30 июля, суббота  |  Последнее обновление — 20:44  |  vz.ru

Сергей Худиев

 
Православный публицист, радиоведущий. Родился в 1969 году, в 1992 принял Святое Крещение и присоединится к Русской Православной Церкви. Постоянный обозреватель радио «Радонеж», радио «Вера», радио «Теос», публикуется на порталах «Православие и мир», «Православие.ру», сотрудничал с журналом «Фома» и «Альфа и Омега». Автор книг «Об уверенности в спасении» (2000), «Христианство: трудные вопросы» (2003) (в соавторстве с Ольгой Брилевой и Михаилом Логачевым), «О вещах простых и ясных» (2011) (в соавторстве с Мариной Журинской), и «Как доказать, что Бог существует. Краткое введение в Апологетику» (2012)

Мнения

Общим местом стало утверждение, что американский «трампизм» и английский Brexit – явления одного порядка. Но когда я читал о бывших английских шахтерах и металлургах, то было трудно отделаться от другой ассоциации.
Обсуждение: 13 комментариев

Разговор из журнала «Афиша» будто придуман для продолжения булгаковской сцены из «Мастера и Маргариты» на Патриарших прудах. И Воланд уже поражался бы не воинствующему атеизму, а социальному расизму обитателей «Патриков».
Обсуждение: 34 комментария

В современной России нет имени более знатного, чем «академик РАН». Сто лет назад в России вырезали старую аристократию. И теперь иного кандидата на вакантное место – кроме русских ученых – просто нет.
Обсуждение: 97 комментариев

Как найти психически неуравновешенного арабского гастарбайтера, готового расстаться с жизнью? Может, как и в других случаях, через социальные сети? Механизм тот же, что и у подростков-самоубийц.
Обсуждение: 53 комментария

В связи с очередным обострением антироссийской пропаганды на Западе все желающие имеют возможность наблюдать весьма любопытный сдвиг в образе России, который рисуют наши «партнеры».
Обсуждение: 56 комментариев


Когда я только писать про наше путешествие в Крым, меня спросили – мол, а где же пальма и прочая экзотика, которая возникает перед глазами при словах «отдых в Крыму». Так я поняла, что вопрос требует детального объяснения.
Обсуждение: 93 комментария

Сергей Худиев: Пусть приползут на коленях и ползают, и ползают, и ползают

19 января 2016, 10:00
Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Горькое оскорбление, которое недавно потерпели наши западники от украинских националистов, в ряде отношений показательно. Началось все со случая с Настей Леоновой, россиянкой, которая боролась с Путиным.

Она поехала на Украину помогать, сошлась с какими-то уж слишком крутыми патриотами, которым и Порошенко – зрадник, из-за чего (видимо) ее арестовала СБУ.

«Пусть приползут на коленях и ползают, и ползают, и ползают»

Аркадий Бабченко (и иные наши западники и симпатизанты киевских властей) на это огорчились, после чего украинские патриоты (в самых откровенных выражениях) объяснили им место, которое они занимают в их картине мира, на что наши европейцы огорчились еще больше.

Бабченко даже от огорчения сказал, что это такой же «русский мир», только в вышиванке. Оказывается, те уродливые черты, которые он усматривал в русских патриотах, с не меньшей силой проступают в украинских.

В ответ на эти горькие недоумения известный украинский патриотический журналист Виталий Портников выступил с колонкой под названием «К Друзьям-Москалям», в которой посоветовал огорченным московским западникам следующее:

«Важно, чтобы у вас возникло именно это желание, хотя бы мысленно – постоять на коленях у могилы каждого украинского парня, каждой девушки, загубленных вашим безумным государством. Только это желание. Никаких других. Не нужно учить нас жизни, радоваться нашим пейзажам и продуктам. Не нужно приезжать к нам на форумы интеллигенции и рассказывать нам о коррупции. Нам нужно от вас только это, поймите».

Понятно, что это «на колени, несчастные!» только углубило горькое недоумение наших западников; попробуем его разъяснить.

Это «на колени, несчастные!» только углубило горькое недоумение наших западников
Это «на колени, несчастные!» только углубило горькое недоумение наших западников

Чтобы сплотить людей, им надо дать какие-то общие переживания – исторические, культурные или религиозные. Иногда процесс формирования таких переживаний происходит стихийно, иногда – сознательно направляется. Поэтому во многих странах существуют (и приобретают большой размах) дни, когда чествуются национальные святые, поэты, композиторы или ученые. В России, как мы видим, большой размах получило чествование воинов Великой Отечественной войны – люди пережили глубокое чувство сплоченности во время акции «Бессмертный полк».

Эти общие переживания могут носить разный характер – позитивный или негативный. Их можно обозначить как культ Победы и культ Обиды. В позитивном случае люди переживают свою принадлежность к общим победам и достижениям, чему-то славному, что внушает гордость и самоуважение. Победе над страшным врагом, достижениями в области культуры или науки. Для этих переживаний враждебность к кому-то не является принципиальной и чаще всего просто отсутствует – русским, празднующим День Победы, обычно в голову не приходит предъявлять претензии современным немцам. Поскольку они видят себя победившей стороной, они не предъявляют счетов к оплате.

Но возможны и негативные общие переживания – память о поражениях, обидах, несправедливостях и преступлениях, жертвами которых стали наши предки или люди, с которыми мы себя отождествляем. В этом случае люди более склонны сохранять, лелеять и поддерживать негативные чувства к своим реальным или предполагаемым обидчикам (и их наследникам), предъявлять счета и гневно требовать их оплаты. Мы – жертвы страшных преступлений; обидчики и их наследники должны нам за них платить.

В национальном сознании обычно присутствуют оба переживания, с преобладанием чего-то одного. Иногда в качестве идеального примера негативного общего переживания, культа Обиды, существенного для национальной идентичности, приводят Холокост. Но для Израиля это не совсем верно. Образ, в котором чаще всего видят себя израильтяне, – это образ позитивный.

Не «мы народ несчастных беззащитных жертв», а «мы народ, который злодеи со времен ассириян и вавилонян стремились истребить, но у них не вышло, мы создали государство, превратили пустыню в цветущий сад, отбились и продолжаем успешно отбиваться от многочисленных врагов». «Образ жертвы» не работает на созидание – горькие обиды на мир, даже вполне обоснованные, не могут принести никаких добрых плодов ни в случае отдельных людей, ни в случае народов.

Украинский национализм с самого начала формируется с сильным преобладанием негативной составляющей. Этому есть достаточно понятные причины. Националисты остро переживают угрозу утраты национальной идентичности в результате языковой и культурной ассимиляции со стороны русских. Потому мотив отталкивания от всего русского тут понятен; мол, будем остро помнить, что мы – отдельный народ, и беречь свою инаковость.

Это подчеркивание инаковости плавно переходит во враждебность – русские не только иные, они чужие и враги. Но тут оказывается, что большинство достижений украинского народа относятся к периоду, когда Украина входила сначала в Российскую империю, потом в СССР. Так уж исторически сложилось. Украинские ученые или писатели, как правило, воспринимали себя – и воспринимались другими – в качестве русских. Украинские воины внесли, несомненно, выдающийся вклад в победу над нацизмом, но в составе Красной армии.

Националистическая версия истории, которая рассматривает все время после Переяславской Рады как эпоху жестокого порабощения, от всех этих достижений отказывается – и оказывается примерно в том же положении, в каком оказались бы русские, объявив весь период, начиная с реформ Петра Великого и до распада СССР, временем, когда русский народ был порабощен какими-то чужаками, с которыми он не имеет ничего общего и победы и достижения которых ему не принадлежат.

В ситуации, когда все достижения Российской империи (и уж тем более СССР) для националистов ни в коем случае не могут являться достижениями украинцев, общими переживаниями, на которых строится нация, неизбежно оказываются переживания негативные, которые, к тому же, сознательно усиливаются и интерпретируются именно в духе национальной обиды. Так, страшный голод 30-х годов, охвативший ряд регионов СССР, и виновными в котором на Украине признаны украинские же партийные функционеры, интерпретируется как акт геноцида одной нации против другой.

В ситуации зависшей гражданской войны и резкого ухудшения жизни людей их гнев и недовольство необходимо переадресовать кому-то, и это, естественно, все тот же извечный враг и притеснитель, который, конечно же, виноват в текущих бедах, как и во всех остальных.

Непонимание же и обида наших западников связана с тем, что они действительно психологически являются империалистами. Для империалиста у империи есть миссия, если внешний человек обращается в эту миссию, то он свой и даже немного больше, как у нас при позднем СССР немногочисленных американских коммунистов на руках носили. А сейчас в Америке могут сердечно привечать «демократических активистов», относясь к их личным недостаткам с большим снисхождением.

Если варвары признают превосходство нашей империи и желают притечь под ее непобедимые знамена – отлично, добро пожаловать, дорогой зарубежный товарищ. Чужаки, желающие присоединиться к нам, воспринимаются с радостью, они подтверждают верность нашей миссии и ее привлекательность для других.

Империей для наших западников является, конечно, не Россия, а США и – шире – Запад, и они ожидают, что раз они поддерживают империю, их там должны с радостью привечать, что, в общем-то, в отношении самих США и верно. Они ожидают, что украинские националисты, как союзники империи, будут принимать их так же тепло.

Но национализм, особенно с резким преобладанием культа Обиды, устроен по-другому. Для националиста люди, которые его поддерживают в стане врага, отнюдь не делают ему большого одолжения (как они себе думают), они даже не начали выплачивать свой Бесконечный Долг.

Пусть приползут на коленях и ползают, и ползают, и ползают. Доползаться до чего-то позитивного у них, впрочем, нет надежды, потому что ползание означает признание Неоплатного Долга, но никак не его выплату – на то он и Неоплатный. Примирение, отказ от дальнейших претензий и счетов к оплате означало бы отказ от культа Обиды и национализма как такового.

Что, впрочем, в конце концов и произойдет – на культе Обиды невозможно построить жизнеспособную нацию, и пересмотр отношения к периоду, когда украинцы и русские жили в одном государстве, неизбежен.

Нашим же западникам не стоило бы пытаться искать дружбы с наиболее дурными – и исторически проигрывающими – элементами украинского общества. Впрочем, это не те люди, которые склонны прислушиваться к добрым советам.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


Другие мнения

Эдуард Биров: Квартирный вопрос испортил их еще больше

Разговор из журнала «Афиша» будто придуман для продолжения булгаковской сцены из «Мастера и Маргариты» на Патриарших прудах. И Воланд уже поражался бы не воинствующему атеизму, а социальному расизму обитателей «Патриков». Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Вадим Самодуров: ООН в ополченцах Донбасса не видит террористов

ООН сделала ряд важных заявлений по Донбассу. Инсургенты инсургентами, а вы, господа киевляне, будьте добры начать выполнять «Минск-2» – такая риторика на международном уровне находит все больше понимания. Подробности...

Василий Колташов: Конец «вертолетных» денег

Конец «вертолетных» денег, точнее, стратегии их использования, может наступить быстрее, чем рассчитывают некоторые политики в США и ЕС. Им кажется, что сверхдешевый кредит – это временная мера. Но они ошибаются. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Павел Данилин: День больших назначений

В целом по череде назначений от 28 июля можно сказать, что президент произвел точечную настройку госаппарата в нескольких проблемных местах. Такого рода «спецоперации» очевидно придают импульс всей системе госуправления. Подробности...
Обсуждение: 34 комментария

Елена Кондратьева-Сальгеро: Совсем про другое

Французский город Лурд является одним из крупнейших паломнических центров в Западной Европе, привлекающим ежегодно огромное количество людей со всего земного шара. В этот город туристы приезжают, чтобы учиться любить. Подробности...
Обсуждение: 42 комментария

Мария Катасонова: Семь грехов Хиллари Клинтон

Я вышла к американскому посольству в Москве, чтобы объяснить, почему голосовать за Хиллари Клинтон неправильно и опасно не только для Америки, но и для всего мира. Она совершила семь судьбоносных для страны ошибок. Подробности...
Обсуждение: 112 комментариев

Общественное мнение: «СМИ бьются в припадке от вала новостей»

Владимир Путин уволил губернаторов четырех регионов и троих полпредов, а также главу Федеральной таможенной службы. С поста также снят посол России на Украине. Кроме того, президент объединил Крым с Южным федеральным округом. Пользователи соцсетей и эксперты обсуждают причины и последствия масштабных кадровых перестановок. Подробности...
Обсуждение: 43 комментария

Владимир Корнилов: Зурабов всегда все знал

Я помню, как с ним впервые встретился. Было это сразу после победы на выборах Януковича. Зурабов даже вступления не послушал, перебил нас и говорит: «Так, послушайте меня, я все знаю и расскажу вам, что будет». Подробности...
Обсуждение: 119 комментариев

Татьяна Шабаева: В Кремль и на деревню

В современной России нет имени более знатного, чем «академик РАН». Сто лет назад в России вырезали старую аристократию. И теперь иного кандидата на вакантное место – кроме русских ученых – просто нет. Подробности...
Обсуждение: 92 комментария

Евгений Минченко: Никакого перехода на сторону России тут нет

Трамп относительно признания Крыма частью России и снятия санкций с России сказал лишь, что он может рассмотреть эти вопросы (We'll be looking at that). Но никакого перехода на сторону России тут нет. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............