Пять табачных компаний США подали в суд на американское Управление по контролю качества продуктов и лекарств, требуя отменить закон, по которому они будут обязаны размещать на сигаретных пачках шокирующие изображения последствий курения, сообщает в среду BBC.
Если учитывать, что производство табачных изделий – это лицензированный и дозволенный бизнес, то антиреклама наносит экономический ущерб
Таким образом компании загодя готовятся ко вступлению в силу закона, принятого еще в 2009 году. Его положения обязывают производителей сигарет размещать на пачках предупреждения о вреде курения в виде фотографий пораженных курением легких, тел мертвых людей, а также гнилых зубов.
Изображения должны занимать верхнюю половину пачки. Более того, они будут размещаться и на рекламе табачных изделий в печати, покрывая не менее 20% рекламного модуля. Закон должен вступить в силу в сентябре 2012 года.
С иском, требующим отменить антирекламу, в суд обратились пять компаний: RJ Reynolds Tobacco (торговые марки Camel и Winston), Lorillard Tobacco (Newport и True), Commonwealth Brands (марки Davidoff и West), а также Liggett Group и Santa Fe Natural Tobacco.
Требование основано на том, что положения нового закона якобы нарушают первую поправку к конституции США, которая гарантирует право на свободу слова.
Примечательно, что производители табачной продукции фактически признают, что методы, которые применили борцы с курением при принятии закона, могут быть эффективными. Истцы заявляют, что шокирующие объявления о вреде табака будут приводить потребителей в уныние, и те станут бояться покупать их продукцию.
«Правительство вправе потребовать размещения предупреждений, которые могли быть прямолинейными и в конечном счете не вызывающими споров. Однако оно не может требовать, чтобы сигаретная пачка служила маленьким рекламным плакатом для правительственной кампании против курения», – цитирует BBC представителя истцов Флойда Абрамса.
По словам председателя коллегии адвокатов Константина Трапаидзе, претензии табачных компаний правомерны и юридически обоснованы. По мнению юриста, отталкивающие фотографии вполне можно расценивать как антирекламу. «Если учитывать, что производство табачных изделий – это лицензированный и дозволенный бизнес, то антиреклама как таковая способна наносить экономический ущерб компаниям», – заявил он газете ВЗГЛЯД.
По мнению юриста, с точки зрения права, вне социального контекста, «позиция табачных компаний в суде может быть вполне логичной и обоснованной».
Следует отметить, что антитабачная кампания в последнее время набирает обороты и в России. В 2012 году правительство намерено увеличить акцизы на табак на 60%. Причем такое увеличение планируется проводить ежегодно до 2015 года. Об этом стало известно в марте.
Изменения также коснутся внешнего вида пачек с сигаретами. В начале августа рабочая группа ЕврАзЭС по разработке проекта технического регламента «О безопасности табачной продукции» распространила заявление о том, что с 1 января 2012 года на территории стран – участниц ЕврАзЭС (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан) будут введены новые требования к внешнему виду табачной продукции.
Они предусматривают размещение на 50% площади сигаретных пачек с двух сторон устрашающих картинок-пиктограмм, демонстрирующих последствия курения: рак легких, гангрену, рак нижней губы, выкидыш и тому подобное. При этом картинки будут сопровождаться надписями о последствиях курения: «Курение может являться причиной импотенции», «Курение вызывает преждевременное старение кожи», «Курение может вызвать бесплодие».