Общество

13 мая 2008, 17:00

Самый амбициозный авиапроект мира дает слабину

Фото: Reuters

Корректировка планов произошла после решения о переходе от постройки самолетов по индивидуальным техпроцессам (стадия Wave 1) к серийному производству (Wave 2). Тем не менее, после этого заявления акции EDAS на мировых рынках упали незначительно: по сведениям агентства MarketWatch, к закрытию утренних торгов на Парижской бирже падение составило всего 1,1%. Но главный исполнительный директор Airbus говорит, что ситуация уже не выправится.

Вместо планировавшихся к выпуску в текущем году 13 крупнейших в мире авиалайнеров будет построено 12, а планы на 2009 год скорректированы с 25 лайнеров до 21, сообщает сайт Forbes.com. Впервые сведения о возможных задержках производства появились на прошлой неделе в аналитической заметке, опубликованной в германском еженедельнике Wirtschafts Woche.

Руководство одного из крупнейших покупателей Sperjumbo не исключает, что компания потребует у EDAS компенсацию за срыв поставок

«По окончании пересмотра программы A380 Airbus информирует своих клиентов об изменении графика поставок. Результаты этого пересмотра на данном этапе не влияют на финансовые показатели. Степень финансового воздействия может быть определена лишь в результате обсуждений с клиентами и более точной оценки последствий введения нового графика поставок с 2010 года», − говорится в заявлении руководства концерна.

«Время и средства, необходимые для перехода от стадии штучного производства к стадии серийного, оказались несколько большими, чем ожидалось», − сообщает распространенный во вторник пресс-релиз.

Более того, главный исполнительный директор Airbus Том Эндерс говорит, что положение не выправится и в 2010 году: вместо заявленных 45 самолетов компания-производитель сможет сдать лишь 30−40. Эндерс добавил, что А380 по-прежнему «очень, очень сложный проект, мало уступающий высадке человека на Луне», но настаивает на том, что вторичное заявление не является «возвратом на исходные позиции».

Руководство EDAS не спешит оценивать финансовые последствия своего решения до того, как будут проведены переговоры с клиентами и получена более точная оценка последствий введения нового графика поставок с 2010 года. Однако, как пишет во вторник The Guardian, руководство Air Emirates – одного из крупнейших покупателей Sperjumbo − не исключает, что компания может потребовать у EDAS компенсацию за срыв поставок. Напомним, что ближневосточная авиакомпания, заказавшая 58 машин, является крупнейшим покупателем «Суперджамбо».

Первый А380 был передан заказчику – Singapore Air − с 18-месячным опозданием. Тем не менее, «Сингапурские Авиалинии» рассчитывают получить свой пятый самолет этого типа в срок, в начале июля. Компания заказала 19 «Суперджамбо» в шести различных вариантах.

«Сообщение о задержке поставок, конечно, окажет влияние на наши дальнейшие планы по сотрудничеству с Airbus. Но каково будет это влияние – покажут консультации с руководством EDAS», − сообщил по этому поводу агентству Reuter пресс-секретарь Singapore Air Стивен Форшоу.

Как говорит исполнительный вице-президент программы А380 Том Уильямс, ранее заявлявший, что не предвидит дальнейших задержек, «мы руководствовались достаточно консервативным планом, в котором не было учтено множество непредвиденных обстоятельств». Однако тогда для развертывания программы серийного производства «не было никаких дополнительных заводских мощностей», передает агентство Thomson Financial.

Как, собственно, нет их и по сей день. Под «непредвиденными обстоятельствами» Уильямс, скорее всего, подразумевал несговорчивость руководства компаний, на заводах которых EDAS планировал разместить производство своих суперлайнеров.

Так, сообщается, что на прошлой неделе были приостановлены ведущиеся уже пару лет переговоры с компанией Latecoere о покупке или долгосрочной аренде EDAS двух авиационных заводов во Франции, которые планировалось передать под производство элементов планера А380. Временным решением может стать размещение производства на заводах концерна Guest, Keen and Nettlefolds, который согласен выделить под это большую часть своего предприятия в Филтоне, близ Бристоля, однако и этих мощностей будет явно недостаточно для развертывания серии в первоначально запланированном объеме.

Самое неприятное для руководства EDAS заключается в том, что кризис программы А380 произошел в то время, когда концерн Airbus находится в стадии структурной реорганизации.

Из-за сложившейся конъюнктуры руководство «Эрбас» вынуждено всячески сокращать расходы, урезать зарплаты, а к 2010 году будет вынуждено уволить 10 тыс. сотрудников. Сложившуюся ситуацию руководство объясняет просто: основные расходы концерн несет в евро, а самолеты продаются за доллары.

Тем не менее, высшие менеджеры Airbus полны оптимизма. Как говорит руководитель отдела продаж концерна Джон Лихи, переговоры с клиентами ведутся исходя из того, что некоторым из них суперлайнеры нужны немедленно, а некоторые готовы подождать.

«Я не думаю, что из-за наших трудностей будет отменен хотя бы один заказ. Будущее за такими самолетами, как А380», − заявил Лихи во вторник.

Как полагают эксперты, для возвращения затрат на разработку авиалайнера, которые уже превысили 10 млрд долларов, компании необходимо продать не менее 250 Superjumbo стоимостью около 250 млн каждый (на данный момент портфель заказов составляет 159 А380). Очередные задержки с серийным производством отодвигают эти планы на все более неопределенную перспективу.

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Путин поблагодарил создателей системы «Орешник»

Президент России Владимир Путин выразил благодарность создателям системы «Орешник» на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о прямом участии НАТО в конфликте на Украине

Зампредседателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев сообщил, что страны НАТО полностью включились в конфликт на Украине, отметив возможность его эскалации.

Путин: Система «Орешник» – это не модернизация старых, еще советских систем

Ракетный комплекс «Орешник» создан на базе новейших разработок и не является модернизацией советских систем, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Путин объявил о продолжении испытаний ракет «Орешник» в боевых условиях

Президент России Владимир Путин заявил о продолжении испытаний новейших ракет «Орешник» и возможности их применения в боевых условиях при необходимости.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?