Первый заместитель министра обороны США Уильям Линн в четверг, выступая в вашингтонском Университете национальной обороны, сообщил о масштабной утечке данных из компьютерных сетей Пентагона – были похищены порядка 24 тыс. файлов. Он признал, что это стало одним из самых крупных кибернападений за всю историю Америки.
В XXI веке биты и байты могут представлять такую же угрозу, как пули и бомбы
Пострадали некоторые из «наиболее засекреченных систем», в том числе имеющие отношение к системам наблюдения и спутниковой связи, уточняет «Голос Америки**». Однако представитель Пентагона не уточнил, какого рода информация была украдена.
Уильям Линн также не сообщил, правительство какой именно страны стоит за действиями хакеров: «Мы догадываемся, кто стоит за кибератакой на Пентагон, но мы не располагаем прямыми уликами», – цитирует Линна «Азиатский репортер». Впрочем, издание вслед за рядом мировых агентств, в том числе Associated Press, сообщает, что в прошлом в организации таких атак в первую очередь подозревались Россия и Китай.
Между тем в сообщении американского военного ведомства подчеркивается, что изощренность хакерской атаки на Пентагон и ее адресность исключают прямую финансовую выгоду в качестве мотива.
Сообщение о крупнейшей краже стало вступлением к официальному обнародованию «Стратегии министерства обороны по действиям в киберпространстве». В ней указывается, что Пентагон теперь будет рассматривать киберпространство как «поле оперативной деятельности», такое же, как суша, море, воздушное пространство и космос, передает ИТАР-ТАСС.
«В XXI веке биты и байты (единицы информации) могут представлять такую же угрозу, как пули и бомбы, – отметил Линн. – Нажатие на клавишу (на клавиатуре компьютера) в одной стране может привести к серьезным последствиям на другой стороне планеты через мгновение ока».
«То, что киберпространство теперь будет рассматриваться как поле оперативной деятельности, означает, что военным нужно защищать свои компьютерные сети, обучать и оснащать свои подразделения для осуществления кибермиссий, – заключил первый заместитель главы Пентагона. – Мы должны быть готовы ответить на враждебные действия в киберпространстве точно так же, как мы это делаем, отражая враждебные действия на суше, в воздухе и на море. США оставляют за собой право в соответствии с законами войны ответить на серьезные кибератаки пропорциональным и справедливым образом в то время и в том месте, которые мы выберем», – констатировал он. Причем последнее высказывание Линна относилось как раз к прошедшей масштабной атаке.
В то же время Уильям Линн заверил, что Штаты стремятся избежать милитаризации киберпространства. Тем не менее стратегия безопасности компьютерных сетей будет «обеспечиваться как организацией эффективной защиты, так и угрозой ответных действий». «Согласно нашим оценкам, кибератаки станут существенным компонентом любого будущего конфликта с участием крупных держав, стран-изгоев или террористических группировок», – предупредил он, и если военная мощь США еще служит сдерживающим фактором для какого-либо государства, то «мы полагаем, что, окажись в руках террористических группировок кибероружие, они не преминут им воспользоваться».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, директивы, разрешающие США проводить кибератаки и кибершпионаж против других стран, Барак Обама подписал 22 июня этого года. Стратегия не была опубликована целиком, но несколько чиновников на условиях анонимности рассказали агентству, что директивы Белого дома позволят, например, военным передавать компьютерные коды другим странам для тестирования возможностей взаимодействия между сетями друг друга. Цифровой код будет пассивным и не содержит вирус или червя, который способен причинить ущерб. Но если США вступят со страной в военный конфликт, то этот код поможет проложить путь для будущих кибератак, которые должен будет санкционировать лично президент.
Но, согласно подписанным Обамой директивам, Пентагону запрещено проводить кибератаки с территории других государств, если те не дали на это согласие. Это напоминает механизм получения разрешения на пролет истребителей через воздушное пространство другой страны.
После официального обнародования стало известно, что стратегия основывается на пяти принципах: признание киберпространства приоритетным полем оперативной деятельности, использование тактики «активной защиты», содействие министерству национальной безопасности в защите важных компьютерных сетей, организация коллективной защиты от киберугрозы вместе с союзниками и партнерами, а также лишение кибертеррористов возможных «преимуществ».
Отметим, что буквально за день до представления Штатами киберпрограммы Великобритания обновила свою антитеррористическую стратегию, включив в нее новое понятие – «киберджихад». «Со времени смерти Усамы бен Ладена «Аль-Каида*» призвала к активизации не только автономных акций и действий террористов-одиночек, но и «киберджихада». Со стороны террористов был предпринят уже целый ряд попыток вторгнуться в Facebook. Будет использоваться и Twitter», – предупреждают создатели доклада из британского правительства.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента