Госдума в пятницу вечером приняла во втором чтении закон «Об основах охраны здоровья граждан». Документ гарантирует россиянам право на бесплатную медпомощь, позволяет пациенту один раз в год самому выбрать врача и медорганизацию, закрепляет единые стандарты оказания медицинской помощи на всей территории России. В законопроекте также подчеркивается недопустимость отказа в медицинской помощи пациентам, независимо от места их постоянного проживания или регистрации. Эти требования будут распространяться на все медучреждения страны, независимо от формы собственности.
В окончательной версии закона мы разрешили проводить аборты женщинам до 12 недель беременности – в случае, если на это нет медицинских противопоказаний
Также уточняются полномочия федеральных и региональных органов власти. Так, федеральные министерства и ведомства будут отвечать за спасение жизни людей при чрезвычайных ситуациях, организацию медицинской эвакуации, координацию и внедрение передовых медицинских технологий, а также контролировать качество оказываемой медпомощи и безопасность медицинских изделий.
Региональные органы власти теперь будут отвечать за оказание первой и скорой помощи. При этом скорая помощь не может быть платной.
Отдельно оговариваются права родителей с маленькими детьми. Родители будут иметь право находиться в больницах со свои детьми, не достигшими четырехлетнего возраста. Одновременно законопроект разрешает тестировать школьников на наркотики, а также обязывает медицинские организации страховать гражданскую ответственность перед пациентами.
ВЗГЛЯД: Что изменилось в законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к процедуре второго чтения, над доработкой которого депутаты работали все лето?
Сергей Колесников: Принципиально новое, что появилось в законе, – это четкое разграничение платной и бесплатной медицинской помощи. Мы более конкретно прописали распределение полномочий между региональными и муниципальными медучреждениями. Также ко второму чтению изменились сроки передачи в систему Обязательного медицинского страхования скорой помощи – до 2015 года. В законопроекте появилась статья по контролю за качеством медицинской помощи, во многих статьях закона теперь упоминается профилактика, здоровый образ жизни и приоритет материнства и детства.
#{smallinfographicleft=345940}Также в законе наконец-то было дано определение редким болезням, а также прописано, что этот список может быть расширен правительством. Полномочия по лечению такого рода больных ложатся на федеральные власти. Если же определенные болезни не вошли в этот список, финансировать лечение будут уже региональные власти.
ВЗГЛЯД: То есть, можно сказать, что со вступлением в силу нового закона со страниц газет и журналов исчезнут статьи с просьбой перечислить деньги тому или иному ребенку, страдающему от тяжелого заболевания? Эту нагрузку возьмет на себя государство?
С.К.: К сожалению, пока нет. Финансирование такого рода операций начнется только с 2013 года. В бюджет следующего года эти статьи расходов не заложены. При этом с 2014 года полномочия по закупке лекарственных средств для такого рода пациентов будут переданы на региональный уровень, однако потраченные деньги будут возмещаться из федерального бюджета.
ВЗГЛЯД: В законопроекте подчеркивается приоритет интересов пациента при оказании ему медицинской помощи. Как на себе ощутят его обычные россияне, стоящие в очередях в поликлиниках или лежащие в больницах?
С.К.: Вводятся стандарты и правила оказания медицинской помощи, которые будут распространяться на всю страну, и нарушение этих норм будет караться как Административным, так и Уголовным кодексом. То есть, прописываются общие правила охраны здоровья граждан, профилактики, организации систем здравоохранения. Однако, нужно заметить, если пациент не будет бороться за свои права, то для него ничего не изменится.
ВЗГЛЯД: Наиболее жаркие споры в последние полгода в РПЦ и медицинском сообществе шли вокруг абортов. Как эта статья выглядит в итоговой версии законопроекта?
#{interviewsociety}С.К.: По этому вопросу с самого начала существовали две противоположные точки зрения. Одни предлагали все разрешить, а другие – наоборот, все запретить. Были и те, кто предлагал обязать женщин заручаться поддержкой мужа или вообще запретить бесплатные аборты. Мы решили так не делать, ведь это неминуемо привело бы к росту криминальных абортов и к женской смертности.
В окончательной версии закона мы разрешили проводить аборты женщинам до 12 недель беременности – в случае, если на это нет медицинских противопоказаний. При этом, если женщина обратится в медицинскую консультацию до 11 недель беременности, ей должны дать неделю, чтобы подумать, стоит ли делать аборт. Если женщина пришла в женскую консультацию на 11–12-й неделе беременности, ей должны дать два дня тишины. Также мы решили впоследствии уменьшить количество показаний к прерыванию беременности, длящейся более 12 недель. В остальном мы оставили все, как было прежде.
ВЗГЛЯД: В разработке закона самое активное участие принимала и Национальная медицинская ассоциация во главе с Леонидом Рошалем. Какие из предложенных им поправок были учтены в итоговой версии законопроекта?
С.К.: Были учтены более 100 предложенных им поправок. В частности, теперь профессиональные медорганизации будут представлены в государственных органах. Для этого был специально утвержден принцип формирования общественных профессиональных медорганизаций, объединяющих 25% врачей. Это даст возможность врачебным ассоциациям влиять на политику государства в области здравоохранения.
ВЗГЛЯД: А что изменится для врачей со вступлением закона в силу?
С.К.: Самое главное, что теперь правительство и региональные власти смогут создавать дополнительные социальные условия для привлечения в регион медицинских кадров. При этом в законе четко прописывается, что федеральные власти смогут возмещать недостающие средства регионов на поддержку врачей. Хотя ответственность с регионов за финансовую поддержку врачей все равно никто не снимает.
ВЗГЛЯД: Отразится ли законопроект на финансировании здравоохранения? Будут ли увеличены дотации из федерального бюджета?
С.К.: Никаких революционных изменений не будет. В бюджете на следующий год вообще идет снижение прогнозируемых затрат на здравоохранение. Скорее всего, в ближайшие годы будет происходить поэтапное улучшение системы здравоохранения в целом. Но это не революция, а скорее наведение порядка в системе здравоохранения, которое давно нужно было сделать. Существенного финансирования не планируется и в дальнейшем, это в том числе отражено и в заключении Счетной палаты.
ВЗГЛЯД: Действительно ли теперь россияне, имеющие медицинский полис, смогут получить медицинскую помощь в любой больнице и поликлинике страны, независимо от места постоянной регистрации?
С.К.: Сохраняется приоритет участкового принципа. То есть, человека преимущественно должны обслуживать по месту его жительства. Хотя ему, действительно, будет дано право со своим полисом прийти в любое другое лечебное учреждение и получить помощь в соответствии с федеральным стандартом оказания медицинской помощи. Но нужно заметить, если в Москве на медобслуживание человека тратится 27 тыс. рублей в год, а в Иркутске – 13 тыс. рублей, то в столице человеку, приехавшему из Иркутска, окажут помощь на его 13 тыс. рублей. И все. То есть, человеку не откажут в помощи, но сделают это по минимуму. Но при этом любой россиянин раз в год сможет выбрать страховую компанию, к которой он будет прикреплен.