Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер призвал срочно обсудить возможный ответ Евросоюза на не согласованные с Брюсселем американские санкции против России. Заседание ЕК должно состояться в среду. Как сообщает Тhe Financial Times, ЕС, возможно, придется реагировать «в ближайшие дни».
Чем пригрозили в Брюсселе
Почему же американцы так заинтересованы во введении санкций? Чтобы создать возможность покупки газа у США
В качестве обсуждаемых мер Брюссель рассматривает признание антироссийских санкций США недействительными на территории Евросоюза, поскольку они нарушают европейские интересы.
Не исключено также, что Брюссель попросит у Белого дома «публичного или письменного заверения», что санкции против России не ударят по интересам ЕС. Также Евросоюз обдумывает введение контрмер согласно нормам ВТО.
В минувшую субботу Конгресс США преодолел многомесячные процессуальные препоны и содержательные противоречия. Было достигнуто согласие по законопроекту о новых санкциях против России и Ирана, а также – возможно – Северной Кореи. Ориентировочно 25 июля по проекту будет проведено голосование, затем его должен будет подписать президент Дональд Трамп.
Законопроект изначально встретил жесткую критику не только в Москве, но и в Брюсселе. Так, на прошлой неделе в Еврокомиссии указывали: односторонние действия Вашингтона создают угрозу, прежде всего, проекту «Северный поток – 2».
Между тем, как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, новый законопроект бьет и по американскому президенту, поскольку резко ограничивает его возможности отменять санкции или приостанавливать их действие. Трамп может оказаться перед трудным выбором.
«Следуйте тому, что говорит Сара»
В Сенате, судя по всему, уверены, что Трампу придется подписать законопроект. Эту уверенность подкрепило воскресное заявление пресс-секретаря Белого дома Сары Сандерс: администрация Трампа «поддерживает жесткость в отношении России и введение этих санкций, в частности».
Позже в воскресенье новый директор по связям с общественностью Белого дома Энтони Скарамуччи сделал прямо противоположное заявление. Он сообщил: Трамп не уверен в том, что за «вмешательством» в выборы в США стоит Москва. В воскресном заявлении позиция Трампа по законопроекту была представлена неверно, и президенту еще предстоит принять решение, сообщил Скарамуччи. Однако некоторое время спустя он забрал свои слова обратно.
«Моя ошибка», – сказал Скарамуччи газете The New York Times, отвечая на запрос, какому сообщению все-таки верить. «Следуйте тому, что говорит Сара (Сандерс)», – подчеркнул директор по коммуникациям. Между тем Скарамуччи является начальником Сандерс, а не наоборот, отметила NYT.
Судя по итогу этой «запутанной истории», вероятность того, что Дональд Трамп все же поставит подпись под санкционным законом, весьма велика.
Каким может быть эффект от санкций для России
«Новые санкции в основном касаются ряда российских банков (которые и так уже находятся под санкциями) и ряда нефтегазовых компаний», – пояснила газете ВЗГЛЯД замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева. «Для нефтегазовых компаний здесь никаких существенных угроз нет», – подчеркнула собеседница.
Кокорева отметила, что уже побеседовала с представителями некоторых наших нефтегазовых компаний. Они заявили, что с момента введения первых санкций осуществляют краткосрочное и среднесрочное заимствование в банках западных стран и имеют возможность кредитоваться как в России, так и в Азии и Латинской Америке.
С банками ситуация другая. «Здесь данные санкции могут спровоцировать рост спроса на валюту на внутреннем рынке. Это приведет к ослаблению российского рубля в среднесрочной перспективе. Мы уже сегодня видим, что реакция рублевых пар негативная. Однако можно сказать, что рынок был к этому готов, потому что всплески менее резкие, чем ожидалось изначально, и даже основные российские фондовые индексы также реагируют очень умеренно» – подчеркнула эксперт.
Европейская реакция вызывает удивление
#{smallinfographicleft=757291}Обычно Европа поддерживает действия США, хотя уже действующие санкции наносят урон торговым отношениям партнеров. Поэтому нынешняя реакция Еврокомиссии и других брюссельских структур вызывает удивление, отмечает Кокорева.
Но причина очевидна: европейский бизнес, особенно в Германии, страдает от этих санкций. Потери стран, которые ввели санкции, составляют более 100 млрд долларов – согласно докладу, который в апреле представил Идрис Джазаири, спецдокладчик ООН по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на права человека. При этом же расчете общие потери России оцениваются в наполовину меньшую сумму – 52–55 млрд долларов.
По оценке Восточного комитета германской экономики (Ost-Ausschuss der Deutschen Wirtschaft), которую приводит издание Handelsblatt, «уменьшение объемов экспорта из стран-ограничителей в РФ связано на 43% с санкциями и только на 20% – с экономическим кризисом в стране после 2013 года».
Жан-Клод Юнкер и другие представители европейских структур исходят из позиции, что «материальные потери ЕС при ухудшении торговых взаимоотношений между Евросоюзом и Россией могут увеличиться», – отметила Кокорева. Если санкции будут поддержаны, то и банковский «сектор ЕС понесет определенный ущерб», – резюмировала эксперт.
«В итальянских интересах – получать российский газ»
«Санкции не в наших интересах», – подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД депутат парламента Италии от партии «Лига Севера» Паоло Гримольди.
Американская дипломатия в течение 10 лет призывает итальянские правительства, итальянских политиков из разных партий не строить «Южный поток», рассказал депутат. «А ведь в чьих интересах этот проект? В итальянских и в российских – иметь возможность продавать и получать газ», – подчеркнул парламентарий. Почему же американцы так заинтересованы во введении санкций? Чтобы создать возможность покупки газа у США».
Как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, объявленное Белым домом намерение зарабатывать миллиарды долларов на торговле сжиженным природным газом (СПГ) неизбежно приведет к столкновению американских компаний с Газпромом. Европейцы также, заметим, не в восторге от заокеанской газовой экспансии. Так, в мае прошлого года Франция неожиданно выступила против США, пытающихся завоевать место на европейском газовом рынке.
«Когда видишь такое поведение (США), то понимаешь, что кошмар США – если Россия и ЕС начнут работать вместе», – подчеркнул Паоло Гримольди. Поэтому они используют свою экономическую и политическую мощь, дипломатию и так далее, чтобы держать на большом расстоянии друг от друга Европу и Россию, указал собеседник. «Иногда они находят кого-то очень удобного для США, например Ангелу Меркель», – отметил депутат. Но иногда они сталкиваются с тем, что европейская политика сильно отличается от американской, добавил он.
Вашингтон пытается «дисциплинировать Германию»
«Ситуация просто безобразная. Американский Конгресс внаглую пытаются провести свою личную повестку дня и убить сразу нескольких зайцев, – заявил газете ВЗГЛЯД германский политолог Александр Рар. – Они хотят ослабить своего собственного президента, разрушить его попытки установить хорошие отношения с Россией, а также ослабить или даже попытаться разрушить российскую энергетическую политику в Европе». Напомним, ранее эксперт Германского института экономических исследований Клаудия Кемферт отмечала в комментарии изданию Passauer Neue Presse: планы США по санкциям на поставки углеводородов в Европу снижают экономические возможности Германии.
Санкции США направлены на то, чтобы пропустить на европейский рынок свои собственные, американские компании, а также «дисциплинировать такие страны, как Германия, которые по-прежнему выступают за близкие энергетические отношения с Россией», – указал Александр Рар.
Если американцам, а точнее их истеблишменту и системе, которая за всем этим стоит, удастся все сделать, как они хотят, «тогда они фактически поставят Европу на колени», – подчеркнул Рар. В связи с чем политолог выразил надежду, что европейцы возьмут наконец инициативу в свои руки и смогут показать свою стойкость и упорство – пойдут против США в вопросе санкций.
Тем не менее эксперт опасается, «что Европа, к сожалению, на это не способна». Хотя если бы ЕС снял часть барьеров в отношении торговли с Россией, они могли бы показать, что заинтересованы в плодотворном сотрудничестве с Россией и выходе из кризисной ситуации, которая сложилась на Украине, добавил собеседник.