Информацию о предложении Порошенко опубликовал журнал «Форбс» – в статье, которая раскрывала подробности о встрече Владимира Путина с видными российскими магнатами 19 марта. Тогда на закрытой встрече с членами бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей президент якобы подробно говорил о разных аспектах украинского кризиса – от санкций до Новороссии. В частности, как утверждает источник «Форбс», Владимир Путин рассказал о том, что на встрече в «нормандском формате» в Минске Петр Порошенко предложил России забрать Донбасс:
Россия не возьмет Новороссию, потому что ее волнует вся Украина – которая не может и не должна оставаться под властью русофобских «элит
«Он мне прямо сказал: «Забирайте Донбасс». Я ему ответил: «Сбрендил, что ли? Мне Донбасс не нужен. Если вам не нужен, то объявите о его независимости».
В дальнейшей беседе Порошенко якобы дал понять Путину, что украинские власти не могут пойти на признание независимости Донбасса, на что президент России ответил, что в таком случае Киев должен платить населению юго-восточных областей пенсии, пособия и восстановить банковскую систему.
Один из участников встречи президента с РСПП подтвердил «Форбсу» этот рассказ, добавив важные детали: «Порошенко предложил России забрать Донбасс на финансовое обеспечение. А Путин сказал о том, что речь об этом может идти только в случае, если Донбасс войдет в состав России, пока же Донбасс – часть Украины, и все выплаты должны быть с украинской стороны».
Реакция на эту информацию последовала незамедлительно. Представитель украинского МИДа Евгений Перебийнис написал в «Твиттере», что «Забирайтеся з Донбасу» не означает «Забирайте Донбасс», а совсем даже наоборот» («забирайтеся» по-украински значит «убирайтесь»). В Москве пресс-секретарь президента Песков заявил, что «не совсем хорошо, что какие-то участники этого мероприятия рассказывали о содержании своего общения с президентом». Пусть это будет на их совести – рассказывали они правду или неправду», – сказал Песков, добавив, что никак не собирается это комментировать, да и вообще никогда не комментирует содержание «закрытых» частей общения президента с участниками мероприятий. А глава РСПП Александр Шохин хотя и сказал, что слова Путина о разговоре с украинским президентом были искажены, но отказался пересказывать то, что в действительно говорил Путин.
Таким образом, Киев в категоричной, а Москва в более обтекаемой форме отказались признавать сам факт подобного предложения. Тем не менее это не означает, что его не было – более того, именно такое поведение Порошенко прекрасно вписывается в логику действий Киева.
Конечно, Порошенко открытым текстом не предлагал Путину забрать Донбасс – но даже из пересказа слов Путина неназванным участником встречи с РСПП видно, что президент России и не приписывал украинскому руководителю таких слов: речь шла о том, чтобы Москва взяла содержание Донбасса на себя, то есть стала бы финансировать территории, неподконтрольные Киеву. В такой позиции Порошенко нет ничего удивительного – самые разные представители украинской власти не раз высказывались за то, чтобы потребовать от России денег на Донбасс. Например, премьер Яценюк в середине февраля, буквально через пару дней после минской встречи Путина и Порошенко, заявил:
«О восстановлении Донбасса. Я думаю, что логично ставить вопрос о репарациях со стороны Российской Федерации. Они уничтожили Донбасс. И Россия должна платить за восстановление Донецка и Луганска».
Не говоря уже о том, что Украина уже давно прекратила выплаты пенсий и пособий в восставших регионах – на такое странное отношение к собственным гражданам не раз указывал и Владимир Путин, а признание необходимости возобновления выплат было зафиксировано в договоренностях по итогам минской встречи. Так что Киев хочет, чтобы Москва финансировала Донецк – и поэтому Порошенко вполне мог сказать «забирайте Донецк», имея в виду содержание региона. Причем сказать это он мог в ответ на упреки Путина в том, что Киев отказывается выполнять свои обязательства перед миллионами жителей Новороссии – не выплачивая им пенсии и пособия. Мы не будем платить сепаратистам, вы их поддерживаете, вот вы и платите им пенсии, берите на себя – примерно так мог говорить украинский президент.
При этом Порошенко не мог не понимать, что подобное предложение фактически означает первый шаг Киева к признанию отделения Новороссии, даже больше – к отказу от нее. На что и указал Путин, ответив, что, пока Донбасс часть Украины, все выплаты должны идти из Киева – а если Порошенко Донбасс не нужен, пускай он объявляет о его отделении. Почему же президент Украины сделал такое предложение – только ли из желания переложить на Россию финансирование восставшего региона?
Конечно, нет – по сути, он и хочет сделать так, чтобы Россия забрала Донбасс. Он не может высказать это публично – но именно к этому фактически и призывает Путина, намекает ему на это. Неудивительно, что Путин правильно понял намек Порошенко – даже если он не говорил на встрече с РСПП о том, что украинский президент предлагал ему «забрать Донбасс». Путин видит и понимает, что Порошенко хочет избавиться от Новороссии – и не дает ему это сделать. Почему это нужно Порошенко и почему отказывается Путин?
Для Порошенко отказ от Новороссии является не только единственным шансом сохранить свою власть – это единственная возможность продолжить евроинтеграцию Украины, пускай и уменьшенной в размерах. А именно атлантизация незалежной и является главной задачей киевской власти и большей части украинской элиты – точно так же, как и для США важнейшей целью является недопущение реинтеграции исторической России, то есть окончательный и бесповоротный уход Украины на Запад.
Конечно, по ходу развития украинского кризиса, после крымского ответа России и войны в Новороссии среди англосаксонских стратегов все большее влияние приобретают сторонники использования Украины как поля для эскалации долгого и кровавого конфликта с Россией – те, для кого главным принципом становится «не уведу Украину, так хоть создам Москве максимальные и долгие проблемы». Это реалисты – те, кто уже понимает, что блицкриг с похищением Украины провалился, и делать ставку на атлантизацию не то что всей, но и даже и части Украины бессмысленно, а значит, нужно менять тактику сдерживания, переходя к затяжной войне ради ослабления России, а не приобретения Украины. Но все же эта точка зрения пока не победила – и главной остается уверенность в том, что Украину нужно уводить на Запад.
Не целиком – в вероятность этого, будем надеяться, верят уже лишь самые радикальные и оторванные от реальности стратеги – но большей части. Крым уплыл, Донбасс восстал, Россия наготове – значит, нужно изолировать сепаратистские регионы, чтобы предотвратить распространение «заразы». Поставить европейских или ооновских миротворцев на границу с Новороссией (не случайно Киев все активней раскручивает эту тему) и начать наводить порядок на оставшейся Украине, приготавливая ее «евроинтеграцию» (которая на самом деле лишь синоним перехода под атлантический зонтик).
Сторонники этого плана исходят из того, что Россия не будет вмешиваться – более того, она почему-то должна будет согласиться на обещания Запада гарантировать статус внеблоковой Украины (которые, понятное дело, в любой момент будут нарушены, но смогут обеспечить необходимое время для успокоения России). Среди украинской элиты этот план публично не пользуется популярностью – практически никто из киевских политиков не может заявить о пользе, которую принесет отказ от Донбасса. Но сама эта мысль давно уже прокачивается в украинском общественном мнении – и в нужный момент овладеет массами.
Петр Порошенко все же больший реалист, чем многие другие представители киевской «элиты» – и он понимает, что Донбасс потерян не только для него или нынешней власти в целом, но и для прозападной Украины как таковой. Причем не просто потерян – он еще и угрожает самому проекту ухода оставшейся Украины на Запад. Значит, нужно отдать Донбасс России – но сделать это так, чтобы это не выглядело в глазах уже год как воюющих с москалями украинцев как предательство. Идеально было бы, если бы Россия сама забрала себе Новороссию – присоединила ее, ну или хотя бы признала ее независимость. Тогда можно было бы отстегнуть вагоны и отправить оставшийся состав на западный путь.
Но вот беда – Путин упорно отказывается «аннексировать» Новороссию. Тысячи погибших в Донбассе, крики о том, что «Путинслил», искреннее непонимание многих как в Новороссии, так и в России – и все равно не берет. Москва всячески помогает Новороссии – людьми, едой, медикаментами, деньгами, делами, но даже на уровне пропагандистской войны практически не угрожает признанием независимости Новороссии. Еще немного, и Порошенко публично начнет призывать – забирайте, гады-оккупанты, себе Донбасс, только отстаньте от нас. А Москва все так же будет в ответ говорить – ну что вы, давайте уже договаривайтесь между собой в рамках Украины, как вам жить вместе.
И это не цинизм, не нежелание признать российское участие в украинских делах, не отказ от поддержки русского мира и национальных интересов – это последовательная борьба за них, основанная на трезвом расчете. Россия не возьмет Новороссию, потому что ее волнует вся Украина – которая не может и не должна оставаться под властью «элит», продвигающих вестернизацию этой части русского мира. Новороссия будет менять, переформатировать, переучреждать Украину – и этот процесс не остановит ни желание нынешнего Киева избавиться от нее, ни мифические миротворцы.
Россия не может забрать у Порошенко его проблемы – потому что они не в Донбассе, а в том антироссийском выборе, который сделали украинские олигархи и политики. Но отказаться от упования на Запад Порошенко не может, вот и пытается избавиться от Донбасса – причем так, чтобы это выглядело как российская аннексия, а не результат гражданской войны. Не получится – гражданская война не закончена, и Россия никуда не торопится: подождем, пока вся Украина станет новой. Зачем нам один Донбасс или даже вся Новороссия – мы ждем их вместе с Малороссией. В Евразийском союзе или сразу в России – это уж как-нибудь договоримся.