Еще несколько месяцев назад все эксперты в один голос предсказывали, что этот юбилейный сезон станет самым интересным за последние десятилетия.
Виталий Петров продемонстрировал высочайший уровень, прорвавшись на старте с 17-го на 11-е место
Во-первых, на старт вышли сразу четыре чемпиона мира, среди которых вернувшийся после трехлетнего перерыва семикратный чемпион Михаэль Шумахер. Правда, выступает он теперь не за «красных», а за возрожденную конюшню «Мерседес», созданную на базе «Брауна», победителя прошлого сезона. Команда «Макларен» представлена сразу двумя британскими чемпионами: Льюисом Хэмилтоном и перешедшим из «Брауна» Дженсоном Баттоном, который забрал с собой свою чемпионскую «единичку». И, наконец, Фернандо Алонсо перешел в стан «Феррари», заменив Кими Райкконена, тоже чемпиона мира. Последнему не нашлось достойной вакансии в пелотоне, и он проведет сезон-2010 в ралли.
Во-вторых, ожидается жесткое противостояние внутри топ-команд, которые фактически стали национальными сборными. Напарником Шуми по «Мерседесу» стал молодой немец Нико Росберг, который серьезно мотивирован на то, чтобы не повторить незавидную судьбу всех бывших напарников Михаэля, при нем игравших вторые роли. Дженсону Баттону предстоит защищать свой титул, будучи новичком в британском «Макларене», где давно освоился Хэмилтон. «Феррари» стала своеобразной «латинской сборной»: цвета итальянской конюшни защищают испанец Алонсо и бразилец Масса. Для Фелипе этот сезон станет возвращением на трассу после опаснейшей травмы головы, которую он получил в середине прошлого года. Оба напарника отличаются взрывным южным темпераментом, а при известной эгоцентричности Алонсо между ним и напарником предстоит борьба на грани фола.
В-третьих, число участников чемпионата увеличилось с 20 до 24. Это связано с появлением новых команд: «Верджин», «Лотус» и «Испания». Появление новичков связано с тем, что автоконцерны из-за кризиса стали покидать «Формулу-1». Так, за последний год пелотон недосчитался «Хонды», «Тойоты» и БМВ, вернувшей активы ее бывшему владельцу Петеру Зауберу. «Рено» существенно сократили инвестиции в спорт, продав 90% акций команды частному инвестору. Присутствие новых команд компенсирует численные потери и добавляет интригу – новички существенно уступают старожилам по скорости, за что острословы из паддока уже окрестили их «мобильными шиканами».
В-четвертых, была изменена система начисления очков. По новым правилам победитель получает целых 25 очков, а обладатель второго места – только 18. Тем самым ценность победы в гонке сильно возросла, и гонщикам придется бороться за нее всерьез. Напомним, что по старым правилам разрывы по очкам между финишными позициями были меньше, и благодаря этому теоретически можно было выиграть чемпионат, ни разу не победив в гонке.
В-пятых, по новому регламенту дозаправки в течение гонки запрещены, из-за чего старт происходит с полными баками (200 литров топлива). Нагрузки на шины и тормоза из-за этого возросли, поэтому умение плавно вести машину стало ключевым фактором. Также стало труднее обойти противника на пит-стопе, поэтому гонщикам придется бороться между собой за позиции на трассе.
И наконец, впервые за 60 лет боевым пилотом «Формулы-1» стал россиянин. Виталий Петров из Выборга подписал контракт с командой «Рено» и стал напарником опытного поляка Роберта Кубицы. Разница в опыте сразу сказалась на результатах квалификации – Кубица стартовал восьмым, Петров – только 17-м из-за небольшой ошибки в повороте. Впрочем, на предсезонных тестах Виталий выглядел многообещающе не только на фоне напарника.
На тестах наблюдатели отметили превосходство перед остальными четырех команд: «Ред Булл», «Феррари», «Макларен» и «Мерседес». Субботняя квалификация подтвердила их абсолютное преимущество: поул уверенно завоевал Себастьян Феттель, за ним расположились Масса и Алонсо. Напарник Феттеля по «Ред Буллу» Марк Уэббер занял шестую стартовую позицию из-за двух помарок – если бы не они, преимущество «красных быков» в квалификации было бы подавляющим. Также в первой десятке квалифицировались Хэмилтон, Росберг, Шумахер, Баттон, Кубица и Сутил, причем двое последних – на жестких шинах.
Старт гонки обошелся без серьезных инцидентов. Феттель смог удержаться на первом месте, а Алонсо в первом повороте по внешней траектории смог пройти напарника. Марк Уэббер потерял несколько позиций из-за утечки масла, на котором поскользнулись Кубица и Сутил. На трассу они смогли вернуться лишь в конце пелотона для того, чтобы бороться с аутсайдерами из команд-новичков.
Виталий Петров продемонстрировал высочайший уровень, прорвавшись на старте с 17-го на 11-е место. Ему удалось отбить атаки Камуи Кобаяши, имеющего репутацию жесткого и бескомпромиссного бойца, и оказать давление на Рубенса Баррикело, находящегося в очковой зоне. К сожалению, Петрову не удалось завоевать первые очки в карьере – на первом пит-стопе он был вынужден сойти из-за поломки элемента подвески, не выдержавшего яростных атак о бордюры трассы. Русский дебют оказался смазанным, но все равно впечатлил.
На 16-м круге началась первая и единственная волна пит-стопов, на которой лидеры переобулись в жесткие шины, более подходящие для тяжелых машин и жаркого климата Бахрейна. Феттель, штампуя лучшие круги, на пит-стоп отправился с отрывом в пять секунд от Алонсо. Несмотря на то что немцу сменили шины за рекордные четыре секунды, к середине дистанции Фернандо сократил отставание вдвое и немного оторвался от Массы. Хэмилтон благодаря пит-стопу смог отобрать у Росберга четвертую позицию, сменив шины на круг раньше. Вслед за немцем собралась плотная группа Шумахер – Баттон – Уэббер, впрочем, особой борьбы между ними не последовало.
К 25-му кругу гонки Алонсо подобрался к Феттелю на дистанцию атаки. У немца полетела свеча зажигания, и он был вынужден сбавить скорость, чтобы сберечь мотор. Испанский чемпион без особой борьбы прошел Себастьяна на прямой, следом за ним это сделал Масса, а круг спустя немца обогнал и Льюис Хэмилтон. Росберг догнал соотечественника, но на обгон времени уже не хватило, и Феттель смог сохранить четвертую позицию.
Фелипе Масса после обгона повредил боковой дефлектор, а потом по приказу из боксов стал беречь мотор, позволив Алонсо оторваться на 15 секунд и приехать под клетчатый флаг победителем. Главный неудачник гонки Феттель запарковался на обочине сразу после финиша, настолько серьезные проблемы были у его машины. Оказалось, что быстрые в квалификационном режиме машины «Ред Булл» не слишком стабильны в гоночных условиях.
Компанию на подиуме испанцу Фернандо Алонсо составили Масса и Хэмилтон, полив друг друга и подоспевшего шефа «Феррари» безалкогольным шампанским. Фернандо на этот раз выиграл внутрикомандную дуэль, также преимущество перед напарниками продемонстрировали Росберг и Хэмилтон. И конечно, нельзя не отметить стабильность выступления Михаэля Шумахера, который, несмотря на долгий перерыв в карьере и солидный возраст, оказался в хорошей форме и не допустил ни одной ошибки.
«Формула-1»
Гран-при Бахрейна
1. Фернандо Алонсо («Феррари»)
2. Фелипе Масса («Феррари») +16, 099
3. Льюис Хэмилтон («Макларен») +23,182
4. Себастьян Феттель («Ред Булл») +38,713
5. Нико Росберг («Мерседес») +40,263
6. Михаэль Шумахер («Мерседес») +44,180
7. Дженсон Баттон («Макларен») +45,260
8. Марк Уэббер («Ред Булл») +46,308
9. Витантонио Льюцци («Форс Индия») +53,089
10. Рубенс Баррикелло («Уильямс») +1.02,400
11. Роберт Кубица («Рено») +1.09,093
12. Адриан Сутил («Форс Индия») +1.22,958
13. Хайме Альгерсуари («Торо Россо») +1.32,656
14. Нико Хюлкенберг («Уильямс») +1 круг
15. Хейкки Ковалайнен («Лотус») +1 круг
16. Себастьян Буэми («Торо Россо») +3 круга
17. Ярно Трулли («Лотус») + 3 круга