Общество

25 октября 2016, 22:59

«Нельзя исключать и вину экипажа»

Фото: Филиппов Алексей/ТАСС

Комиссия МАК официально объявила о завершении расследования катастрофы самолета Falcon 50 в аэропорту Внуково в октябре 2014 года, когда погиб глава корпорации Total Кристоф де Маржери. Авиационные эксперты в один голос утверждают, что трагедия произошла благодаря череде случайностей, и приводят аналогичные примеры из советского времени.

Напомним, ЧП произошло поздним вечером 20 октября 2014 года при попытке взлета в условиях тумана и ограниченной видимости. Воздушное судно в ходе разбега столкнулось со снегоуборочной машиной.

Факторы, способствовавшие развитию катастрофы

Подобные аварии во всем мире случаются часто, практически каждый год

25 октября 2016 года выводы, полученные в ходе расследования, были опубликованы на официальном сайте МАК. Для общественного внимания комитет изложил причины катастрофы емкими абзацами тезисов с употреблением специализированных терминов. Отметим, в документе указываются только факторы, которые могли привести к катастрофе. О том, кто в ней виноват и на ком лежит большая ответственность, речь не идет.

Так, согласно выводам экспертов, одним из наиболее вероятных факторов, приведших к аварии, стало отсутствие должного контроля со стороны руководителя смены аэродромной службы и нарушение им порядка работы спецмашин – их выезд на закрытую для взлета и посадок полосу без запроса и разрешения диспетчера руления.

Также, по мнению комитета, катастрофа стала следствием сочетания таких факторов, как отсутствие схемы действий в случае потери контроля за спецмашиной, а также недостаточной эффективности мероприятий по снижению рисков в части несанкционированных выездов на взлетно-посадочную полосу (ВПП). Тут указывается, что диспетчер на полосе попросту не обнаружил снегоуборочную машину и в итоге разрешил взлет.

Кроме того, в числе причин происшествия указывается формальное проведение медицинского контроля водителей спецмашин, что «повысило риск употребления водителями алкоголя в рабочее время». Немаловажным фактором здесь также является отсутствие у водителей снегоочистителей возможности непрерывного прослушивания радиообмена на частоте диспетчера старта и неэффективная организация работы с подсистемой обзора и контроля летного поля.

Напомним, обвиняемыми по уголовному делу, возбужденному по части 3-й статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц) после катастрофы проходят сразу пять человек: диспетчеры Александр Круглов и Надежда Архипова, водитель автомобиля-снегоуборщика Владимир Мартыненко, инженер аэродромной службы аэропорта Внуково Владимир Леденев, руководитель полетов Роман Дунаев. Очередное слушание по делу должно состояться в Солнцевском районном суде Москвы в среду, 26 октября.

Халатность наземных служб

#{crime}Заслуженный пилот России, член Комиссии при президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения Юрий Сытник об итогах расследования высказался газете ВЗГЛЯД достаточно сдержанно. Его тезисы близки к выводам МАК.

«Сейчас нет такого бардака, как был во время кризиса в гражданской авиации. Аэродромные службы работают, мониторы установлены, связь установлена, есть устройства приема и передачи, как на автомобилях, так и у диспетчеров. Тогда, в 2014 году, была допущена халатность со стороны наземных служб и руководителя полетов», – считает эксперт.

«Не было обеспечено должной безопасности. Дело в том, что, когда специальная машина вышла на рабочую полосу для уборки снега, с ней нужно находиться рядом до тех пор, пока она не покинет ВПП. Чего в данном случае сделано не было», – добавил пилот.

Он также отметил, что диспетчер разрешил взлет, не видя из-за тумана истинной картины происходящего на полосе. Поскольку визуально ему было трудно определить, находятся ли посторонние объекты на ВПП или нет. Если бы он оказался уверен, что они там есть, в этом случае включилось бы огромное табло «Полоса занята».

Вероятность ошибки пилотов

Однако не все так однозначно. В докладе МАК говорится и о факторах, оказавших влияние на катастрофу со стороны разбившегося воздушного судна. А именно – отсутствие в руководстве по производству полетов компании-эксплуатанта борта на момент авиационного происшествия рекомендаций экипажу по действиям при появлении внешней опасности (например, посторонних объектов на ВПП) в процессе разбега самолета. Комиссия также сослалась на конструктивные особенности самолета Falcon 50.

Вдобавок в документе указывается непринятие экипажем мер по прекращению взлета после информации командира воздушного судна (КВС) о «машине, которая пересекает дорогу». По мнению специалистов МАК, причиной бездействия могло стать неоптимальное психоэмоциональное состояние пилотов, вызванное длительным временем ожидания в незнакомом аэропорту, и желание быстрее улететь домой.

Юрий Сытник придерживается похожей точки зрения.

«Тут нельзя исключать и вину экипажа, потому что он видел снегоуборщика и считал, что он остановится. И дальше, когда можно было уйти, наступил такой момент, видимо, когда пилоты просто потеряли самообладание. С чем это связано? Либо плохо отдохнули, либо просто были не готовы к такой ситуации. Самолет вполне мог уйти вправо, машину-то они слегка чиркнули. Но это командированные летчики, которые живут по другим законам», – заявил он.

Заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов, наоборот, считает, что пилоты не видели опасности, потому что были заняты предвзлетными делами.

«Любой человек, который увидит даже мгновенно, что ему грозит опасность удара в лоб, отвернет свой лоб от этого удара. Была очень сложная погода, был туман, и если бы экипаж увидел опасность, то принял бы меры», – считает специалист.

Он добавил, что усталость летчиков вряд ли могла быть причиной катастрофы, потому что самолет стоял на летном поле несколько дней и у пилотов была возможность полноценно отдохнуть.

Такое случается во всем мире постоянно

Возвращаясь к работе наземных служб, оба спикера заявили, что системы факторов, похожих на те, что привели к катастрофе самолета Falcon 50, в российских аэропортах нет. И чего-то экстраординарного, связанного со столкновениями на земле, у нас тоже не происходит. По словам Юрия Сытника, похожие аварии во всем мире случаются регулярно, практически каждый год.

«Бывает так, что и два самолета сталкиваются на полосе друг с другом, с машинами они сталкиваются, с препятствиями. Всегда по-разному. В других странах ничем не лучше, чем у нас. Человеческий фактор везде одинаков. Сколько я таких случаев видел и в Германии, и в Бельгии. Американцы еще хуже работают. Так что можете успокоиться, наши – не самые худшие специалисты», – пояснил Юрий Сытник.

Добавим, самая крупная катастрофа на территории России также связана со столкновениями на ВПП. Произошла она в 1984 году. Самолету Ту-154 разрешили посадку в аэропорту Омска. В это время на полосу вышли машины для аэродромных работ. При этом диспетчер не включил световое табло, а когда летчики заметили опасность, было уже поздно. Коснувшись земли, лайнер на полном ходу врезался в спецтехнику, в результате чего погибли 178 человек, в том числе и четверо на земле. Из 179 находившихся на борту воздушного судна выжили только пятеро.

Текст: Руслан Давлетшин

Вам может быть интересно

Из-за атаки БПЛА загорелись два резервуара с нефтепродуктами в порту Темрюка
Темы дня

«План Зеленского» оказался вбросом и имитацией

«Кремль воспримет украинскую версию как издевательство или вброс». Такими словами эксперты комментируют очередной «мирный план», представленный главой киевского режима Зеленским. Что содержит этот документ и почему он не может являться реальной основой для урегулирования украинского кризиса?

США принуждают Европу к свободе слова

Невиданное доселе событие произошло в западном мире – Соединенные Штаты ввели санкции против своих ближайших союзников, европейцев. СМИ уже называют происходящее «новой холодной войной» – причем не с Россией, а с Европой. Что стало причиной столь острого конфликта между Европой и США?

Бывший посол Норвегии похвалил уровень жизни в Москве

ГУР Минобороны Украины начало кампанию против Генштаба ВСУ

Закончилась четырехлетняя дисквалификация Валиевой

Новости

Чиновников польского Гданьска не впустили в здание генконсульства России

Чиновникам польского Гданьска не удалось попасть в здание генконсульства России, которое они собирались захватить, следует из сообщения главы пресс-службы администрации города Изабелы Козицкой-Прус.

Собянин сообщил о дефиците 500 тыс. работников в Москве

Число свободных рабочих мест в столице, остающихся невостребованными, сейчас достигает 500 тыс., и на фоне демографических изменений этот показатель может увеличиться, заявил мэр Сергей Собянин, выступая с отчетом о работе правительства столицы в Мосгордуме.

Суд арестовал директора подмосковного пансионата после массового отравления

Гендиректор пансионата в Московской области, где после массового отравления скончались шесть человек и пострадали более 40 постояльцев, отправлена в СИЗО до 19 февраля 2026 года, сообщили в СК России.

В Госдуме оценили перспективы доступа к VPN в 2026 году

Ожидать ограничений на использование VPN в России в 2026 году не стоит, заявил глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский.

Авиаэксперт объяснил значение отечественного двигателя для самолета «Байкал»

Легкий многоцелевой самолет «Байкал» с двигателем российского производства может произвести революцию в малой авиации России и связать отдаленные населенные пункты, рассказал газете ВЗГЛЯД главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров.

Долина попросила о возможности пожить в проданной квартире

Певица Лариса Долина обратилась с просьбой остаться в купленной Полиной Лурье квартире в Хамовниках на несколько месяцев, сообщила адвокат покупательницы Светлана Свириденко.

Путин в телеграмме Ким Чен Ыну отметил героизм солдат КНДР

Президент России Владимир Путин направил лидеру Северной Кореи Ким Чен Ыну телеграмму с новогодним поздравлением, в которой отметил героизм солдат КНДР при освобождении Курской области, сообщило Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК).

Постпред США при НАТО заявил о согласовании гарантий безопасности Киеву

Основное внимание переговоров между США и Киевом уделяется вопросам разделения территорий, поскольку гарантии безопасности уже практически согласованы, заявил постоянный представитель США при НАТО Мэтью Уитакер.

Умерла основатель РЕН ТВ Ирена Лесневская

Ушла из жизни основатель телеканала РЕН ТВ, российский медиаменеджер Ирена Лесневская, сообщила гендиректор «VK видео» Марианна Максимовская.

В Москве автомобиль сбил бывшего помощника Горбачева

В центре Москвы автомобиль Mercedes сбил политолога Бориса Славина, бывшего помощника Михаила Горбачева, он находится в реанимации, сообщил его сын.

«Почта России» опровергла сообщения о массовых увольнениях

За последние 11 месяцев текучесть кадров в «Почте России» составила 32,9%, это один из самых низких показателей в отрасли, сообщили в пресс-службе компании.

Bloomberg: За год укрепление рубля стало самым сильным с 1994 года

За последние 12 месяцев укрепление российской валюты достигло рекордных показателей, курс вырос на 45%. В результате рубль вошел в пятерку самых прибыльных мировых активов, пишет агентство Bloomberg.
Мнения

Юрий Мавашев: Откажется ли Турция от российских «Триумфов»

Может показаться, что военно-техническое сотрудничество между Турцией и Россией переживает закат, и в нынешних международно-политических реалиях невозможно. Однако не все так однозначно.

Ольга Андреева: Русский народ возвращается

Советская этнография была вынуждена выполнять политический госзаказ – показывать процветание колхозных деревень и национальное многообразие СССР. Само словосочетание «русский народ» воспринималось как подозрительно шовинистическое.

Сергей Худиев: Как санкции оборачиваются против тех, кто их вводит

История говорит о том, что следование правильным принципам создает успех, успех порождает гордыню, гордыня ведет к забвению принципов, а это забвение ведет к провалу. Это про Запад вообще и про санкции против российских ученых в частности.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов