Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевАнтон Крылов: Каждый здесь выживает в одиночку
Португалия является интересным примером для тех, кто уверен, что Евросоюз – это главный филиал рая на Земле и что членство в ЕС автоматически делает государство преуспевающим и богатым. Это не так.
Про Португалию среднестатистический гражданин России знает довольно мало. Первой и, наверное, последней ассоциацией будет портвейн. Человек, увлекающийся футболом, скажет «Криштиану Роналду», но вряд ли сумеет назвать фамилию португальского президента или премьер-министра.
В отличие от Греции, Португалия исправно платит по своим долгам
Самая западная страна континентальной Европы практически не представлена в российских СМИ, и в этом нет ничего странного. Португалия – бедная, ни на что не влияющая страна, но, в отличие от Греции, она исправно платит по своим долгам, потому информационные поводы появляются редко.
Тем не менее Португалия является интересным примером для тех, кто уверен, что Евросоюз – это главный филиал рая на Земле и что членство в ЕС автоматически делает государство преуспевающим и богатым.
В России таких, к счастью, немного, а вот заметное число граждан Украины уже который год пребывают в счастливой уверенности, что близость к Европе неизбежно оборачивается материальным благополучием.
Это не так. Столько нищих, сколько в Португалии, я не видел даже в бывшей португальской колонии Гоа. И в другом индийском штате, коммунистической Керале, тоже не видел.
Премьер-министр Португалии Педру Пасуш Коэлью (фото: Hugo Correia/Reuters)
|
Наверное, по этому показателю Португалию можно сравнить разве что с бывшей советской республикой, также рвущейся в ЕС – Грузией. Суровые португальские храмы из серого камня, кстати, чем-то напоминают грузинские православные церкви.
Такого количества заброшенных домов я не видел даже в Грузии. Во втором по величине городе страны, Порту (том самом, где делают портвейн), на центральных улицах регулярно попадаются заброшенные многоэтажные здания с выбитыми окнами. В столице курортного региона Алгарве Фару – то же самое.
Местный житель, представившийся учителем немецкого языка, сказал, что дело не только в экономическом кризисе, но и в том, что у одного дома может быть много владельцев, которые никак не могут договориться и поделить доставшееся от роственников имущество. При этом учитель немецкого подрабатывал в кафе переводчиком – владелица, как и большинство португальцев, не владеет никаким языком, кроме родного.
По такому формальному показателю, как уровень ВВП на душу населения, Португалия опережает и Грецию, и Польшу, и Венгрию, не говоря уж о странах Прибалтики. ВВП достаточно высокий – но заброшенные дома и нищие возле каждого туристического объекта.
Но ведь Португалия – один из членов – основателей ЕС и НАТО, сохранила нейтралитет во Второй мировой войне, выгодно сотрудничая с обеими сторонами конфликта. Где деньги? Где богатство?
Получается, что членство в ЕС – это вовсе не панацея и не гарантия процветания. Каждый выживает в одиночку, и благополучие Германии или Скандинавии вовсе не распространяется на другие страны Евросоюза.
Так почему же десятки, если не сотни миллионов человек по всему миру уверены, что в Европе реки текут молоком и медом, и если уж твоя страна не в состоянии по географическим или другим причинам стать членом ЕС, то нужно срочно бежать туда, рискуя собственной жизнью и жизнью своих детей?
Причем ведь эта иллюзия опасна не только для тех, кто жертвует своими и чужими жизнями во имя евроинтеграции или за возможность добраться до европейских берегов. Она вредна и самой Европе, вынужденной тратить деньги на заведомо безвозвратные кредиты для Украины или пособия для беженцев.
Несмотря на висящие во многих европейских городах растяжки «Welcome, refugees!», массовое недовольство «понаехавшими» – вполне реальный факт. «Поправение» электората и выход на первые роли антимигрантских партий – неизбежны.
Возникает впечатление, что Европа сама попала под очарование собственного мифа. Подумаешь, нищие, подумаешь, беженцы. Зато нам все завидуют, нас пытаются копировать, к нам все стремятся, на нас все равняются.
Этому очарованию действительно сложно противостоять, но, как любой нарциссизм, в результате европейский европоцентризм может привести к весьма тяжелым последствиям.
Когда европейцы оторвут влюбленный взгляд от зеркала и увидят, что мир вокруг очень сильно изменился, может быть уже поздно меняться и подстраиваться под новые реалии. Тогда могут воплотиться предсказания фантастов и футурологов о европейских халифатах и мечети парижской богоматери.Впрочем, европейцы пусть сами разбираются со своими нынешними и будущими проблемами. Остальным же хорошо бы четко понимать, что у каждой страны свой путь, и членство в каком-либо союзе может слегка облегчить торговые издержки, но только слегка.
Стать причиной кардинального улучшения экономической ситуации ни вступление в ЕС, ни куда-либо еще не может по определению. В Венгрии и Чехии людей, которые это поняли, уже довольно много. Постепенно прозревает Прибалтика.
А вот украинских политиков, обманывающих свой народ обещаниями красивой европейской жизни, хорошо бы отправить записывать свои предвыборные ролики на фоне португальских заброшенных домов. Потому что такое европейское будущее для них выглядит куда более реальным.