Общество

27 марта 2016, 19:54

Экипаж посадил пассажирский Fokker 100 в Астане без переднего шасси (видео)

Фото: aviation.mid.gov.kz/ru

Экипаж посадил в Астане Fokker 100 со 116 пассажирами на борту без переднего шасси. В результате инцидента никто не пострадал. Командир экипажа Дмитрий Родин признался, что это первый случай в его практике, и он действовал по инструкциям. Эксперты говорят как о высоком профессионализме экипажа и грамотной работе наземных служб аэропорта, так и о хронической проблеме с шасси этой модели воздушных судов.

Самолет Fokker-100 казахстанской авиакомпании Bek Air совершил аварийную посадку в Астане без переднего шасси. На борту находился 121 человек, из них 116 пассажиров и пять членов экипажа. Жертв и пострадавших нет. Почему у борта, выполнявшего рейс Кызылорда – Астана, отказали передние стойки шасси, предстоит выяснить экспертам.

Мы подлетели, начали выпускать шасси, а оно не выпустилось

«Будем разбираться, в чем причина (аварийной посадки), пока знаем, что шасси не выпустилось. Командир принял грамотное решение сажать без передней стойки шасси, объявил посадку», – заявил председатель совета директоров компании Нурлан Жумасултанов. Он отметил, что фюзеляж самолета не получил повреждений и возгорания в результате аварийной посадки не возникло. «Самолет проехал на щитках, створках шасси. Самолет получил минимальные повреждения, восстановлению подлежит», – добавил он.

Министр по инвестициям и развитию страны Асет Исекешев отметил «мастерство и выдержку экипажа и особенно командира, а также слаженную работу всех наземных служб». «Экипаж будем представлять к государственной и ведомственным наградам», – заявил он.

«Не хотелось бы, чтобы повторялось»

Командир экипажа Дмитрий Родин рассказал, что в авиации с тех пор, как окончил летное училище в 1981 году. «Работал в разных авиакомпаниях. В этой авиакомпании я второй год», – добавил он.

Подобный инцидент с самолетом – «впервые в моей практике, не хотелось бы, чтобы повторялось. Это достаточно редкое явление, мне вот «повезло», признался он. События развивались стремительно: «Мы подлетели, начали выпускать шасси, а оно не выпустилось. Сейчас будут разбираться, почему возникли проблемы с шасси. Это чисто техническое. Потом на это у нас существует много инструкций, мы действовали в соответствии с ними, пришлось садиться так. Нос старался удержать до последнего, он сам опустился мягко. Вы представляете, на большой скорости, по асфальту. Полосу в аэропорту заливали пеной, это стандартная процедура», – добавил Родин, пояснив, что сейчас с ним работают органы прокуратуры.

Одна из пассажирок самолета рассказала, что, несмотря на тревогу, находившиеся на борту люди старались сохранять хотя бы видимое спокойствие: «Персонал предупредил нас, что аварийная ситуация, и начал проводить инструктаж, что нужно делать в таких случаях. Все пассажиры сидели тихо и спокойно, молились про себя, паники не было. На борту было около 10 детей, совсем маленьких, некоторым меньше года, они плакали очень сильно. Говорят же, что дети всегда чувствуют опасность», – цитировал слова женщины Tengrinews.kz.

Факт аварийной посадки зарегистрирован в Едином реестре досудебных расследований Главной транспортной прокуратуры по статье 344 части 1 Уголовного кодекса (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). Уголовное дело принято в производство специальных прокуроров главной транспортной прокуратуры, проводится досудебное расследование. Кроме того, причины аварийной посадки самолета будет расследовать специальная комиссия министерства по инвестициям и развитию Казахстана.

Авиакомпания Bek Air – это первая в Казахстане низкобюджетная авиакомпания (лоукостер), осуществляющая внутренние регулярные авиаперевозки в/из городов Астана и Алма-Ата в города Атырау, Актау, Актобе, Уральск, Костанай, Павлодар, Караганда, Шымкент, Кызылорда, Жезказган и между ними, а также в города Москва и Санкт-Петербург из города Уральска и чартерные рейсы в направлении многих стран СНГ, а также ОАЭ, Турцию, Монголию и Китай.

Всегда может отказать техника

«Произошедшее – не редкость в истории мировой гражданской авиации», – заявил газете ВЗГЛЯД заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. Он напомнил, что вчера, в субботу, такую же посадку совершил один из самолетов в США, «ровно так же не вышла передняя стойка и экипаж посадил самолет без последствий». По словам собеседника, пилоты, командиры экипажа «обучаются этому и в теоретическом плане, и в плане наземных подготовок, и в плане тренировки на тренажере». 

С одной стороны, можно сказать, что «дело это рутинное и ожидаемое – всегда может отказать техника, любая техника отказывает. Но с другой стороны – непростое. Потому что от командира корабля требуется искусство пилотажа», отметил эксперт.

Он рассказал, что посадку в таких случаях важно произвести на рекомендуемой скорости, «чтобы в процессе пробега после приземления максимально держать переднюю стойку за счет того, что пока работают рули высоты, то есть пока есть набегающий поток, какая-то скорость. Все это нужно для того, чтобы нос опустился плавно», – отметил Смирнов. Также важно обесточить двигатели и перекрыть доступ авиатоплива, чтобы не возникло пожара. «Командир корабля в Астане сделал это блестяще. Он показал свой наивысший профессиональный класс», – подчеркнул собеседник.

Кроме того, Смирнов заметил, что «очень грамотно сработали аэропортовые службы». Они подготовили все необходимое для этой аварийной посадки – на случай, если бы самолет загорелся. К взлетно-посадочной полосе вышел целый ряд противопожарных средств, автомашин, людей и так далее. Перед посадкой специальной пеной была покрыта бетонная взлетно-посадочная полоса, чтобы не возникло искрения, когда металлический нос самолета коснется посадочной полосы, поскольку это бы увеличило риск возникновения пожара – «очень страшной вещи в тесном пространстве самолета для пассажиров», указал собеседник.

В итоге искрения не возникло, соответственно, не возникло пожара, все закончилось хорошо. «Здесь вариант идеальной, профессиональной работы экипажа корабля в первую очередь и наземных служб аэропорта Астана», – резюмировал эксперт.

Ахиллесова пята

Стоит отметить, что проблемы с шасси у самолетов Fokker 100 возникают не впервые, их даже называют «ахиллесовой пятой» лайнеров этого типа. В марте 2014 года в городе Бразилиа из-за отказа гидравлики самолет также вынужден был пойти на посадку с невыпущенными шасси. В том же году, в мае, борт авиакомпании Iran Aseman Airlines совершил вынужденную посадку в Мешхеде из-за того, что левая стойка шасси не убралась. В 2005 году в Лагосе из-за проблемы с гидравликой у самолета Fokker 100 при посадке подломилась стойка шасси. Отказ гидравлики у самолета типа Fokker 100 случился и в 2002 году в Сан-Паулу, где борт сел с невыпущенными шасси. Все эти происшествия, по счастью, обошлись без жертв.

В самом же аэропорту Астаны с проблемами из-за неисправности шасси также имели дело. Так, в апреле 2014 года Boeing 737 казахстанской авиакомпании SCAT, летевший по маршруту Шымкент – Астана, совершил аварийную посадку. Все службы аэропорта были приведены в повышенную готовность. Посадочную полосу тогда также покрыли пеной для предотвращения пожара. В ходе инцидента никто не пострадал.

СМИ традиционно уделяют большое внимание авиакатастрофам. Однако забывают упоминать случаи, когда экипаж сумел справиться с нештатной ситуацией. Так, например, в марте этого года вынужденную посадку совершил самолет «Саратовских авиалиний», который аварийно сел в Волгограде. На борту воздушного судна находилось около 20 пассажиров, никто не пострадал.

В этом же году, 11 февраля, экипаж Boeing «Оренбургских авиалиний» смог успешно посадить самолет в аэропорту доминиканского города Пунта-Кана после возникновения неисправности в одной из турбин. Хлопок в двигателе раздался вскоре после взлета, началось задымление салона. Командир экипажа развернул воздушное судно обратно в аэропорт. Во время посадки в области колес шасси произошло искрение, и пассажиров пришлось эвакуировать по надувным трапам. На борту было 355 пассажиров и 20 членов экипажа. Никто не пострадал. 10 марта в Кремле Владимир Путин вручил государственные награды экипажу Boeing 777.

Текст: Марина Балтачева

Вам может быть интересно

Генштаб по поручению Путина начал подготовку к учениям по применению нестратегического ядерного оружия
Темы дня

Русский мэр-русофоб зачищает Таллин от всего русского

Новые власти Таллина, отстранив прежнего мэра, начали наводить в городе свои порядки, старательно выкорчевывая из него все русское или связанное с Россией. Политика действующего градоначальника Евгения Осиновского показывает, что для него нет вообще ничего святого.

Военные из России продолжили серию успехов в Африке

Военное присутствие России в Африке стало неожиданно резко увеличиваться. В ЦАР российские специалисты «сшили страну», убедив мятежников разоружиться. В Нигере военные из РФ размещаются на американской секретной базе. В Чад тоже прибыли белые люди в форме без знаков отличия, которых приняли за россиян. Что происходит?

Арсен Аваков объявлен в розыск в России

Пилот бомбардировщика назвал возможные места дислокации украинских F-16

НАТО определило две «красные линии» для вступления в конфликт на Украине

Новости

УВЗ отправил в войска два эшелона танков

«Уралвагонзавод» (в составе концерна УВЗ входит в Ростех) отправил эшелоны танков Т-90М «Прорыв» и Т-72Б3М в Министерство обороны России, сообщили в пресс-службе концерна.

Президент Киргизии решил приехать на парад Победы в Москве

Президент Киргизии Садыр Жапаров собирается 8 мая принять участие в юбилейном саммите Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и параде Победы 9 мая в Москве, сообщили в администрации главы республики.

Российский снайпер рассказал о ликвидации украинского военного в каске СС

Один из самых эффективных российских снайперов в зоне спецоперации рассказал о ликвидации украинского военнослужащего, носившего немецкую каску времен войны с эмблемой СС.

Французский Иностранный легион понес первые потери на Украине

Информацию о прибытии легионеров на Украину подтвердили военкоры, участники подполья и военные эксперты. По их данным, французские солдаты, набранные из 3-го пехотного полка Иностранного легиона, были развернуты в поддержку 54-й отдельной механизированной бригады ВСУ в Славянске.

При атаке дронов в Белгородской области шесть человек погибли и 33 пострадали

Шесть мирных жителей погибли и 33 пострадали в результате атаки беспилотников ВСУ на машины ГК «Агро-Белогорье» в Белгородской области, сообщили в оперштабе.

Обвиняемый во взятке замминистра Иванов попросил о домашнем аресте

Адвокаты обвиняемого в получении взятки заместителя министра обороны Тимура Иванова просят Мосгорсуд отменить решение о заключении под стражу и перевести своего подзащитного под домашний арест. Аппеляционная жалоба будет рассмотрена 8 мая.

Лавров «опустил на землю» главу МИД Швейцарии из-за Зеленского

Заявления о том, что швейцарская конференция по Украине будет посвящена «выработке взаимоприемлемых подходов», на самом деле являются неправдой, Швейцарии никто не позволит отойти от «формулы» Владимира Зеленского, рассказал глава МИД России Сергей Лавров.

В США назвали условие для ввода войск на Украину

В США не исключили военного вмешательства в конфликт, чтобы избежать падения Украины, заявил лидер демократов в Палате представителей Хаким Джеффрис.

ФСБ рассекретила признания адъютанта Гитлера о вкладе СССР в разгром нацизма

Федеральная служба безопасности России рассекретила документы из следственного дела бывшего личного адъютанта Адольфа Гитлера Отто Гюнше, в которых он признает решающую роль СССР в разгроме нацизма.

В Демпартии США задумались о замене Байдена на Мишель Обаму

В США среди демократов ходит слух о том, что президент Джо Байден на предстоящих выборах может уступить место экс-первой леди Мишель Обаме, сообщает немецкое издание Spiegel.

Киселев потребовал расследовать убийство военкора Бентли

Генеральный директор медиагруппы «Россия сегодня» Дмитрий Киселев заявил, что убийство корреспондента агентства Sputnik Рассела Бентли должно быть расследовано, а виновные – наказаны.

Блогеры высмеяли заявление Зеленского о Боге с украинским шевроном

Владимир Зеленский в своем заявлении про шеврон ВСУ на плече у Бога обозначил собственный цинизм, неверие и увлеченность «нетфликс-политикой», считает политический консультант Мария Сергеева.
Мнения

Геворг Мирзаян: Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

Если в аэропортах счет непропущенных в РФ идет на десятки и сотни человек, то на сухопутных пунктах пропуска (на российско-казахстанской границе) – на тысячи. Пытающихся попасть в Россию гастарбайтеров – прежде всего таджиков – тщательно проверяют.

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?