Это надо использовать, ребята, – сказал Ганстер. – Поработайте над клипом. А я договорюсь с американцами».
Договориться удалось к апрелю. По социальным сетям разлетелся видеоролик, где показаны мигранты, рвущиеся в Европу и устраивающие там погромы и нападения на женщин – все это как бы комментирует Дональд Трамп, читая текст песни Ала Уилсона.
Слова «ты знала, что я змея» приходятся на видеоряд с головорезами ИГИЛ.
Разумеется, одним лишь интернет-роликом дело не ограничилось.
Трамп и Бэнкс весьма заинтересовались перспективами сотрудничества. Большому Дональду нужно было поправить свое реноме в Европе и показать своим сторонникам, что у них есть друзья за границей, а Бэнкс хотел побольше узнать об американской политике и надеялся найти себе новых союзников.
В мае при посредничестве Goddard Gunster, Inc. Аррон Бэнкс провел в США несколько встреч с представителями влиятельных мозговых центров, включая Институт Катона, Атлантический Совет и хорошо известный у нас Heritage Foundation.
Британского гостя выслушали вежливо и внимательно, но на большинство американских экспертов он не произвел впечатления. Одним из немногих, кто горячо поддержал Бэнкса, был бывший посол США в ООН Джон Болтон, в то время – активный сторонник Дональда Трампа и претендент на высокий пост в его возможной будущей администрации.
Позже он резко негативно высказался об оценке Трампом роли НАТО, и их отношения с республиканским кандидатом несколько охладели, однако в мае, когда спонсор Leave.EU искал контакты в Вашингтоне, Болтон и Большой Дональд были союзниками.
Аррон Бэнкс вернулся в Британию с твердым убеждением, что работать с так называемыми системными политиками практически бессмысленно. Найджел Фарадж позже вспоминал, как Бэнкс отозвался о вашингтонской экспертократии весьма нелестно, заявив, что они «так же далеки от чаяний людей, как и Кэмерон». Напротив, о Трампе он говорил восторженно.
До сих пор доподлинно неизвестно, встретился ли серый кардинал Brexit лично с Дональдом Трампом или он проникся к нему симпатией в ходе бесед с Болтоном, но сотрудничество британских и американских антиглобалистов поднялось на новый уровень. Некоторое время спустя были согласованы визит Трампа в Соединенное Королевство и командировка Найджела Фараджа в США.
В июле 2016 года Аррон Бэнкс заявил, что планирует организовать новую партию «на базе Leave.EU и вместо UKIP», как он это сформулировал в интервью корреспонденту BBC. Почему «вместо UKIP», стало понятно довольно быстро. После первого же совместного митинга Найджела Фараджа и Дональда Трампа новые лидеры Партии независимости стали критиковать своего бывшего босса.
Также стало понятно, что Фарадж поехал в Штаты не только помогать Трампу, но и набираться опыта.
* * *
Еще в июле Найджел Фарадж заявил, что, «закончив миссию в США», он планирует европейский тур для обмена опытом и помощи другим «движениям за независимость».
Американское издание Politico провело короткое расследование и довольно быстро узнало о контактах Leave.EU с итальянской партией евроскептиков «Пять звезд». В сентябре на его страницах появилась статья «UKIP планирует вторжение на континент», которая начиналась словами: «У Аррона Бэнкса есть сообщение, от которого похолодеет в груди у каждого еврократа».
Название партии UKIP приведено изданием лишь по причине его узнаваемости в США. В действительности речь идет о распространении опыта Leave.EU на другие страны, в которых возможно протестное голосование.
Бэнкс не стал скрывать от Politico, что следующей целью его движения, возможно, станет помощь итальянским товарищам из партии «Пять звезд». 4 декабря в Италии состоится референдум о реформе Сената. Эту реформу политический истеблишмент активно проталкивает с двумя целями – снизить влияние Сената, где значительное количество мест занято евроскептиками, а также сделать юридически затруднительным выход страны из состава ЕС.Премьер-министр Маттео Ренци призвал на помощь американского специалиста Джима Мессину, который в 2008 и 2012 гг. работал в предвыборном штабе Барака Обамы. Мессина возглавит штаб кампании «Да».
Кампанию «Нет» сейчас ведут в основном сторонники «Пяти звезд», однако, как теперь становится понятно, им на помощь спешат друзья из Британии, и не исключено, что из Америки. Во всяком случае Стив Хилтон и Джерри Ганстер вполне могут вступить в борьбу с бывшим обамовским стратегом.
Одновременно с итальянским референдумом пройдут повторные президентские выборы в Австрии, где большие шансы на победу имеет представитель Партии свободы (FPO), евроскептик Норберт Хофер. Вряд ли лидеры «Пяти звезд» и FPO упустят возможность посотрудничать и поддержать друг друга, особенно если Аррон Бэнкс и его сподвижники предложат им работающую электоральную технологию.
А в 2017 году – президентские выборы во Франции...
Сегодня сложно сказать, как будет работать такая сложная конструкция – содружество политиков, спонсоров и политтехнологов, которые добиваются того, чтобы в будущем было поменьше содружеств и союзов. Да и политические программы у этих людей разные.
Стив Хилтон придерживается правых экономических убеждений, итальянские евроскептики – скорее левых, Фарадж пытается спасти британскую систему здравоохранения от приватизации, Трамп считает, что спасение американской страховой медицины – в конкуренции как можно большего количества частных клиник и страховых компаний.
Одно можно сказать с определенностью. Если антиглобалистский интернационал добьется сколь-нибудь осязаемых успехов, его лидеров немедленно обвинят в том, что они «агенты Кремля». Начнут с Аррона Бэнкса – у него ведь жена русская. Катей зовут...
Одно заключительное замечание.
Евросоюз и прочие наднациональные структуры в свое время создавались под лозунгом предотвращения новых войн между цивилизованными странами.
То, что антиглобалисты начинают сотрудничать уже сегодня, на мой взгляд, является залогом того, что возведение новых барьеров между национальными государствами будет вестись разумно, а в ходе дальнейших переговоров о судьбах мира будут проявлены сдержанность и понимание общей ответственности.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента