Во вторник издание Politico со ссылкой на советника главы Минобороны Украины Юрия Сака сообщило, что ВСУ рассчитывают получить от 40 до 50 истребителей F-16 от западных стран. Он уточнил, что из указанных самолетов украинское командование намерено сформировать три-четыре эскадрильи для защиты неба, потому что на данный момент стране «нечем остановить» российские самолеты.
Сак добавил, что противовоздушная оборона Украины не будет полной без истребителей F-16, и отметил, что президент страны Владимир Зеленский хотел бы сделать вопрос поставок истребителей главным на саммите «Большой семерки» (G7) в Хиросиме, а также на саммите НАТО в Вильнюсе в июле (к началу которого Зеленский планирует собрать «коалицию истребителей»).
Он также пояснил, что хотя Италия, Франция, Британия и Германия не имеют в распоряжении F-16, однако эти страны намерены призвать к поставкам США и Турцию. Именно это, по-видимому, и начала делать Германия. Так? председатель комитета Бундестага по обороне и представитель Свободной демократической партии в Германии Мари-Агнес Штрак-Циммерман выступила против поставок немецких истребителей Киеву.
По ее словам, ни истребителей Tornado, ни Eurofighter не должно быть в небе Украины, прежде всего в связи с дальностью полета машины и сложностью обучения. Но при этом Штрак-Циммерман отметила, что Киеву стоит предоставить самолеты других типов, такие как МиГ-29 советского производства или истребители F-16 производства США.
В свою очередь президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что Париж готов уже сейчас начать обучение украинских пилотов. По его словам, Франция может делать это совместно с некоторыми другими европейскими странами, которые выразили такую готовность. Он отметил, что с США еще ведутся дискуссии. При этом Макрон не подтвердил, что страна готова поставлять Украине военные самолеты, отметив, что это остается теоретическими разговорами.
А координатор стратегических коммуникаций в Совете национальной безопасности США Джон Кирби заявил, что Вашингтон все еще не планирует передавать Киеву оперативно-тактические ракеты ATACMS и самолеты F-16. При этом ранее один из летчиков ВКС России, принимающий сейчас участие в СВО, рассказал газете ВЗГЛЯД, что самолетами Воздушных сил ВСУ (ВС ВСУ) сейчас управляют в большинстве своем иностранные наемники.
«Что касается собственно F-16 и вероятности того, что эти самолеты будут переданы, то по техническим характеристикам F-16 ничем не превосходит российские истребители. Однако важно понимать, что в настоящее время самолет выступает преимущественно в качестве носителя определенных вооружений. Таким образом, куда большее значение имеют особенности тех ракет, которыми будут оснащены машины», – сказал главный редактор «Авиа.ру» Роман Гусаров.
«Теоретически ценность подобных поставок возрастает в связи с новостями о получении ВСУ британских ракет Storm Shadow. Однако паниковать не стоит: за последний год российские системы ПВО зарекомендовали себя крайне положительно. Мы сбиваем самолеты противника регулярно и эффективно. Не думаю, что F-16 в этом плане окажется более опасным», – отмечает эксперт.
«Однако возникает вопрос: кто сядет за штурвал 50 машин. На Украине ощущается сильная нехватка профессиональных пилотов. Сейчас некоторые представители ВСУ проходят подготовку в странах НАТО, но за полгода воспитать асов не получится. Конечно, часть из них все же получат доступ к F-16. Но натовские летчики также поднимутся в воздух», – акцентирует собеседник.
«Конечно, 50 самолетов – это достаточно много. Однако не думаю, что они сумеют кардинально поменять обстановку.
Во-первых, для доминирования в небе у противника должно быть численное преимущество в сравнении с нами. Сложно сказать, сколько машин задействуем мы, но полсотни моделей вряд ли позволят ВСУ почувствовать себя в большинстве», – подчеркивает Гусаров.
«Во-вторых, в отношении авиации вопросы обслуживания техники играют куда более важную роль, чем ее количество. Украина не располагает необходимыми базами для ремонта F-16. Создать их в столь сжатые сроки практически нереально. В этом плане передача советских моделей ВСУ выглядела более логичной», – считает эксперт.
«Конечно, рядом есть Польша, и теоретически возможен сценарий, когда самолеты будут перенаправляться в Варшаву для обслуживания и дозаправки. Но подобные промежуточные «подскоки» все равно снижают эффективность применения авиации», – отмечает собеседник.
Гусаров предположил, что противник при помощи западных машин попытается отодвинуть линию боевого соприкосновения в сторону границ РФ до 2022 года. Также, по мнению эксперта, ВСУ будут осуществлять удары по военным объектам, которые находятся не только на фронте, но и в тылу.
«Украина хочет получить именно F-16, потому что по характеристикам он сопоставим с МиГ-29, и украинским летчикам будет легче обучиться управлению этими машинами. К тому же F-16 с точки зрения эксплуатации, маневренности и скоростных характеристик даже лучше, чем истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35», – пояснил военный эксперт Юрий Кнутов.
«Но я думаю, США выступят против поставок Украине F-16. Этот истребитель имеет довольно большой экспортный потенциал. В США его позиционируют как «убийцу МиГов», основываясь на опыте войн 80-х годов на Ближнем Востоке. И в этом нет ничего удивительного, потому что в тех войнах были представлены самолеты разного поколения, а «американцы» были моложе», – напомнил собеседник.
«Если же США все-таки решатся на такие поставки, то ВСУ получат самолеты самой ранней модификации без тех новшеств, которые соответствуют поколению 4++. Их без проблем будут уничтожать наши ЗРК и истребители. Впрочем, и это в Штатах могут расценивать как удар по имиджу F-16 и американского ВПК», – добавил он.
«Для чего Украине F-16? Во-первых, для противодействия нашим крылатым ракетам и беспилотникам.
Во-вторых, для удаленного контроля над Черным морем. В-третьих, для помощи сухопутным войскам на линии соприкосновения, в том числе – при планируемом контрнаступлении. Четвертая цель – заменить советские МиГ-29 и Су-27, поскольку у Украины и других стран заканчиваются запчасти для них», – отметил эксперт.
«Украина планирует запускать с F-16 англо-французские ракеты Storm Shadow. Также с F-16 Украина хочет применять американские управляемые высокоточные авиабомбы GBU-39. Таким образом, с появлением F-16 у Украины возрастет количество применяемых высокоточных средств большой дальности», – детализировал аналитик.
«Базироваться они будут на Украине, а также в Польше и Словакии. Самолеты будут использоваться для поддержки войск в контрнаступлении. У нас же есть множество вариантов, как сбивать F-16. Кроме ПВО, для этого могут использоваться истребители Су-30, МиГ-35. В Сирии, например, в 2018 году F-16 был сбит советским ЗРК С-200. Наша советская техника успешно «работала» по F-16 и ранее», – напомнил собеседник.
«Самолет F-16 в целом неплохой, по тактико-техническим характеристикам его сравнивают с нашим Су-35. Вместе с тем наш аналог лучше в плане обнаружения целей и чуть больше берет боевой нагрузки. Кроме того, американский истребитель проигрывает нашим по маневренности и скорости», – сказал газете ВЗГЛЯД Андрей Красноперов, летчик-инструктор, майор ВВС, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах.
«Да, западные союзники могут передать Киеву 40-50 истребителей, а кто летать-то на них будет? Единственный вариант, который я вижу, это направить на Украину вместе с самолетами еще и экипажи, но союзники Киева вряд ли на это пойдут. Для того, чтобы переучить украинских летчиков управлять такими машинами, нужно как минимум полгода подготовки и знание английского языка на высоком уровне», – рассуждает собеседник.
«Помимо летчиков, также необходимо подготовить и обслуживающий персонал. Кроме того, F-16 требуются более длинные полосы для взлета», – добавил он. «Таким образом, чтобы лишить Россию доминирования в воздухе, Украине нужны не только западные самолеты, но еще целый штат квалифицированных специалистов. Посмотрим, как в НАТО будут решать эту задачу», – полагает Красноперов.